ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2019

Просмотров: 354

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Словарь терминов И ПОНЯТИЙ


Авторская позиция в публикации – понимание и оценка журналистом (автором текста) характеров людей, персонажей, событий, проблем, проблемный ситуаций, процессов, явлений, актуальных для современной действительности. Авторская позиция проявляет себя в отборе фактов, попадающих в эфир или на страницы газет и журналов, в сюжете и композиции произведения – во всех основных сторонах медиатекста. Авторская оценка может быть выражена прямо, открыто, с помощью применения различных художественно-изобразительных средств, эмоционально-экспрессивной лексики; косвенно – через отбор фактов, персонажей, вложена в уста очевидцев, героев описываемых событий.

Аналитические жанры - материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире, основной функцией которых является интерпретация окружающей действительности, анализ событий, проблем и проблемных ситуаций. Традиционно к АЖ относятся: корреспонденция, статья, рецензия, комментарий, обозрение, обзор СМИ.

Аналитический отчет строится как двухплановый материал: рассказывая о событии, автор одновременно анализирует и оценивает происходящее, причем авторская интерпретация и сама новость представляют собой одинаково значимые аспекты материала. Композиция этого вида отчета более свободна, в случае необходимости журналист может нарушать временную последовательность события, акцентировать внимание на наиболее значимых фактах и опускать несущественные. Нередко свое отношение к событию автор высказывает в специальной вводке к материалу или в послесловии. В современной печатной периодике аналитический отчет получил широкое распространение. Разновидность аналитического отчета - тематический отчет; различаются они тем, что в тематическом анализируется не событие в целом, а отдельные его составляющие.

Брифинг – см. Формы организации интервью.

Виды интервью - классификации интервью по различным основаниям, например, по способу организации текста - интервью-монолог (подробный ответ собеседника на один вопрос) и интервью-диалог (серия вопросов и ответов); по количеству участников - индивидуальное интервью (один собеседник); коллективное интервью (два и более участников); интервью-анкета (группа людей отвечает на один вопрос или одинаковые вопросы); по степени участия автора: если роль журналиста сводится только к тому, чтобы направлять беседу в нужное русло, говорят о традиционном интервью; если же журналист спорит с собеседником, комментирует его ответы, высказывает собственные мнения и оценки, - такое интервью называют комментированным; по целевому назначению: информационное интервью - материал, оперативно сообщающий основные сведения о событии в виде высказываний очевидца или участника; интервью- консультация - беседа журналиста с компетентным собеседником по вопросам, представляющим интерес для аудитории, интервью-анкета (опрос) – беседа журналиста с группой людей, которым задаются одинаковые вопросы или вопрос (цель – выявление мнений), может проводиться в устной или письменной формах, по телефону; проблемное интервью - беседа журналиста с компетентным собеседником (собеседниками) с целью обсуждения актуальной проблемы. Этот вид интервью уже по своей задаче не может ограничиваться информационной функцией и предполагает, что собеседники не только поделятся с журналистом знаниями, но и проанализируют ситуацию, дадут объективную оценку, наметят пути решения проблем; информационно-личностное (портретное) интервью - беседа журналиста с человеком, личность или деятельность которого привлекает общественное внимание. Целью информационно-личностного интервью является духовных, нравственных качеств собеседника, раскрытие его внутреннего мира.


«Воронка» - такая схема построения новостной публикации, в которой суть новости выносится в заголовок и лид; факты в корпусе располагаются не по степени важности, а в логической или хронологической последовательности.

Документ - (от лат. documentum – свидетельство), материальный носитель (бумага, кино- и фотоплёнка и др.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для её передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т. п. В узком смысле документ – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

Достоверность информации - 1. Информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная.
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.); 2. В ст. 57 ЗРФ «О СМИ» речь идет о сведениях соответствующих действительности, т. е. фактах, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами (с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.); 3. В практике журналистов достоверными считаются сведения, публикуемые с 
обязательной ссылкой на источник.

Жанр – исторически сложившаяся форма отображения действительности, имеющая устойчивые признаки, общие для всех произведений данного типа.

