Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2226
Скачиваний: 19
Задание на практическую работу
В качестве задания на практическую работу студенту предлагается
выполнить перечисленные ниже задания, с последующей защитой. Каждому
студенту необходимо выполнить 4 лабораторные работы.
Для выполнения лабораторных работ необходимо выбрать
исследуемую область. Исследуемая область выбирается студентом
индивидуально, например:
−
Учет товаров;
−
Учет материальных ценностей;
−
Учет основных средств;
−
Управление персоналом;
−
Расчеты с персоналом;
−
Кадровое делопроизводство;
−
Учет продаж;
−
Управление заявками на ТО;
−
Управление запасами;
−
Формирование производственных заказов.
Все лабораторные работы можно выполнять как для одной
исследуемой области, так и выбирать область для выполнения каждой
работы.
Результаты работы необходимо оформить в виде отчета.
Студент, не выполнивший и не защитивший практическую работу, к
тестированию или теоретическому экзамену не допускается.
Лабораторная работа 1
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
Цель работы: получить навыки проектирования систем классификации и кодирования
различных видов информации, полученной в ходе проведения предпроектного
обследования бизнес-процессов предприятия.
Задачи: для каждого элемента перечня данных предпроектного обследования
сформулировать и поставить в соответствие свой уникальный код.
Теоретическая часть:
При любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования:
–
полнота охвата объектов рассматриваемой области;
–
однозначность реквизитов;
–
возможность включения новых объектов.
При классификации широко используются понятия «классификационный признак» и
«
значение классификационного признака», которые позволяют установить сходство или
различие объектов.
Разработаны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный,
дескрипторный, которые различаются разной стратегией применения классификационных
признаков.
Иерархическая система классификации строится следующим образом:
–
исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от
выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-
й уровень;
–
каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него
классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень;
–
каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й
уровень и т. д.:
0-й уровень
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен
быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением
выбранного классификационного признака. Количество уровней классификации,
соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления,
характеризует глубину классификации.
Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать
признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического
содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами.
Каждый фасет (Ф
i
) содержит совокупность однородных значений данного
классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в
произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение:
1
2
k
...
Ф
1
Ф
2
Ф
3
...
Ф
n
Значения фасетов
Фасеты
Достоинства фасетной системы классификации: возможность создания большой
емкости классификации, т. е. использования большого числа признаков классификации и
их значений для создания группировок; возможность простой модификации всей системы
классификации без изменения структуры существующих группировок. Недостатком
фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо
учитывать все многообразие классификационных признаков.
Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей)
эффективно используется дескрипторная (описательная) система классификации,
язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов.
Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска. Суть дескрипторного
метода классификации заключается в следующем:
–
отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих
определенную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем
среди ключевых слов могут находиться синонимы;
–
выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т. е. из
совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых;
–
создается словарь дескрипторов, т. е. словарь ключевых слов и словосочетаний,
отобранных в результате процедуры нормализации.
По другой классификации методы кодирования делятся на последовательные,
параллельные и серийно-порядковые.
Последовательный метод кодирования – образование кода классификационной
группировки и (или) объекта классификации с использованием кодов последовательно
расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе
классификации.
Преимуществом этого метода кодирования является простота, а недостатком –
негибкая структура.
Параллельный метод кодирования – образование кода классификационной
группировки и(или) объекта классификации с использованием кодов независимых
группировок.
Этот метод кодирования вследствие его блочной структуры хорошо приспособлен для
часто изменяющихся задач. К недостаткам следует отнести избыточность метода.
Порядковый метод кодирования – образование кода из чисел натурального ряда
путем сквозной регистрации объектов. Данный метод обладает наибольшей полнотой и
простотой для идентификации объектов. Но применение его в чистом виде неэффективно,
так как на его основе трудно получить итоги по объектам со сходными признаками.
Серийно-порядковый метод кодирования – образование кода из чисел натурального
ряда, закрепление отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами
классификации с одинаковыми признаками. Например, с 1-го номера по 10-й
закодирована одна группа объектов, с 11-го по 30-й – другая, с 31-го по 100-й – третья
группа. Этот метод целесообразно применять для объектов, имеющих два или несколько
порядковых признаков.
На практике методы кодирования в чистом виде применяются редко, в основном
используются их различные комбинации. Выбор методов кодирования зависит от
назначения классификатора и решаемых задач.
Описание хода работы
Для обобщения результатов предпроектного обследования составить отчет в
соответствии с правилами организации системы классификации и кодирования. В отчете
должны быть представлены следующие пункты.
1 Построение иерархического классификатора. В данном разделе должен быть
представлен детальный перечень структурных подразделений с указанием взаимодействия
между ними с указанием степени подчиненности.
1.1 Для построения иерархического классификатора определить следующие:
-
Определить число признаков, указать их наименование и соподчиненность
(например, А (факультет) включает Б (специальности), Б включает В (группы), В
включает Г (номера студента в группе)).
-
Определить число значений, принимаемых каждым признаком, и выбрать
максимальное (например, А принимает максимальное значение 5, Б — 3, В — 4, Г — 25).
-
Построить классификационное дерево.
1.2. Построить структуру кода по схеме
Результаты оформить в виде таблицы. В данном разделе должен быть представлен
детальный перечень структурных подразделений с указанием взаимодействия между ними
с указанием степени подчиненности (если возможно). Для каждого внутреннего
подразделения указать перечень должностных лиц с указанием их подчиненности. Данные
представить в форме таблиц:
Код
структурного
подразделения
Тип
структурного
подразделения
Наименование
структурного
подразделения
1
Факультет
МТС
1 1
Специальность
Специальность 1
1 2
Специальность Специальность 2
Код
должностного
лица
Наименование
должностного
лица
Обозначение
структурного
подразделения
Иерархия подчиненности подразделений и должностных лиц задается порядком их
следования в перечне.
Выполнить кодировку всех структурных подразделений и должностных лиц в
соответствии с «Системой классификации и кодирования», используемой при
обследовании объекта автоматизации.
2. Построение фасетного классификатора
Если между признаками нет иерархической зависимости, то имеет место
одноуровневая многопризначная (фасетная) классификация. Она используется для такого
деления объектов на классы, при котором ранг всех признаков одинаков. Классы-фасеты
получают путем отнесения объектов в классы согласно значениям признаков
одновременно.
Например, множество студентов можно разделить по трем признакам: пол,
успеваемость и место проживания (регион). Получим независимые классы-фасеты