Файл: Анализ методов исследования памяти Анализ методов исследования памяти.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
Введение
Память можно определить как важнейшую форму психической регуляции деятельности, которая также выступает в качестве основы видового и индивидуального поведения. Память помогает человеку получать информацию из прошлого и обогащать настоящее, с ее помощью человек может сохранять факты и трансформировать их в различные идеи. Также память способствует формированию индивидуальности, выстраиванию связи с окружающим миром и формированию планов на будущее.
Кроме того, стоит отметить, что память составляет основу способностей человека и выступает в качестве условия для научения, приобретения знаний, развития умений и навыков. Без памяти личность и общество не могли бы нормально функционировать. Именно благодаря наличию памяти и возможности ее совершенствовать человек выделяется из мира животных и может достичь различных высот. Также стоит отметить, что развитие памяти имеет важное значение для прогресса общества.
Под памятью понимается способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Памятью обладают все живые существа, при этом на наиболее высоком уровне она развита именно у человека. Она, в качестве психического процесса, направленного на сохранение и воспроизведение информации, развивается и совершенствуется через общественно-трудовую деятельность, и представляет собой сложный исторический продукт, связанный с историческим бытием и исторической деятельностью человека.
Проблеме памяти в психологии уделяется достаточно много внимания, при этом она рассматривается как с экспериментальной, так и с теоретической точки зрения. Такой интерес к данному вопросу основан на исключительной значимости процессов памяти в произвольной человеческой активности, будь то обучение, труд, общение, научная работа и в целом повседневная жизнь.
До недавнего времени многие исследователи отмечали, что проблема памяти является одним из наиболее тщательно исследованных разделов психологической науки. Однако дальнейшее исследование закономерностей памяти способствовало тому, что она снова стала актуальной для исследователей. Разработка проблемы памяти, а также исследования в данной области способствуют прогрессивному развитию различных областей знаний.
На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что анализ памяти и методов ее исследования является актуальным и требует дополнительного изучения.
Объект исследования: память как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: методы исследования памяти.
Цель исследования: провести анализ методов исследования памяти и ее характеристик.
Гипотеза исследования: Между выбранными для данного исследования методиками будет наблюдаться корреляционная зависимость.
Задачи:
- Изучить основные научные направления в области разработки проблем памяти
- Рассмотреть методики диагностики памяти
- Провести анализ взаимосвязи методик исследования памяти
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, беседа
3) анализ результатов исследования.
Методики исследования:
- Методика «Заучивание 10 слов» (Лурия А.Р. );
- Методика «Пиктограмма» (Лурия А.Р.).
Структура и объем работы. Объем работы составляет 39 страниц. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 7 источников.
Глава 1. Особенности памяти как познавательного психического процесса
Понятие и сущность памяти
Память является одним из основных процессов которые определяют когнитивные способности человека. Без памяти не могли бы полноценно существовать ни личность как отдельная единица, ни общество в целом. Что же всё таки представляет собой память? Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.[2] Память позволяет человеку запоминать его прошлый опыт и использовать его в дальнейших событиях. Она как бы представляет собой мосты между прошлым, настоящим и будущим человека.
Как и любой другой процесс, память имеет свою физиологическую основу. В 19 в. французский учёный Поль Брок сформулировал теорию функциональной локализации, в которой утверждается о том, что за память отвечают разные участки головного мозга. Всё зависит от того на каких реакциях организма она была основана.[3] Анатомическая точка зрения памяти предполагает, что за память отвечают кора головного мозга, разделённая на различные зоны, лимбическая система и мозжечок, но основная часть всей деятельности происходит в гипоталамусе и височной доле каждого полушария. Также работа памяти определяется работой нейронов, которые связаны в мозге между собой.
Память один из первых разделов в психологии, где был применён экспериментальный метод. Исследователями были предприняты попытки измерить процессы памяти и описать законы, которым они подчиняются. Немецкий психолог Г. Эббингауз в 80-х годах предположил приём для изучения законов так называемой «чистой» памяти, которые не зависят от деятельности мышления. Он включал в себя заучивание заучивание бессмысленных слогов. В результате своего исследования он вывел основные кривые запоминания материала. Исследования Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина и немецкого психолога Г. Э. Мюллера. Крепелин применил приемы для анализа того как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, Мюллер же посвятил своё исследование законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.[4]
В конце 19 и начале 20 века было проведено изучение формирования навыков у животного . Данное исследование было проведено американским психологом Э. Торндайком. Для достижения этой цели применялся анализ ого, как животное обучалось находить путь в лабиринте и как оно закрепляло вои навыки. Научную форму эти исследования приобрели благодаря И. П. Павлову. Им был предложен метод изучения условных рефлексов. В дальнейшем его учение о высшей нервной деятельности и её законах стали основными источниками знаний о физиологических процессах памяти.
В конце 1920-х годов Л. С. Выгодский впервые приступил к исследованию изучения высших форм памяти у детей. Вместе со своими учениками он показал что формы памяти представляют собой сложную форму психической деятельности, социальной по своему происхождению.[5]
А. А. Смирнова и П. И. Зинченко в своих исследованиях раскрыли новые законы памяти как осмысленной деятельности и установили зависимость запоминания от поставленной задачи.