Жанровые группы - исторически сложившееся деление публицистических произведений на определенные типы, имеющие специфические устойчивые свойства формы и содержания.

Жанрообразующие категории – см. Критерии выделения жанровых групп.

Жанрообразующие признаки – см. Критерии выделения жанровых групп.

Жанроформирующие факторы - – см. Критерии выделения жанровых групп.

«Желтая» пресса - термин родился в Х1Х веке в Европе. Тогда для издания газет использовалась низкокачественная бумага желтого цвета, снижавшая стоимость газет и обеспечивавшая тем самым их массовость. Впоследствии эпитет «желтая» сопровождает популярные, массовые издания, формулу успеха у читателей которых вывел один из отцов основателей жанра Аксель Шпрингер: «Чужая постель, чужие деньги, чужая смерть». Основное содержание: сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. «Подогреть, вскипятить и сдобрить изюминкой» – принципы германской газеты Bild Zeitung, описанные в книге Гюнтера Вальрафа «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером». Характерные особенности этого типа прессы: преувеличение, использование превосходных степеней; крупные, кричащие, интригующие заголовки; основные темы – ужасы, мистика, убийства, частная жизнь известных людей; обилие иллюстраций, коллажей; систематическое использование обнаженной натуры; конфликтная, агрессивная форма подачи материала; употребление сниженной лексики.

«Жесткая» новость (англ. hard news) - сообщение, содержащее четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ?и построенное в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст. «Жесткий» лид не включает в себя второстепенные детали и излишние подробности, отвлекающими внимание от основного содержания.


Заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль) — это подсистема внутри текстовой системы, состоящая из элементов, находящихся вне текста. Заголовочный ансамбль включает в себя заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки (текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию, в структурно-речевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от текста.

Заметка – это оперативный жанр информационной журналистики, специфическая форма сообщения читателю новостей.

Интервью - (англ. interview). 1) Метод сбора информации путем ее получения от компетентных людей. В этом смысле интервью понимается очень широко - полученной по телефону справки до обстоятельного многочасового разговора со специалистом, участником события и т.д.; 2) информационный жанр, предполагающий оперативное сообщение новостной информации, полученной журналистом от ее непосредственного носителя, в форме диалога (беседы). Основным признаком жанра является прямое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника. Интервью может быть информационным, когда речь идет лишь о фактической стороне темы разговора, т. е. интерес журналиста проявляется в вопросахКто? Что? Где? Когда?, а ответы интервьюируемого представляют собой краткие сведения. В аналитическом интервью появляется вопрос Почему?, следовательно, в ответах оказываются уместными и необходимыми суждения, мнения, оценки, выводы расспрашиваемого. В практике существует также портретное интервью, задача которого представить собеседника в многообразии его персональных характеристик.

Информационные (новостные) жанры - материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? В периодической печати к ИЖ относятся: заметка, отчет, интервью, репортаж. Некоторые авторы включают в это список и зарисовку. Новостная журналистика предполагает доминирование функции сообщения во всех жанрах, в качестве предмета – конкретное событие действительности, использование эмпирических методов сбора информации, экономию речевых ресурсов, отсутствие авторской оценки или минимальный её процент и др.

Информационный повод - мотив появления в газетах, на радио и телевидении информации; основная причина, объясняющая выбор жизненного материала для опубликования; диктуется, как правило, общественной значимостью информации. Если сообщение о фактах, явлениях, событиях способно вызвать изменения в знаниях, мнениях взглядах преобладающей части аудитории данного средства массовой информации, то такой материал выходит в свет или эфир.

Источник информации - гражданин, физическое лицо, в силу своего положения и полномочий располагающий сведениями, которыми интересуются средства массовой информации; документ.


Календарные новостиэто сообщения, связанные с событиями, происходящими в “плановом” порядке - годовщинами, юбилеями, спортивными соревнованиями, выборами праздниками и т.п. “Запланированность” событий позволяет журналистам тщательно готовить материалы, разыскивать интересные подробности, заранее продумывать форму подачи, подбирать иллюстративный материал.

