Файл: Состав, структура и организация Конституционного суда Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 787

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указом Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 "О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации" было постановлено, что с 21 мая 2008 года Конституционный Суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство в г. Санкт-Петербурге.

Глава 2. Состав и структура Конституционного Суда Российской Федерации

2.1 Состав Конституционного Суда РФ и статус судей Конституционного Суда

Конститу­ционный Суд Российской Федерации – это судебный орган конститу­ционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его конституционно-правовой статус регламентируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.).

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Прези­дента РФ.

Согласно статье 8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых - несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.


Первым базовым требованием к кандидату на должность судьи КС РФ является требование быть гражданином РФ. Исходя из закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства граждан нашей страны, Закон не устанавливает каких-либо дополнительных требований, касающихся оснований приобретения гражданства РФ либо продолжительности пребывания в нем.

Следует также отметить, что согласно требованиям подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей судьей КС РФ не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Таким образом, на должность судьи КС РФ не могут быть назначены бипатриды, полипатриды, а также граждане, являющиеся нерезидентами РФ.

В отношении требования к возрасту необходимо отметить, что кандидат на должность судьи КС РФ должен достичь 40-летнего возраста не позднее дня рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ вопроса о его назначении на должность, а не к моменту внесения Президентом РФ соответствующего представления в верхнюю палату парламента России.

Что касается безупречной репутации кандидата на должность судьи КС РФ, то минимальный уровень соответствующей безупречности в отношении любого судьи в нашей стране определяется положениями подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей, согласно которому судьей может быть только гражданин, не имеющий или не имевший судимости, либо гражданин, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям. В настоящее время перечень соответствующих оснований закреплен в ст. 133 УПК РФ.

В отношении высшего юридического образования необходимо отметить, что свидетельством наличия последнего могут служить как отечественные документы о высшем образовании, подтверждающие соответствующую квалификацию, так и признаваемые в Российской Федерации (или нострифицированные в установленном порядке) аналогичные документы иностранных государств.

Касательно стажа работы по юридической профессии следует обратить внимание на то, что в подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей содержится указание на 15-летний стаж работы кандидата по юридической специальности. Однако, поскольку согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, продолжает действовать норма к указанной статьи, в которой речь идет именно о стаже работы по профессии. Применительно к определенным видам деятельности (например, применительно к работе в издательстве правового профиля) указанные понятия могут не совпадать. Впрочем, на практике проблема преодоления возможных коллизий легко решаема, поскольку вопрос определения профессионального стажа довольно подробно урегулирован действующей в настоящее время Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 г. N 10(35)-5.


Помимо рассмотренных выше требований, федеральное законодательство о статусе судей предъявляет к кандидатам на должность судьи КС РФ ряд общих для всех российских судей требований, касающихся духовного, душевного и физического здоровья. В силу указанных требований согласно п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей кандидатом на должность судьи КС РФ может быть лишь гражданин РФ, не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, а также не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Предоставление указанным в части первой статьи 9 ФКЗ некоторым органам и лицам возможности вносить Президенту предложения о кандидатах на должность судьи имеет целью обеспечить сбалансированный состав Конституционного Суда: по юридической специализации кандидатов, их политическим взглядам, с различных территорий страны.

В число субъектов, которые могут предлагать Президенту кандидатуры судей Конституционного Суда, относятся прежде всего сам Конституционный Суд, а также ВС и ВАС (высшие судебные органы), Министерство юстиции и Генеральная прокуратура (федеральные юридические ведомства), Всероссийский съезд судей и Федеральная палата адвокатов, действующие соответственно на основании ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (всероссийские юридические сообщества), Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве (юридические научные заведения), высшие юридические учебные заведения (не обязательно государственные).

Указом Президента от 4 октября 2001 года N 1185 утверждалось Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, в том числе КС. Однако никакие предложения не обязывают Президента делать выбор из предложенных ему кандидатур. Он может внести на утверждение Совета Федерации собственную кандидатуру судьи, в т.ч. одновременно несколько кандидатур, предоставляя тем самым Совету Федерации право выбора судьи.




Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями в пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

На данный момент в состав Конституционного Суда РФ входят:

    • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации - Зорькин Валерий Дмитриевич
    • Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации - Стрекозов Владимир Георгиевич
    • Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации - Данилов Юрий Михайлович

2.2 Полномочия Конституционного Суда РФ по действующему законодательству

Перечень полномочий Конституционного Суда РФ определен в статье 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ:

1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.[3]

С запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ одного из вышеуказанных актов могут обратиться: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

2)Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Федерации.

Правом на обращение в Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, а Президент России также в случае не достижения согласованного решения при использовании в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.


3)Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Это полномочие Суда называется конкретным конституционным контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.

Правом на обращение в Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 29) и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 35) устанавливают право обращения с жалобой в Конституционный Суд соответственно Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора РФ.

При принятии к рассмотрению жалобы производство в суде или ином органе по делу, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, может быть приостановлено по решению суда или иного органа.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.

2.3. Конституционное судопроизводство

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.