ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2019
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «Новостная журналистика» для студентов
1. «Сценарий изучения дисциплины»
-
Курс «Новостная журналистика» рассчитан на один семестр и состоит из 18 лекционных часов (1 лекция в 2 недели) и 36 часов практических занятий (2 часа каждую неделю). Лекционный курс выстраивается в соответствии с рабочей программой дисциплины.
-
В лекционном курсе рассматриваются как основополагающие вопросы жанровой теории журналистики, так и конкретные аспекты теории и практики новостных жанров. Акцент делается на практическое освоение методики поиска новостной информации и подготовки новостных сообщений для СМИ в различных жанрах. Каждое семинарское занятие включает в себя и теоретическую, и конкретно-практическую составляющие.
-
Посещая лекции, студент получает необходимые общие установочные положения и дополняет, развивает их на семинарском занятии, анализируя конкретные издания, газетные тексты, пишет учебные материалы.
-
Чтобы правильно распределить время, студенту необходимо регулярно готовиться к семинарскому занятию: читать предложенную литературу и анализировать рекомендуемые новостные издания и тексты, выполнять письменные творческие задания по подготовке собственных материалов.
-
Программой курса предусмотрена подготовка студентами собственных журналистских произведений в каждом из изучаемых жанров и обязательная публикация одного из них в СМИ. Выполнение всех жанровых работ является условием допуска к экзамену по курсу.
-
Программой курса предусмотрена подготовка студентов к контрольной работе по теоретической части курса, а также итоговая письменная работа. Выполнение контрольной работы не менее, чем на 3 балла, и выполнение итоговой письменной работы не менее, чем на два балла, является условием допуска к экзамену по данной дисциплине.
2. Организация самостоятельной работы.
-
При подготовке к семинарским занятиям студент должен внимательно познакомиться с системой вопросов, предлагаемых для освоения, затем изучить рекомендованную литературу, учебно-методические пособия и, наконец, выполнить практические задания по теме.
-
При выполнении контрольной работы №1 необходимо вспомнить выполненные творческие задания (практические задания № 1- 4) внимательно изучить новостные тексты и выявить, обладают ли они качествами, увеличивающими «коэффициент прочитываемости». Изучая конкретный текст, следует выделить его основные компоненты (заголовок, лид, корпус) и проанализировать их, определить композиционную модель материала. При работе с «мягкой новостью» надо обратить особое внимание на конкретные приемы «расширения» новости.
-
Исследование жанровой структуры издания следует проводить на основе внимательного изучения нескольких типичных номеров, с применением методов количественного анализа, по предложенной выше схеме. Название издания, тип издания (по времени выхода, по тематике, по специализации, по возрасту, по полу и т.д.), рассматриваемый(ые) номер(а) газеты. Общая доля новостной и аналитической информации в издании. Специфика новостной информации в издании. Как подаются новости в издании (новостные подборки или блоки, по тематике, рубрики, и т.д.)? Какими источниками информации пользуются журналисты (если это возможно определить)? Найдите на страницах вашего издания удачный и неудачный, на ваш взгляд, новостной материал и аргументируйте свою позицию.
-
При выполнении итоговой письменной работы особое внимание необходимо уделить жанровым особенностям предложенных или самостоятельно выбранных публикаций, правильно определив их принадлежность к жанровой группе и конкретному жанру.
-
При подготовке собственной публикации имеет смысл следовать определенному алгоритму:
- найти событие, представляющее интерес для СМИ;
- собрать предварительную информацию о нем;
- согласовать возможность подготовки материала с редакцией;
- наблюдая событие, точно фиксировать происходящее и свои впечатления;
- собрать уточняющую и дополнительную информацию (комментарии, отзывы, мнения и т.д.);
- с учетом избранного жанра продумать композицию материала;
- подобрать 3-4 варианта хедлайна и лида;
- продумать приемы «расширения новости»;
- написать материал в «жестком» и «мягком» вариантах.
Необходимо помнить, что новостная журналистика требует оперативности, поэтому материал в редакцию следует предоставлять точно в оговоренное время.
При необходимости содействие и помощь в работе студенту оказывает преподаватель.
Методические указания для преподавателей,
ведущих семинарские занятия по курсу «Новостная журналистика»
На семинарских занятиях студент должен приобрести следующие навыки:
-
участия в коллективной творческой работе;
-
точного выражения своих мыслей на профессиональном языке (в форме докладов, выступлений, вопросов, ответов);
-
аргументирования своего мнения, той или иной теоретической позиции;
-
правильного ведения дискуссию.
-
Важнейшей задачей семинаров по журналистике является выработка и закрепление базовых практических навыков профессиональной деятельности. Применительно к дисциплине «Новостная журналистика» это сбор и обработка новостной информации, подготовка материалов для публикации в СМИ.
-
Средством достижения этой цели является сочетание в рамках семинара теоретической и практической работы. Теоретическое освоение темы (опрос, сообщения, доклады, дискуссии и т.д.) следует дополнять и углублять практическими творческими заданиями, анализом текстов СМИ и изданий, собственных произведений студентов.
-
Анализ жанровых работ студентов предполагает как индивидуальные консультации (на этапе выбора темы, работы над текстом), так и открытое обсуждение завершенного произведения в учебной группе. Важно, чтобы в обсуждении активно участвовали студенты. Критику, неизбежную в такого рода дискуссиях, преподаватель должен направлять в конструктивное русло.
-
Результаты контрольных работ необходимо тщательно анализировать и доводить до сведения группы. Однако необходимо понимать, что контрольная работа позволяет не только выявить уровень знаний студентов, но и показывает, какие темы, разделы, конкретные вопросы являются сложными для усвоения.
-
Для подготовки к коллективной лекции по теме «Специфика новостной журналистики на телевидении, радио, в интернет-изданиях, информационных агентствах» необходимо заранее обозначить выступающих, продумать структуру лекции, предложить литературу для изучения и сообщений. Каждое выступление заканчивается ответами на вопросы аудитории, проблемные вопросы обсуждаются всей группой. Итог обсуждения подводит преподаватель.
-
Для подготовки к игре «Придумай заголовок» преподавателю необходимо приготовить 10-13 заметок без заголовков. Первоначальные варианты заголовков стоит наклеить на отдельный лист, предварительно пронумеровав их в соответствии с номерами заметок.
В целом семинарские занятия решают следующие задачи:
- помогают студентам глубоко овладеть изучаемым предметом;
- способствуют развитию у студентов необходимых практических умений и навыков и научного мышления;
- обеспечивают систематический контроль качества знаний по изучаемому предмету.
Из всего многообразия видов семинарских занятий для дисциплины «Новостная журналистика» наиболее подходят семинар-диспут, семинар-деловая игра, семинар-письменная творческая работа.