Файл: Диплом автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4835

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ

1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ 8

1.1 Обобщенная характеристика предметной области 8

1.1.1 Характеристика объекта исследования 8

1.1.2 Характеристика предмета исследования 10

1.1.3 Существующая технология выполнения выбранной функции управления 13

1.1.4 Преимущества и недостатки существующей технологии выполнения 18

выбранной функции управления 18

1.2 Экономическая сущность исследуемых задач 21

1.2.1 Анализ экономической сущности исследуемых задач 21

1.2.2 Оценка экономического эффекта от внедрения системы «АвтоГРАФ» 24

1.3 Анализ существующих разработок 28

1.3.1 "TopLogistic" 28

1.3.2 "АNTOR LogisticsMaster" 32

1.3.3 «1С-Логистика: Управление перевозками» 34

1.4 Постановка задачи на разработку ЭИС 37

2 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 39

2.1 Новая технология выполнения выбранной функции управления 39

2.2 Описание обеспечивающих подсистем ЭИС 45

2.2.1 Информационное обеспечение 45

2.2.1.1 Информационная модель и ее описание 45

2.2.1.2 Используемые классификаторы и система кодирования 50

2.2.1.3 Характеристика нормативно-справочной и входной информации 51

2.2.1.4 Характеристика результатной информации 56

2.2.2 Математическое обеспечение 58

2.2.3 Техническое обеспечение 60

2.3 Экономические параметры разработки и внедрения ЭИС 62

2.3.1 Планирование и контроль выполнения работ 62

2.3.2 Расчет себестоимости разработки и внедрения ЭИС 65

2.3.3 Обоснование целесообразности разработки и внедрения ЭИС 68

2.3.4 Экономический эффект от внедрения ЭИС 69

3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 72

3.1 Обоснование выбора средств разработки 72

3.1.1 Обоснование выбора средств разработки клиентской части ЭИС 72

3.1.2 Обоснование выбора СУБД 76

3.2 Описание клиентской части ЭИС 78

3.2.1 Дерево функций и сценарий диалога 78

3.2.2 Структурная схема пакета 81

3.3 Описание реализации БД ЭИС 84

3.4 Схема функционирования ЭИС 87

3.5 Обеспечение информационной безопасности при эксплуатации ЭИС 88

3.6 Описание технологии работы с ЭИС 90

3.6.1 Установка программного обеспечения 90

3.6.2 Подготовка ЭИС к работе 91

3.6.3 Работа с ЭИС 95

4 РАЗДЕЛ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 101

4.1 Анализ опасных и вредных факторов при разработке ЭИС 101

4.1.1 Синдром длительных зрительных нагрузок 103

4.1.2 Синдром длительных статических нагрузок 104

4.1.3 Нервно-психические нагрузки 104

4.1.4 Шум и вибрация 105

4.1.5 Электромагнитные и ионизирующие излучения 105

4.2 Разработка мероприятий защиты 106

4.2.1 Меры защиты от зрительных нагрузок 106

4.2.2 Организация рабочего места пользователя ПК с учетом 107

эргономических требований 107

4.2.3 Защита от шума и вибрации 108

4.2.4 Защита от электромагнитных и ионизирующих излучений 108

4.3 Экологическая оценка компьютера как объекта загрязнения 109

окружающей среды 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 111

ПРИЛОЖЕНИЯ 115

А 116


Приложение Б .................................................................................................................. 110

Приложение В .................................................................................................................. 111 Приложение Г .................................................................................................................. 112


ВВЕДЕНИЕ

Любой экономический объект (предприятие, организация, фирма) является сложной, динамичной и управляемой системой и необходимым условием его выживания в постоянно меняющемся деловом мире является наличие развитой информационной инфраструктуры.

Целью дипломного проекта является разработка решения для автоматизации планирования грузоперевозочных рейсов на рассматриваемом предприятии.

Задачи дипломного проекта:

  1. Исследовать особенности существующей технологии планирования грузоперевозок и выявить сопутствующие ей проблемы.

  2. Осуществить постановку задачи на разработку ЭИС.

  3. Осуществить проектирование ЭИС.

  4. Рассчитать себестоимость разработки ЭИС и экономический эффект.

  5. Разработать ЭИС.

Актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью грамотного планирования грузоперевозочных рейсов для достижения высокого уровня рентабельности, конкурентоспособности и обеспечения процветания предприятия.

В исследовательском разделе рассматривается объект и предмет исследования, дается описание существующей технологии планирования грузоперевозочных рейсов, проводится сравнение программных продуктов для автоматизации автотранспортных предприятий. В заключительном пункте раздела приводится постановка задачи на разработку ЭИС.

В специальном разделе представлена новая технология планирования грузоперевозочных рейсов, а также информационное, математическое и техническое обеспечение. В данном разделе также рассматривается календарный план разработки ЭИС и производится оценка себестоимости разработки ЭИС и экономического эффекта от ее внедрения.

В технологическом разделе дается обоснование выбора средств разработки клиентской части ЭИС, СУБД, рассматриваются вопросы взаимодействия системы с пользователем и структура информационной базы. Также затрагиваются вопросы информационной безопасности, и приводится краткое руководство по работе с системой.

В разделе безопасности жизнедеятельности проводится анализ вредных и опасных факторов при разработке и эксплуатации ЭИС, а также приводятся рекомендации по снижению негативного влияния этих факторов на человека. В заключительном пункте раздела рассмотрена технология переработки медных проводов, являющихся составной частью компьютеров, подлежащих утилизации.

В заключении приводятся результаты, достигнутые при выполнении дипломного проекта.



