Файл: Состав, структура и организация Конституционного суда Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заявитель может не согласится с отрицательной позицией Секретариата Конституционного Суда РФ по своей жалобе и вправе потребовать принятия Конституционного Суда РФ решения по этому вопросу. В этом случае по результатам проверки, проводимой в срок не позднее одного месяца, Конституционный Суд РФ рассматривает этот вопрос на пленарном заседании. При признании отрицательного решения Секретариата Конституционного Суда РФ обоснованным, Конституционный Суд РФ выносит определение о несоответствии жалобы перечисленным выше требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Конституционный суд решает вопросы права с позиций конституции как основного закона государства, принципов и норм, содержащихся в ней. В ходе конституционного судопроизводства конституционный суд воздерживается от установления фактических обстоятельств дела, что будет предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государственных органов.

Согласно статье 53 названного Закона сторонами в конституционном судопроизводстве будут:

1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность кᴏᴛᴏᴩого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция кᴏᴛᴏᴩых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия кᴏᴛᴏᴩых подтверждаются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими документами. Стоит сказать, что каждая из сторон может иметь не более трех представителей, включая представителя по должности

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
  • органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер.


Они различаются в зависимости от видов производств. Таковыми могут выступать:

• по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст. 125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Представителями сторон по должности могут выступать:

  • по должности: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.
  • по поручению представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. участниками процесса в Конституционном Суде РФ наряду со сторонами и их представителями являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению конституционного правосудия.


Они привлекаются в процессе по инициативе Конституционного Суда, судьи-докладчика и сторон. Главная задача данных лиц заключается в том, чтобы сообщить Конституционному Суду информацию, необходимую для истинного решения вопроса.

Эксперт - лица, обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Эксперты могут привлекаться как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания Суда. Экспертиза в конституционном судопроизводстве существенно отличается от судебной экспертизы в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, так как проводится прежде всего по вопросам права.

Свидетели в конституционном судопроизводстве призваны, скорее, свидетельствовать о самой законодательной и правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно.

Участниками конституционного судопроизводства являются переводчики, назначаемые Конституционным Судом РФ для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком. Согласно Регламенту Конституционный Суд РФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе.

Практика Конституционного Суда РФ выявила необходимость приглашения в судебное заседание представителей заинтересованных ведомств.

Круг заинтересованных ведомств довольно широк. Конституционный Суд РФ относит к заинтересованным ведомствам

Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека, Следственный комитет при прокуратуре РФ, высшие судебные инстанции, налоговые, таможенные и иные государственные органы в зависимости от содержания рассматриваемых дел.

Приглашенные представители заинтересованных органов присутствуют на протяжении всего хода судебного разбирательства, в том числе слушают выступления сторон, экспертов, представителей иных заинтересованных государственных органов.

Предмет доказывания в конституционном судопроизводстве совпадает с предметом рассмотрения конкретного дела, т. е. ус­тановлением соответствия Конституции РФ объекта конститу­ционного контроля по основаниям, указанным в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. Предмет доказыва­ния предопределяет пределы исследования по делу. Специфика предмета доказывания в конституционном судопроизводстве заключается в том, что он ограничен вопросами права, уясне­нием соответствия (несоответствия) положениям Конститу­ции РФ объектов конституционного контроля путем их сопо­ставления на основе установления их правового содержания.


Доказательствами в конституционном судопроизводстве яв­ляются сведения, данные правового характера, которые получа­ет и которыми оперирует Конституционный Суд РФ в процессе рассмотрения дела. Доказывание осуществляется на основе ин­формации, содержащейся в доказательствах, опосредуемых спе­циальными средствами, называемыми средствами доказывания.

Указанные выше доказательства как информация правового характера содержатся в средствах (источниках) доказывания. Таковыми являются тексты Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, указов Прези­дента РФ, и т.п.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ использует раз­нообразные средства доказывания, источники информации по вопросам права, в исключительных случаях при установлении фактических обстоятельств:

• объяснения сторон (ст. 62). Стороны дают пояснение по су­ществу рассматриваемого вопроса, аргументируют свою пози­цию, изложенную в обращении. Им гарантируется право изло­жить свою точку зрения в полном объеме;

• заключение эксперта (ст. 63), которое представляет собой выводы лица, обладающего специальными познаниями по во­просам права, касающимся рассматриваемого дела. Как извест­но, заключения экспертов в иных видах судопроизводства не касаются вопросов права. Конкретные вопросы к эксперту, формулируемые судьей-докладчиком или Судом, не могут ка­саться вопросов по существу дела (например, соответствует ли проверяемый закон Конституции или нет), разрешение кото­рых составляет исключительную прерогативу Суда. Выводы эксперта не имеют приоритетного значения и оцениваются так же, как и другие доказательства;

• свидетельские показания (ст. 64), т. е. сообщения не заин­тересованных в исходе дела лиц об обстоятельствах, относя­щихся к рассматриваемому делу, которые известны им лично.

Это сведения о фактах и обстоятельствах, которые непосредст­венно воспринимались свидетелем, но не мнения о них, не его выводы и умозаключения;

• объяснения специалистов, обладающих специальными по­знаниями в различных областях науки и техники;

• объяснения представителей заинтересованных ведомств',

• документы (ст. 65), содержащие сведения о фактах, имею­щих значение для решения дела. При этом подлинность до­кументов не должна вызывать сомнение. По решению Суда к материалам дела приобщаются исследованные им документы в подлинниках или заверенных копиях.


В качестве доказательств в конституционном судопроиз­водстве дополнительно используются:

• общеизвестные факты,

• юридическая практика, связанная с нормотворчеством, по­ниманием и применением права.

Согласно ч. 2 ст. 74 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ принимает реше­ние по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным тол­кованием или сложившейся правоприменительной практикой.

Источником сведений о юридической практике могут быть судебные решения и другие правоприменительные акты, акты официального и неофициального толкования законов, поста­новления пленумов высших судебных инстанций, а также объ­яснения сторон, представителей заинтересованных ведомств;

• обыкновения, складывающиеся в конституционном судо­производстве и фиксируемые в Регламенте Конституционного Суда РФ;

• научные данные в сфере права, доктрина конституционного правосудия.

Процесс доказывания в конституционном судопроизводстве, осуществляемый Конституционным Судом РФ и сторонами, участвующими в деле, направлен на установление с помощью доказательств объективной истины по делу, т. е. вывода о кон­ституционности (неконституционности) проверяемых объектов конституционного контроля. Структура процесса доказывания складывается из действий по определению предмета доказы­вания, выявлению и собиранию, исследованию и оценке доказа­тельств.

Выявление и собирание доказательств происходит уже на ста­дии предварительного изучения обращения судьями и при под­готовке дела к слушанию и продолжается в судебном заседа­нии. Соответствующие операции — истребование текстов пра­вовых актов, документов и других материалов, привлечение специалистов, экспертов, определение свидетелей и т. п. — вы­полняются судьей-докладчиком и Конституционным Судом. В сборе доказательств участвуют стороны и их представители.

Исследование доказательств означает их анализ в целях вы­яснения относимости, допустимости, достоверности и доста­точности.

• относимость доказательств есть признание их значимости для дела;

• допустимость предполагает установление того факта, что доказательства получены законным способом;

• достоверность доказательств увязывается с их соответстви­ем действительности;

• достаточность доказательств означает наличие доказа­тельств, позволяющих Конституционному Суду РФ сделать итоговый вывод по существу рассматриваемого дела.