Качества новости, повышающие «коэффициент прочитываемости» - см. «коэффициент прочитываемости».

Качества событий действительности, привлекающие к ним внимание СМИ – это признаки, которыми обладают события, интересные средствам массовой информации. К этим признакам относятся: общественная значимость, масштабность, возможные последствия, актуальность, необычность, интересность и другие.

Качественная пресса - (quality paper - брит. солидная газета) - издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами.

Конспективный лид - краткое изложение основных фактов по степени их важности. Часто строится как ответ на шесть “классических вопросов” или на некоторые из них с акцентированием внимания на главном. Применяется в материалах о текущих событиях и делах. “На минувшей неделе судоремонтный завод Северного флота “Нерпа” запустил в работу поставленную американцами установку по “разрезке” атомных подводных лодок”.

Корпоративная пресса - печать (телевидение, радиовещание) предприятий, промышленных холдингов и компаний, корпораций. Учредителями КП выступают, как правило, руководящие структуры предприятий и организаций.

«Коэффициент прочитываемости» - критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями. Для повышения количества прочтений текста новостной материал должен обладать следующими качествами: близость темы новости читателю (пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.); своевременность (адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов); воздействие новости по ее последствиям (способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации); конфликтность (наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании); неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет); персонификация (упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации); информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).

Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории, признаки, жанроформирующие факторы) – содержательные, структурные, композиционные и языковые признаки, характерные для определенного жанра. К ним относятся характер и специфика объекта (предмета познания), назначение (функция, целевая установка), масштаб охвата действительности (пространственно-временные рамки рассматриваемого события), авторская оценка и уровень выводов и обобщений, способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.


Ленты новостей - постоянно меняющаяся строка на новостных (и не только) Интернет- сайтах, содержащая последние новости в различных областях. При этом "устаревшие" новости уходят в архив. Многие Интернет- СМИ предлагают всем желающим транслировать их новости, то есть публиковать на собственном сайте ленту новостей, забирая ее с сайта СМИ в некотором стандартном формате с нужной регулярностью. Лентой новостей так же называется раздел в новостной передаче, сообщающий о самых последних событиях в различных областях жизни в мире.

Лид – вводная часть журналисткого текста, его первый абзац. Основная функция лида - активное, динамичное начало новостного материала. Лид логически продолжает заголовок, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если заголовок анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение. Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.

Лид- интрига - лид строится на использовании связанного с новостью курьезного или необычного факта, противоречия, чьей-то нелепой ошибки или абсурдного поступка.

В Венесуэле, стране тотального криминала, бандитские разборки могут коснуться кого угодно. Даже популярнейшая Алисия Мачадо, прославившая родину своей победой в Лас-Вегасе на конкурсе “Мисс мира - 96” не осталась в стороне. Сегодня ее обвиняют ... в причастности к покушению на убийство некоего Франциско Сберта“.

Лид-капсула - используется в материалах об известных событиях, перешедших в новое качество, получивших дальнейшее развитие или завершившихся. Цель - показать их динамизм или кульминацию. “В позапрошлом году австралийские ученые нашли в Антарктиде большой кусок метеорита. Его назвали “Мурчесон” и по кусочкам раздали всем крупнейшим институтам мира для обследования. Совсем недавно российские и американские ученые пришли к неожиданному выводу: либо в Солнечной системе задолго до земной существовала жизнь, либо она зарождается где-то помимо Земли”.

Лид-стаккато - очень динамичен, строится как серия коротких фраз, показывающих стремительность развития события или его неожиданные, неординарные проявления. Автор стремится передать читателю нарастающую напряженность, заставляет думать: а что же дальше? “Опрокинутые автомашины вдоль тротуаров и поперек улиц. Разбитые витрины магазинов. Торговцы в панике. Беспорядочные потасовки здесь и там. Обжигающие клубы слезоточивого газа. Стук полицейских дубинок. Нарастающий рев: “Подожгите бензоколонку!”.

Лид-цитата - прямое цитирование или изложение высказывания по поводу новости известного лица, своего рода подкрепление материала авторитетным мнением.