Память часто представляется в виде одного единого механизма, но тем не менее в науке были выделены виды памяти.
Наиболее распространена классификация П. П. Блонского, в которой выделяются следующие виды памяти:[6]
- В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения (двигательная, эмоциональная, образная, словестно-логическая);
- В зависимости от характера деятельности (произвольная, непроизвольная);
- В зависимости от способа запоминания (механическая, смысловая);
- В зависимости от продолжительности хранения материала (ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная).
Рассмотрим каждый вид памяти.
Двигательная память включает в себя запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Память этого вида служит основой для формирования практических и трудовых навыков. Если бы двигательная память отсутствовала, человеку пришлось бы каждый раз учиться осуществлению движений.
Эмоциональная память отвечает за запоминание чувств, эмоций. Ранее пережитые чувства, которые были сохранены в памяти, проявляются в виде сигналов, которые побуждают или наоборот удерживают от действия.
Образная память представляет собой память, отвечающую за представление картина природа и жизни, а также звуки, вкусы и запахи. Такая память бывает слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной и вкусовой. Эти условия памяти развиваются со спецификой условий деятельности.
Словестно-логическая память – наши мысли. Этот вид памяти специфически человеческий. Опираясь на уровень развития других видов памяти, она становится ведущей и от её развития становится зависимо развитие других видов памяти. Основная её роль заключается в усвоении знаний в процессе обучения.
Следующие виды памяти это произвольная и непроизвольная. При непроизвольной памяти запоминание и воспроизведение происходят без специальной цели что-то вспомнить. В случае произвольной памяти всё наоборот, она представляет собой целенаправленный процесс. Вместе они представляют собой две последовательные ступени развития памяти.[7]
Как говорилось ранее, в зависимости от способа запоминания выделяют два вида памяти. Первая – механическая, её отличие в том, что она не опирается на осмысление материала для запоминания. Вторая – смысловая память, основывается на систематизированных ассоциациях и обобщениях запоминаемого материала.
Ультракороткая память может быть двух типов: иконическая – для зрительного восприятия и эхоническая – для слухового восприятия. Данный вид памяти связан с удержанием информации в сенсорном регистре. В последствии она трансформируется в кратковременную память.[8]
Кратковременная память, ещё один вид памяти связанный с продолжительностью хранения материала. В кратковременной памяти сохраняется та информация к которой привлечено внимание. Информация в ней сохраняется после обработки и интерпретации. Для данного типа памяти возможно произвольное управление с помощью повторения и символизации. Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера в котором указанно что он равен «семь плюс минус два».[9] Именно столько элементов может удерживать кратковременная память. Также Миллером было экспериментально подтверждено что если будет необходимо в течении короткого времен сохранить информацию которая содержит более 7 элементов, мозг на почти бессознательном уровне просто сгруппирует эту информацию так, чтобы число элементов для запоминания не превышало допустимо числа.[10]
Долговременная память – память на продолжительное время (минуты, дни, годы). Она состоит из нескольких уровней сложных механизмов записи информации:
- чувственном,
- эмоциональном,
- интеллектуальном.
Объём и длительность долговременной памяти, можно сказать, не имеют границ. Но информация не всегда может быть вовремя извлечена. Всё зависит от организации хранения информации, а всего их два:
- с произвольным доступом;
- без произвольного доступа.[11]
Последний вид памяти – оперативная память. Она обеспечивает осуществляемые человеком действия, которые актуальны в данный момент времени. Именно в этом виде памяти образуется вся смесь информации, которая поступает из кратковременной и долговременной памяти.
У оперативной памяти есть свои характеристики продуктивности они включают в себя:
- Объём оперативной памяти – количественный показатель сохраняющегося в памяти и воспроизведённого материала. Показатели сохранённого материала называются оперативными единицами памяти;
- Точность – показатель идентичности востребуемого и воспроизводимого материала;
- Скорость запоминания – показатель времени которое тратиться на запоминание нужной информации;
- Длительность сохранения- время в течении которого материал сохраняется без искажений;
- Лабильность – показатель соотношения между запоминанием и забыванием;
- Помехоустойчивость – устойчивость к воздействию внешних и внутренних помех.[12]
Кроме видов памяти выделяют и характеристики процессов памяти. Экспериментально процессы памяти исследовал немецкий учёный Герман Эббингауз. Он выделил следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.[13]
Запоминанием называется процесс памяти направленный на на закрепление новой информации с помощью связывания её с ранее приобретёнными знаниями. Первоначальная форма запоминания – запоминание без заранее поставленной цели и без использования приёмов. Запоминание протекает в трёх формах:
- Запечатление (кратковременное и долговременное сохранение материала который был предъявлён в течении нескольких секунд);
- Непроизвольное запоминание (не намеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемой информации);
- Преднамеренное запоминание (намеренное запоминание с целью сохранить информацию).