Файл: Особенности памяти как познавательного психического процесса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Методика «Заучивания 10 слов».

Предложена Лурия А.Р.Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Оборудования не требует, но необходима тишина. Перед началом опыта экспер-р должен записать в одну строчку ряд коротких слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый эксп-р пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. Важна большая точность произнесения и неизменность инстр-ции. Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое:сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо вниматкльно. Когда закончу читать сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Порядок повтора слов роли не играет. Экс-р читает слова медленно четко. Когда испыт-ый повторяет слова эксп-р ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем продолжает инструкцию. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил- все вместе в любом порядке». Экс-р снова ставит крестики под словами, кот-ые воспроизвел испы-ый. Затем снова повторяется 3,4 и 5 раз, но уже без инструкций, просто говорит «Еще раз». Затем переходит к другим эксперимента, а в конце исследования, примерно спустя 50-60мин, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». По горизонтали – номера повторений, по вертикали- номера правильно воспроизведенных слов. По форме можно сделать вывод относительно особенностей запоминания. «Кривая запоминания» может указывать и на ослабления запоминания и на утомляемость.

4.Опосредованное запоминание по Леонтьеву. Методика предложена Лурия и Выготским, разработана и апробирована Леонтьевым. Для исследования памяти, но оказалось также продуктивной для анализа особенностей ассоциации больных, т.е. характеристики мышления. Для проведения необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки 5х5 см.каждый. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует, т.к. методика тщательно апробирована. Набор карточек третьей серии:диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, самолет и т.д.Слова для запоминания: свет, обед, молоток, одежда, поле , игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога. 4-ая серия несколько трудней, но интереснее для выявления особенностей мышления. Набор карточек: полотеце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус…Слова для запоминания четвертой серии: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. Раскладываются все 30 карточек серии в любом порядке. Вам нужно будет запомнить ряд слов. Чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз когда я назову слово, выбрать какую-либо карточку, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, слово дождь, здесь его не нарисовано, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово. Все отобранные карточки откладываются. Спустя 40 минут или час, показывают по одной карточки в перемешанном порядке, просят вспомнить слово и спрашивают как удалось его вспомнить заданное слово, чем эта карточка напомнила слово. Истолкование результатов. Исследование направлено на сопоставление непосредственного и опосредованного запоминаия у детей разного возраста и взрослых. Совершенно не важно какую карточку выберет исследуемый. Например, для запоминания»молоко» может выбрать коровы, т.к. она дает молоко. Здесь нет правильного или неправильного выбора, важно ,что испыт-ый установил содержательную, смысловую связь между словом и карточкой.


5. «Пиктограмма». Предложена Лурия (опросредованное запоминание) Для проведения 12-16 слов или выражений для запоминаий: веселый праздник, тяжелая работа, развитие, болезнь, обман…Необходимо к каждому слову нарисовать что-то, чтобы потом его воспроизвести. Слова и буквы писать нельзя. Спустя час предлагается воспроизвести слова глядя на рисунки.

6. «Узнавание фигур» - оценка кратковременной зрительной памяти. Психолог использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течении 10 с показывает его ребенку. Затем предъявлякт сразу другой рисунок, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других 25. Ребенок должен найти те фигурки, кот-е он видел в первом случае. Пс-г отмечает и подсч-т число правильно и неправильно указанных фигур. Подсчитывается коэффициент узнавания по формуле.

Глава 2. Анализ методик диагностики свойств памяти

2.1 Краткая характеристика используемых в работе методик

В данном исследовании принимало участие участие 20 человек .Из них было 16 представители женского пола и 4 мужского. В исследовании участи принимали люди возрастной категории от (19-25).

Испытуемые проявляли интерес к прохождению методик Исследование проводилось в групповом формате, в аудитории университета. Время на прохождение методик заняло время около часа. В участии принимали люди имеющие работу, учащиеся в университетах

Перед началом выполнения работы испытуемыми была прослушана инструкция выполнения. Методики выполнялись последовательно один за другим .

В исследовании проверяется , основные процессы и виды памяти.

Выбор методик для исследований был обусловлен для исследования памяти ,и изучения особенностей запоминаний. В исследовании использовалось три методики : «Память на образы», «пиктограммы», «запоминание 10 слов»(Лурия А.Р)

МЕТОДИКА «ПИКТОГРАММЫ»

В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма - образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.


Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. Его описание было дано А.Р. Лурия (1930). Ученица К. Левина Г.В. Биренбаум предложила использовать пиктограммы для исследования мышления (1934). Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограммы впервые были применены Л.В. Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Разработка методики пиктограммы принадлежит С.В. Лонгиновой (1972).

Классический метод пиктограммы используют в патопсихологии, клинической психологии, а также при военной или судебно-психиатрической экспертизе. Он применяется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не как “тест для массового применения”.

Цель:изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал:1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция:“Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более старших:

1. Весёлый праздник

2. радость

3.гнев

4. мальчик трус

5. Отчаяние

6. Общительность

7. Пластичность

8. Быстрый человек

9. Скорость

10. Печаль

11. Любовь

12. Глухая старуха

13.Гнев

14.Теплый вечер

15 Импульс

16.Энергичность


.

Обработка данных:подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.). 

Представляет интерес модификация методики пиктограмм, предложенная Б.Г.Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследования, сколько в интерпретацию получаемых данных. 

При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы (по ним проводится формализованная оценка рисуночных образов): 

— абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика);

— фактор индивидуальной значимости;

— фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и повторяющиеся образы);

— фактор адекватности.

Интерпретация пиктограмм, по Б.Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений: учитывается количественное соотношение образов разного типа, количество индивидуально значимых и адекватных образов.

Представляют интерес выделенные Б.Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации (под неформализуемыми образами понимаются пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких рисуночных образов к одному понятию):

Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), исследование слухоречевой памяти

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.


Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов.

Они должны отвечать нескольким условиям:

1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);

2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).

Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Методики изучения образной памяти

Методика «Память на образы».

Цель проведения методики: выявление уровня развития образной памяти.

Материалы и оборудование: секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили».

Процедура исследования: обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 16 образами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать в течение 1 минуты на бланке.