  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

    1. Обобщенная характеристика предметной области

      1. Характеристика объекта исследования

Предприятие ЗАО «Можайское Акционерное Транспортное Общество» (ЗАО «МАТО») расположено на территории города Можайск, по форме собственности является юридическим лицом, закрытым акционерным обществом. В 2002 году ЗАО «МАТО» вошло в состав группы компаний «Бородино».


Предприятие предоставляет полный комплекс услуг по перевозке грузов транспортом на территории России, стран СНГ, Финляндии. Транспортный парк «МАТО» насчитывает около ста единиц современно оснащенных машин грузоподъемностью до сорока тонн, начиная от «КамАЗ» и «МАЗ» и заканчивая "Scania" и "Mercedes". Предприятие осуществляет перевозку всех типов грузов, в том числе скоропортящихся и замороженных продуктов, требующих соблюдения особых условий транспортировки.

К услугам клиентов имеется железнодорожный терминал «Агроснаб» с удобным подъездом для автотранспорта, специализированными платформами для перевозки крупнотоннажных контейнеров, двумя погрузочно-выгрузочными железнодорожными путями общей вместимостью до восьми вагонов. Высокие платформы и торцевые съезды позволяют отправлять и принимать крытые (закрытые со всех сторон) и специализированные вагоны.

В качестве объекта исследования выбран диспетчерский отдел предприятия ЗАО «МАТО». Диспетчерский отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется своему начальнику. Организационная структура предприятия представлена на Рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Организационная структура предприятия

Диспетчерский отдел был выбран в качестве объекта исследования неслучайно: именно от него во многом зависят результаты деятельности предприятия. Диспетчерский отдел решает важнейшие задачи по распределению нагрузки на транспортные средства и планированию рейсов, таким образом, являясь фактически основным центром по координации и организации грузоперевозочной деятельности. Кроме того, эффективное планирование рейсов является сложной задачей с большими возможностями для оптимизации и поэтому представляет наибольший интерес для изучения, так как выходит за рамки решения типичных задач любого предприятия, вроде ведения учета или организации документооборота.

На данном предприятии специалисты диспетчерского отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника отдела. В своей деятельности диспетчерский отдел руководствуется уставом предприятия.

Ответственность за качество и своевременность выполнения функций диспетчерского отдела несет начальник отдела. Ответственность других работников диспетчерского отдела устанавливается должностными инструкциями.

Основными задачами диспетчерского отдела являются:

  • прием заявок и заключение договоров на перевозку;

  • распределение нагрузки на автотранспорт;

  • планирование рейсов;

  • контроль над выполнением рейсов;

  • формирование отчетов о результатах выполнения рейсов.

Как правило, любое автотранспортное предприятие имеет диспетчерский отдел, с помощью которого осуществляются грузоперевозки. Диспетчерский отдел прослеживает потоки проходящих грузов и учитывает все грузоперевозки. Кроме того, диспетчерский отдел обеспечивает заключение договоров относительно грузоперевозки, следит за соблюдением договорных обязательств относительно грузоперевозки, обеспечивает водителей выполняющих грузоперевозки необходимой документацией и инструкциями, учитывая при этом характеристики транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки.


Основные принципы работы диспетчерского отдела — оперативность и профилактика. Оперативность предусматривает постоянную, всестороннюю информацию для контроля над процессом грузоперевозки, а профилактика предупреждает появление негативных отклонений в будущем.

      1. Характеристика предмета исследования

В качестве предмета исследования выбрана деятельность диспетчерского отдела — управление грузоперевозками. Управление грузоперевозками — это комплекс мероприятий по планированию, расчету, подготовке, осуществлению и мониторингу грузоперевозок. Данный вид деятельности выбран ввиду его важности по отношению к деятельности предприятия в целом, так как он оказывает непосредственное влияние на успешность осуществления грузоперевозок и качество предоставляемых услуг. Это сложный процесс, связанный с большими финансовыми затратами, юридическими сложностями, а также спецификой перевозимых грузов.

Задачи грамотного управления грузоперевозками сводятся к уменьшению затрат на перевозку грузов, формированию маршрутов движения автотранспорта и ускорению процесса перевозок. Управление грузоперевозками призвано контролировать движение грузопотока согласно установленному маршруту, причем контроль над грузоперевозками должен осуществляться на всем протяжении маршрута.

Диспетчерский отдел рассматриваемого предприятия осуществляет централизованное непрерывное наблюдение и контроль (в том числе предупредительный), текущий учет, анализ и оперативное регулирование хода производства (грузоперевозок), а также оперативную подготовку последующих смен и организацию перевозок.

Планирование грузоперевозок осуществляется на основе данных о поступивших заказах и соответствующих им маршрутов движения, типа груза и других параметров. В основном маршруты достаточно протяженные и нередко составляют несколько тысяч километров, следовательно, грамотное планирование рейсов позволит существенно снизить издержки предприятия.

Основными задачами, решаемыми при планировании грузоперевозок, являются:

  • формирование планов и графиков перевозок;

  • формирование цен на услуги по перевозке грузов;

  • подбор заявок с попутным грузом и объединение нескольких маршрутов в один;

  • предупреждение негативных отклонений от заданного маршрута. Чем быстрее будут обнаружены причины, тем быстрее будут приняты меры по их устранению, и тем выше уровень диспетчеризации;

  • оперативный учет хода выполнения установленного графика работы;

  • выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков;

  • принятие оперативных мер для предупреждения и устранения отклонений;

  • координация текущей деятельности.

Отклонениями от заданного маршрута может быть несанкционированные заезды в соседние пункты, а также движение в объезд, например при ремонтных работах на дороге, что не было предусмотрено изначально. Для устранения отклонений могут приниматься такие оперативные меры, как выезд на место происшествия для расследования обстоятельств (например, при аварии), связь с водителем и прочее.