Файл: Особенности памяти как познавательного психического процесса.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности памяти как познавательного психического процесса
1.1 Понятие и сущность социального интеллекта
1.2 Существующие методики и диагностики изучаемого явления (феномена).
Глава 2. Анализ методик диагностики свойств памяти
Введение
Эта тема актуальна и по сей день потому-то что память является неотъемлемой частью личности человека. Память является одним из ценнейших свойств челов еческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всякого познания.
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Память характеризует нашу индивидуальность и принуждает действовать тем или иным методом больший степени, чем другая отдельно взятая специфика нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее.
Именно память уберегает прошлое от забывания, не даёт ему стать таким же недостижимым как будущее. Другими словами, память придаёт целенаправленность ходу времени. Для каждого индивида память является неповторимой. Память позволяет нам осознавать и собственую уникальность, и личность других людей Память - одно из значимых свойств психики человека. Любая форма психической деятельности оперится на память Память в психологии считается одним из основных познавательных процессов. Она является своеобразной основой всякого познавания. Память займет особенное место среди психических познавательных процессов. Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению её в дальнейшем. Родоначальником научного психического анализа памяти считается Г. Эббингауза Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, Ф. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, П. П. Болонский, А. А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие.
При изучении памяти эти ученые разработали ряд законов и теорий памяти. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени
Цель работы – исследовать память как познавательный процесс.
Основными задачами, которые мы ставили перед собой, являются:
- проанализировать основные научные подходы и направления в области разработки проблем памяти;
- рассмотреть основные процессы памяти, определяемые в современных условиях, и охарактеризовать основные её виды;
- изучить основные методы исследования памяти, Методологические основания работы – теоретические положения общей психологии, различные теории памяти (ассоциативные, нейронные, биохимические, социально-генетические).
Объект исследования:
Предмет исследования: изучение памяти и характеристик
Целю исследования – проблема памяти в психологических исследованиях, основные процессы и виды памяти, основные методы её исследования.
Целью исследования в данной работе является изучение памяти , методов их исследования, а так же их характеристик
Гипотеза: Предполагается
Методы исследования: В качестве методов исследования для подтверждения данной гипотезы применялось тестирование и анализ литературных источников.
В исследовании применялись методики: «Память на образы», «пиктограммы», «запоминание 10 слов»(Лурия А.Р)
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, эссе. Общий объем работы __ страница компьютерного текста.
Глава 1. Особенности памяти как познавательного психического процесса
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
- Память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть все го, что с ним произошло. Память - это способ сущест вования психики во времени, удержание прошлого.
- память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память – это не просто какая-то единая функция.
- В ней участвует много различных процессов. Существуют три различных типа памяти:
- 1) как «непосредственный отпечаток» сенсорной информации;
- 2) кратковременная память;
- 3) долговременная память.
Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика – 0,1-0,.
Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти
Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим
1.1 Понятие и сущность социального интеллекта
Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта – прогнозирование поведения. По Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей, и взаимодействовать с ними. Э. Торндайк утверждал, что социальный интеллект существует отдельно от обычного интеллекта
В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми [37].Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не оперирование понятиями.
Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.
Г. Айзенк указывал, что во многом трудности определения интеллекта вытекают из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепции интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей». Биологический интеллект, по его мнению, – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение.
Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (G).
Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.
Социальный интеллект - относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального «мышления, проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем интеллекта является достаточная социальная компетентность во всех её аспектах.Анализ истории изучения социального интеллекта свидетельствует, что социальный интеллект — достаточно сложное, неоднозначно трактуемое психологическое явление. Однако его характеристики отражены в имплицитных теориях, что позволяет утвердительно отвечать на вопрос о реальности существования феномена, обозначаемого как социальный интеллект. С одной стороны, отсутствие целостного подхода к пониманию социального интеллекта отражает его сложность, но одновременно открывает перед учеными и более широкие возможности в поиске путей исследования социального интеллекта, рассмотрения его различных аспектов и проявлений. К таким активно изучаемым характеристикам относятся социальная компетентность, социальная перцепция, понимание людей, социальная адаптация и адаптивность, построение жизненных стратегий и решение проблем бытия и т. п.
Несмотря на то, что отсутствуют четкие и однозначные дефиниции, доказательные, эмпирически проверенные подходы, в сфере изучения социального интеллекта идет активный поиск базовых понятий, адекватных методик сбора эмпирических данных и их объяснения. Очень условно можно выделить три группы подходов к пониманию содержания социального интеллекта
1.2 Существующие методики и диагностики изучаемого явления (феномена).
Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И.Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания - произвольного и непроизвольного - у испытуемых разного возраста.
Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д.Кажерадзе(1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А.Корниенко(1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000. С.56.
Изучению индивидуальных различий в запоминанием посвящено большое число работ обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916), Гауппа(1913), И.С.Продановой в обобщающих трудах Уипма(1913), С.А.Рубинштейна(1940), Мак Пича и Аарона(1952), Хавланда(1951).
Подавляющиеся большинство этих исследований направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала, т.е. количественная и качественная сторона процессов.
Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга.
При экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).
В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта. Для определения факторов, стимулирующих память в процессе познавательной деятельности учащихся, применяют методы сбережения, воспроизведения элементов и некоторые другие. В клинике поражений головного мозга широко используется изучение процессов памяти с целью диагностики.
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.
Методики:
1.Куб Линка. Для сообразительности, устойчивости внимания, эмоциональных реакций. Необходим куб, состоящий из 27 маленьких деревянных кубиков размером 3х3см. Стороны маленьких кубиков окрашены в три разных цвета (красный, зеленый, желтый) таким образом, что из них можно сложить большой куб так, чтобы все наружные его грани оказались одного цвета. Показывают собранный куб одного цвета, например красного и заставляют убедиться, что он со всех сторон и с донышка красный. Затем экс-р его разваливает и просит исп-го его собрать, так, чтобы он со всех сторон был красным.
2.Изучение типа памяти.
4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:1-слухового;2-зрительного;3-моторно-слухового;4-зрительно-слухо-моторного. Первый ряд слов читает психолог с интервалом 4-5 с между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и 10мин. отдыхает. Второй ряд испыт-ый читает про себя 1 раз, а затем записывает (зрительное запоминание). Через 10 минут третий ряд – психолог читает слова, а исп-ый шепотом повторяет их и записывает в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листке. 4-ый ряд психолог читает и испытуемый одновременно смотрит на них и шепотом повторяет каждое слово. Далее записывает по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание). Дается каждый раз по 10 слов для запоминания. Затем подсчитывается коэффициент типа памяти. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти.