Файл: Состав, структура и организация Конституционного суда Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 780

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституционный суд российской федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Датой создания Конституционного Суда России принято считать 30 октября 1991 года – день, когда конституционные судьи провели свое первое рабочее совещание, хотя велись споры о том, какую же дату следует считать подлинным днем рождения Суда: день принятия первого закона о Конституционном Суде, день выборов судей или день первого заседания нового судебного органа

Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов (из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации).

Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц (статья 6Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») (из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7октября 1997 года N 88-О).

Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ по проверке соответствия Конституции РФ различный нормативных правовых актов, а также тот факт, что имеются несоответствия в них Конституции и делают эту тему актуальной на сегодняшний день.

Цель курсовой работы: изучение Конституционного суда Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;

- анализ организации деятельности Конституционного Суда РФ;

- определение полномочий Конституционного Суда РФ как специализированного органа конституционного контроля;

- определение взаимодействия Конституционного Суда РФ с другими органами государственной власти Российской Федерации.

Предмет курсовой работы: общественные отношения, которые складываются в сфере конституционного судопроизводства, объектом является правовое закрепление властных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.


Глава 1. Развитие конституционного суда в Российской Федерации

1.1 История возникновения конституционного суда в Российской Федерации

Идея формирования в нашей стране специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, возникла в ходе демократизации общественной жизни во второй половине 80-х годов прошлого века. В результате был создан Комитет конституционного надзора СССР (ККН СССР).

1 декабря 1988 года в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов, что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

Съезд не стал формировать ККН, ограничившись созданием Комиссии по подготовке Закона СССР о конституционном надзоре в СССР. В комиссию были включены 23 человека, 14 из которых представляли союзные республики, а остальные считались представителями союзного "Центра":

  • А.А.Акаев (Киргизия),
  • С.С.Алексеев,
  • В.Г.Бадамянц (Армения),
  • Т.П.Буачидзе (Грузия),
  • Ю.В.Голик,
  • И.Н.Грязин (Эстония),
  • Г.И.Еремей (Молдавия),
  • Ю.Х.Калмыков,
  • Д.А.Керимов (Азербайджан),
  • Г.К.Крючков (Украина),
  • В.Н.Кудрявцев,
  • С.Х.Негматуллоев (Таджикистан),
  • О.Овезгельдыев (Туркмения),
  • А.С.Павлов,
  • З.К.Рустамова (Узбекистан),
  • В.И.Семенко,
  • В.Я.Скудра (Латвия),
  • А.Ю.Смайлис (Литва),
  • А.А.Собчак,
  • У.М.Султангазин (Казахстан),
  • А.Я.Сухарев,
  • Г.Н.Тарнавский (Белоруссия),
  • А.М.Яковлев.

Созданная Съездом Комиссия избрала своим председателем Д.А.Керимова. В комиссии сложилось меньшинство (Т.Буачидзе, И.Грязин, В.Скудра, А.Смайлис), выступавшее за полное выведение республиканского законодательства из-под общесоюзного надзора.

Среди ученых-правоведов продолжались споры по поводу вариантов будущего закона: одни предлагали сохранить Комитет конституционного надзора, другие выступали за создание Конституционного Суда СССР, третьи считали необходимым передать функции конституционного контроля Верховному Суду СССР.


21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и новую редакцию статьи 125 Конституции. Закон вводился в действие с 1 января 1990. Так же избрал председателя ККН и его заместителя. Остальных членов ККН съезд поручил избрать Верховному Совету.

26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других правовых актов. Однако в отношении наиболее значимых актов решение ККН могло быть преодолено Съездом народных депутатов СССР.

За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

Во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (к сожалению, их было только пятеро), собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит в личном качестве и обратится в Верховный Совет СССР с достаточно резким запросом, в котором они выражали озабоченность сложившимся положением. Однако функционирующие в тот период СМИ преподнесли позицию членов ККН таким образом, что сложилось впечатление, будто ККН либо почти одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них, что не соответствовало действительности.

Самым же длительным и массовым (по числу вовлеченных в него лиц) делом за всю историю Конституционного Суда стало дело о проверке конституционности указов Президента Российской Федерации, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. Одновременно Конституционный Суд проверял и конституционность самих партий — КПСС и Коммунистической партии РСФСР.

По данному делу Судом было принято взвешенное, сбалансированное, подлинно миротворческое решение. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 года М 9-П по делу о проверке конституционности указов Президента Российской Федерации от

23 августа 1991 года М 79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 года 90 «Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 года М 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности К ПСС и КП РСФСР1 признавалось, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако при этом рядовые члены партии были выведены из-под удара. Конституционный Суд указал на то, что запрета на исповедуемую ими идеологию в демократическом государстве быть не может, а следовательно, невозможен и запрет на объединение в организацию людям с соответствующими убеждениями.


Решением повлекшим за собой самые неблагоприятные последствия, стало признание Конституционным Судом противоречащим Конституции Указа Президента о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Соответствующее решение было принято 5 октября 1993 года. На следующий день первый председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин ушел в отставку с занимаемой должности. А еще через день, 7[1] октября 1993 года, Президент Российской федерации Б. Н. Ельцин своим указом фактически приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Обновленные правовые основы деятельности Конституционного Суда были закреплены в ее статье 125. Подробное описание определяемой указанной статьей компетенции общероссийского органа конституционного правосудия содержится в разделе, посвященном статусу, компетенции и организации Конституционного Суда Российской Федерации. В настоящем же разделе имеет смысл отметить, что к принципиальным изменениям по сравнению с ранее действовавшим регулированием деятельности Конституционного Суда относилось следующее.

1. Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе, полномочия по оценке конституционности действий тех или иных лиц, а также деятельности политических партий. Подобного рода функции, по сути дела, отошли к судебным инстанциям общей юрисдикции. Соответствующий порядок принят во многих странах мира (хотя и принадлежность соответствующих полномочий органам конституционной юстиции не является редкостью для европейских государств).

2. Нормативно установленная численность судей Конституционного Суда Российской Федерации увеличилась с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла акт, ставший новой основой деятельности отечественной конституционной юстиции, — Федеральный конституционный закон М 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию закона проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом Российской Федерации, а 23 июля — опубликован и вступил в силу.

В начале февраля 1995 года Суд был полностью укомплектован (в его состав тогда вошли шесть новых судей). 13 февраля 1995 года вторым Председателем Конституционного Суда России был избран выдающийся отечественный правовед, ныне покойный Г.А. Туманов (два года спустя на смену ему пришел третий Председатель Конституционного Суда — М.В. Баглай). В первом квартале 1995 года в Суде был в полном объеме возобновлен процесс рассмотрения судебных дел.


Наиболее громким процессом, состоявшимся в Конституционном Суде в середине 1990-х годов, стал проходивший летом 1995 года процесс по делу о проверке соответствия Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, связанных с восстановлением конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года М 10-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года NQ 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики»,

Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года М 2166

«О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года М 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Се-верного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года №1833 «Об основных положениях Военной доктрины Российской Федерации»[2] Суд указал, что Конституция Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего решения вопроса об изменении статуса субъекта Российской Федерации и о его выходе из состава России. Соответствующая правовая позиция суда, безусловно, сыграла определяющую роль не только в деле восстановления конституционного порядка в Чечне, но и в сохранении территориального и — в целом — государственного единства современной России.

Следует также отметить, что в 1995—2000 годах Конституционным Судом

Российской Федерации было принято 12 постановлений о толковании

Конституции Российской Федерации. В указанных актах были надлежащим образом разъяснены важнейшие конституционные положения, касающиеся статуса Президента России, правового положения субъектов Российской Федерации, законодательного процесса, взаимоотношений главы государства с палатами Федерального Собрания, системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществления право-судия, процедуры внесения изменений в текст Конституции.

Кроме того, в этот период решениями Конституционного Суда Российской Федерации были посредством надлежащей конституционной оценки нормативных положений законодательства существенно скорректированы в духе защиты прав человека и гражданина многие базовые институты гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и других отраслей российского права.