ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2019
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
â 10
â
2017 ÐÐÐЯ Ð ÐФРÐÐÐ ÑегоднÑ
51
ÐоÑвой, на коÑоÑой во многом пÑоизÑаÑÑаÑÑ
пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐиÑаем и западнÑм миÑом в
пÑавозаÑиÑной ÑемаÑике, ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑное
понимание западнÑми ÑÑÑанами ÑпеÑиÑики пÑав
Ñеловека в ÑовÑеменном ÐиÑае, ÑвÑзанной Ñ Ñаз-
виÑием вÑей киÑайÑкой ÑивилизаÑии, ее иÑÑоÑии,
кÑлÑÑÑÑÑ, ÑилоÑоÑии и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ки-
ÑайÑкого обÑеÑÑва [1].
Ðо наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, на понимание пÑав Ñело-
века в ÑовÑеменном ÐиÑае во многом оказали вли-
Ñние конÑÑÑианÑÐºÐ°Ñ ÑÑадиÑиÑ, легизм* и маÑк-
ÑиÑÑÑкое понимание пÑав Ñеловека.
ÐÐ ÐÐРЧÐÐÐÐÐÐРС ÐÐТÐÐСÐÐÐ
СÐÐЦÐФÐÐÐÐ. ÐСТÐÐ ÐЧÐСÐÐÐ ÐСÐÐÐТ
ÐÐ°Ð½Ñ ÐÑÑнÑ, виÑе-пÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ ÐиÑайÑкого Ñооб-
ÑеÑÑва по изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека, ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо
понимание Ñоли Ñеловека в обÑеÑÑве и его пÑав в
ÐоднебеÑной ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑнÑми в пÑинÑипÑ, ÑÑоÑ-
мÑлиÑованнÑе еÑе в дÑевноÑÑи киÑайÑкими мÑÑ-
лиÑелÑми и пÑежде вÑего ÐонÑÑÑием. ÐÑи пÑин-
ÑÐ¸Ð¿Ñ Ð¿ÑодолжаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð°ÐºÑÑалÑнÑми и в ÑовÑе-
менном ÐиÑае [2].
ÐонÑÑÑианÑÑво подÑеÑкиваеÑ, пÑежде вÑего,
оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑи пеÑед дÑÑгими лÑдÑми
и обÑеÑÑвом, пÑиÑем ÑÑо оÑноÑиÑÑÑ ÐºÐ°Ðº к обÑÑ-
нÑм лÑдÑм, Ñак и к пÑавиÑелÑм. ÐлÑÑевой в ÑÑе-
нии ÐонÑÑÑÐ¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ ÑеÑко оÑеÑÑенного
кÑÑга обÑзанноÑÑей, коÑоÑÑе еÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ инди-
вида. СÑеди Ð½Ð¸Ñ , в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ, Ñакие, как Ñа-
моÑовеÑÑенÑÑвование и законопоÑлÑÑноÑÑÑ, Ñме-
ние доволÑÑÑвоваÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ñм, пÑиоÑиÑÐµÑ Ð´ÐµÑÑелÑ-
ноÑÑи на обÑее благо. ЧÑо же каÑаеÑÑÑ Ð¿Ñав, Ñо в
конÑÑÑианÑÑве пÑеобладаÑÑими ÑвлÑÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»-
лекÑивнÑе или гÑÑпповÑе пÑава, а не индивидÑ-
алÑнÑе. ÐлавнÑе ÑенноÑÑи - ÑÑо поддеÑжание по-
ÑÑдка и Ñважение иеÑаÑÑ Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений. Ð
ÐÐ ÐÐРЧÐÐÐÐÐÐÐ: ÐÐÐÐЯРÐÐ ÐÐТÐЯ
© 2017 Ð. ЦÐЫÐ
СÑаÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑена ÑаÑÑмоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑа пÑав Ñеловек в ÐиÑае, коÑоÑÑй оÑÑаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из наиболее оÑÑÑÑÑ Ñем в
оÑноÑениÑÑ
Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐиÑаем и ÑÑÑанами Ðапада. Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа, на ÑпеÑиÑÐ¸ÐºÑ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека
в ÐиÑае оказали влиÑние ÑÑадиÑии ÑакиÑ
ÑилоÑоÑÑкиÑ
ÑÑений, как конÑÑÑианÑÑво и легизм, а Ñакже маÑкÑиÑÑÑкое по-
нимание пÑав Ñеловека.
ÐвÑÐ¾Ñ ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑодеÑжание конÑепÑии пÑав Ñеловека в ÑовÑеменном ÐиÑае и пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº вÑводÑ, ÑÑо понима-
ние пÑав Ñеловека в ÑÑÑане во многом оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð»Ð¸Ð±ÐµÑалÑной конÑепÑии пÑав Ñеловека, ÑложивÑейÑÑ Ð½Ð° Ðападе. Ðе-
понимание ÑпеÑиÑики пÑав Ñеловека в ÐиÑае не ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑнеÑÑкиÑ
оÑноÑений междÑ
ÐÐРи западнÑми ÑÑÑанами.
ÐлÑÑевÑе Ñлова: ÐиÑай, ÐеÑманиÑ, СШÐ, пÑава Ñеловека, Ðапад
HUMAN RIGHTS: A VIEW FROM CHINA
Anatoly V. TSVYK, PhD (History), Department of Theory and History of International Relations, Peoplesâ Friendship
University of Russia (a.tsvyk91@mail.ru)
The article highlights the issue of human rights in China, which remains one of the most actual topics in the relationship between
China and the Western countries. In the authorâs opinion, the specific character of the concept of human rights in China was
influenced by the traditions of such philosophical teachings as Confucianism and Legism, as well as the Marxist understanding of
human rights.
The author considers the content of the concept of human rights in China nowadays and comes to the conclusion that the
understanding of human rights in the country differs in many respects from the liberal concept of human rights that has developed
in the West.
Keywords: China, Germany, Chinaâs foreign policy, strategic partnership, China-Germany relationship
ЦÐЫРÐнаÑолий ÐладимиÑовиÑ, к.и.н., ÑÑ. пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ°ÑедÑÑ ÑеоÑии и иÑÑоÑии междÑнаÑоднÑÑ Ð¾ÑноÑений
РУÐÐ. РФ, 117198. ÐоÑква, Ñл. ÐиклÑÑ Ð¾-ÐаклаÑ, 6 (a.tsvyk91@mail.ru)
* Ðегизм - (лаÑ.
lex (legis
) - закон; киÑ.
Ñа ÑзÑ
- бÑкв. Ñкола закона, законники) - одна из ÑеÑÑи оÑновнÑÑ Ñкол дÑев-
некиÑайÑкой ÑилоÑоÑии. ÐÑнова докÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð»ÐµÐ³Ð¸Ð·Ð¼Ð° - ÑÑение о безÑÑловном главенÑÑве ÑÑидиÑеÑкого закона (
Ñа
) в жиз-
ни гоÑÑдаÑÑÑва и обÑеÑÑва
(пÑим. авÑ.).
ÐÑоблема пÑав Ñеловека в ÐиÑае в поÑледние деÑÑÑилеÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из наиболее оÑÑ-
ÑÑÑ
Ñем в оÑноÑениÑÑ
ÐÐРи западного миÑа. Ð ÑководÑÑвÑÑÑÑ Ð»Ð¸Ð±ÐµÑалÑной конÑепÑией пÑав
Ñеловека и ÑÑиÑÐ°Ñ ÐµÐµ одним из ÑÑолпов вÑего либеÑалÑного миÑоÑÑÑÑойÑÑва, западнÑе ÑÑÑа-
Ð½Ñ Ð²Ð¾ главе Ñ Ð¡Ð¨Ð ÐºÑиÑикÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸ÐºÑ ÐºÐ¸ÑайÑкиÑ
влаÑÑей в данном вопÑоÑе, заÑвлÑÑ Ð¾ беÑ-
ÑиÑленнÑÑ
наÑÑÑениÑÑ
пÑав и Ñвобод наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐиÑаÑ.
ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÑеоÑии индивид Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑмÑÑл
Ñвоего ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð³ÑаÑÑ ÐºÐ°Ðº
можно более знаÑимÑÑ ÑолÑ. Ð Ñаз Ñак, Ñо пÑава
индивида Ñоже напÑÑмÑÑ ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ñ ÐµÐ³Ð¾ положе-
нием и его обÑзанноÑÑÑми в обÑеÑÑве.
Ð ÑовÑеменном ÐиÑае гоÑÑдаÑÑÑво ÑаÑÑмаÑÑи-
ваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº болÑÑÐ°Ñ ÑемÑÑ, во главе коÑоÑой Ð½Ð°Ñ Ð¾-
диÑÑÑ Ð¿ÑавиÑелÑ-оÑеÑ: он беÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ Ð¾ÑвеÑÑÑ-
венноÑÑÑ Ð·Ð° забоÑÑ Ð¾ киÑайÑком наÑоде, коÑоÑÑй,
в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, оÑноÑиÑÑÑ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ñ Ñважением
(аналогиÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑдаеÑÑÑ Ð²Ð¾ взаимо-
оÑноÑениÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑÑаÑÑими и младÑими в об-
ÑеÑÑве).
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¸ÑайÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледоваÑелей, оÑнов-
ное ÑаÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ киÑайÑкой и западнÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑ
по вопÑоÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾ÑноÑений индивида и обÑеÑÑ-
ва заклÑÑаеÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо ÑÑадиÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð°Ñ
кÑлÑÑÑÑа ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ñгла поÑÑебноÑÑи оÑ-
делÑного индивида, ÑÑебÑÑ Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва пÑедо-
ÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñа-
ÑÑнÑÑ Ð¿Ñав [3].
Ðомимо конÑÑÑианÑÑва, болÑÑое влиÑние на
понимание пÑав Ñеловека в ÑовÑеменном ÐиÑае
оказал легизм. С ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÐ³Ð¸Ð·Ð¼Ð°, Ñеловек
ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð² гоÑÑдаÑÑÑве не как ÑвободнÑй ÑÑбÑ-
екÑ, а как подÑинÑÑÑийÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑи индивидÑÑм.
Человек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑÑ ÑолÑко Ñеми пÑавами и
Ñвободами, коÑоÑÑе ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð°Ñовал веÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñй пÑа-
виÑелÑ. ÐÑи ÑÑом оÑмеÑаеÑÑÑ, ÑÑо ÑоблÑдение
пÑав и Ñвобод Ñеловека ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑнÑм
Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð³Ñаждан, но не Ð´Ð»Ñ Ñамого веÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾
пÑавиÑелÑ, коÑоÑÑй Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸Ð±Ð¾ ÑоблÑдаÑÑ Ð¸Ñ Ð¿Ð¾
добÑой воле, либо вовÑе оÑмениÑÑ.
С ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑкÑизма, вопÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ
пÑав и Ñвобод Ñеловека ÑвлÑеÑÑÑ ÑаÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ
ÑиÑокой пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ - Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´Ð° в Ñо-
ÑиалÑно-ÑкономиÑеÑкой ÑÑÑÑкÑÑÑе обÑеÑÑва, в
его полиÑиÑеÑкой ÑиÑÑеме. РлибеÑалÑнÑÑ ÑеоÑи-
ÑÑ , неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° пÑизнание ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñ-
занноÑÑей индивида оÑновой взаимооÑноÑений
Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð¼ и гоÑÑдаÑÑÑвом ÑвлÑеÑÑÑ Ñво-
бода каждого индивида. ЧÑо же каÑаеÑÑÑ Ð¿Ñав Ñе-
ловека, Ñо они ÑлÑжаÑ, главнÑм обÑазом, как
ÑÑедÑÑво заÑиÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´Ð° Ð¾Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва. ÐаÑк-
ÑиÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÑеÑÑвование не-
ÑазÑÑвной ÑвÑзи пÑав индивида и его обÑзанноÑ-
Ñей. ÐеÑазÑÑвное единÑÑво пÑав и обÑзанноÑÑей
пÑизвано ÑпоÑобÑÑвоваÑÑ Ð·Ð°ÐºÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпÑавед-
ливÑÑ ÑоÑиалÑнÑÑ Ð¾ÑноÑений, иÑклÑÑаÑÑиÑ
лÑбÑе пÑивилегии Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð»Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ð±Ð¾ обÑ-
ноÑÑей, Ñавно как и диÑкÑиминаÑионнÑе огÑани-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð±Ñ Ñо ни бÑло. ÐаÑкÑиÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеоÑиÑ
иÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸Ð· Ñого, ÑÑо именно ÑвÑÐ·Ñ Ð¿Ñав Ñеловека
Ñ ÐµÐ³Ð¾ обÑзанноÑÑÑми и оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑ-
Ñи за Ñвои дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐµÐµ подлиннÑÑ
ÑвободÑ.
ÐаÑкÑиÑÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑепÑÐ¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ
вÑÐµÑ Ð¿Ñав Ñеловека, однако полагаеÑ, ÑÑо ÑолÑко
налиÑие и гаÑанÑиÑованноÑÑÑ Ð¿Ñав не вообÑе, а
именно ÑкономиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñав ÑоздаÑÑ ÑеалÑнÑе
ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑÑекÑивного иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³Ñаж-
данÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ полиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñав.
ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐ ÐРЧÐÐÐÐÐÐÐ
Ð ÐÐТÐРСÐÐÐÐÐЯ
Ð ÑовÑеменном ÐиÑае под пÑавами Ñеловека,
наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð³ÑажданÑкими, полиÑиÑеÑкими, Ñконо-
миÑеÑкими и дÑÑгими пÑавами, понимаÑÑÑÑ,
пÑежде вÑего,
пÑава киÑайÑкого наÑода
(
жÑнÑ-
Ð¼Ð¸Ð½Ñ Ð´Ñ ÑзибÑн ÑÑанÑли
). С 1991 г. на ÑегÑлÑÑной
оÑнове издаÑÑÑÑ Ñ.н. ÐелÑе книги ÐиÑÐ°Ñ Ð² облаÑ-
Ñи пÑав Ñеловека. ÐеÑÐ²Ð°Ñ ÐÐµÐ»Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°, вÑÑедÑаÑ
в ноÑбÑе 1991 г., ÑÑала ÑвоеобÑазнÑм оÑвеÑом ÑÑ-
ководÑÑва ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ миÑа в
наÑÑÑении пÑав Ñеловека.
СимпÑомаÑиÑно, ÑÑо ÑÑо пÑоизоÑло ÑпÑÑÑÑ Ð´Ð²Ð°
года поÑле ÑобÑÑий на плоÑади ТÑнÑанÑмÑÐ½Ñ Ð²
Ðекине, коÑоÑÑе ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° Ðападе одним из
ÑамÑÑ ÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑимеÑов наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека
в ÐÐÐ . С 1991 г. ÐоÑÑÐ¾Ð²ÐµÑ ÐÐРобнаÑодовал более
деÑÑÑи докладов «ÐÑогÑеÑÑ ÐиÑÐ°Ñ Ð² облаÑÑи за-
ÑиÑÑ Ð¿Ñав Ñеловека». ÐоÑледний докÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ñ Ð¿Ð¾-
добнÑм названием бÑл опÑбликован в 2014 г. ÐÑи
ÑÑом ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑодеÑжание ÐелÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³
по пÑавам Ñеловека ÑазлиÑнÑÑ Ð»ÐµÑ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñли-
ÑаеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑÑаÑиÑÑиÑеÑкими даннÑми, но и
ÑодеÑжанием понÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека.
Ð Ðелой книге «ÐÑогÑеÑÑ ÐиÑÐ°Ñ Ð² облаÑÑи за-
ÑиÑÑ Ð¿Ñав Ñеловека» 1995 г. в пеÑвом Ñазделе оÑ-
новнÑми пÑавами киÑайÑкого наÑода назÑваÑÑÑÑ
«пÑаво на ÑÑÑеÑÑвование»
(
ÑÑнÑÑнÑÑÑанÑ
) и
«пÑаво на ÑазвиÑие»
(
ÑаÑжанÑÑÑанÑ
) [4]. ÐÑи
ÑÑом
«пÑаво на ÑÑÑеÑÑвование»
и
«пÑаво на
ÑазвиÑие»
киÑайÑкого наÑода ÑвÑзÑваÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ñо-
ÑеÑÑом модеÑнизаÑии Ñкономики ÐÐÐ , а Ñконо-
миÑеÑкое ÑÑÑоиÑелÑÑÑво назÑваеÑÑÑ Ð¾ÑновнÑм
ÑакÑоÑом, ÑпоÑобÑÑвÑÑÑим ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ
пÑав. Таким обÑазом, показана ÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾-
ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑкономиÑеÑкой и ÑоÑиалÑной поли-
Ñикой в ÐÐÐ . Ð ÑководиÑели ÐÐÐ ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо
Ð´Ð»Ñ ÑазвиваÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑÑÑан (к коÑоÑÑм ÐиÑай оÑ-
ноÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑебÑ) клÑÑевÑм кÑиÑеÑием ÑоблÑдениÑ
пÑав Ñеловека Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑолÑко ÑооÑвеÑÑÑвие
полиÑиÑеÑкой модели ÑÑебованиÑм ÑкономиÑеÑ-
кого ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑоÑÑа ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾ÑоÑÑоÑниÑ
гÑаждан гоÑÑдаÑÑÑва, замеÑаÑ, ÑÑо пÑава индивида
ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ñ ÐºÐ¾ÑеннÑми инÑеÑеÑами вÑего киÑайÑко-
го обÑеÑÑва.
РпоÑледÑÑÑие Ð³Ð¾Ð´Ñ ÑодеÑжание ÐелÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³
ÐиÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ пÑавам Ñеловека подвеÑглоÑÑ Ð¾Ð¿Ñеде-
леннÑм изменениÑм. Ð Ðелой книге «ÐÑогÑеÑÑ
ÐиÑÐ°Ñ Ð² облаÑÑи пÑав Ñеловека» 2014 г. заÑиÑа
пÑав и Ñвобод Ñеловека в ÐиÑае назÑваеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹
из главнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ, ÑÑоÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑед ÑÑководÑÑвом
ÐÐÐ Ð´Ð»Ñ ÑеализаÑии «киÑайÑкой меÑÑÑ Ð¾ вели-
ком возÑождении киÑайÑкой наÑии» [5]. Ðе оÑÑ Ð¾-
Ð´Ñ Ð¾Ñ ÑезиÑа о двÑÑ Ð¾ÑновнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¸ÑайÑкого
наÑода, акÑÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑÑÑ Ð½Ð° пÑаве киÑайÑкого на-
Ñода на ÑазвиÑие. Ð Ðелой книге пеÑеÑиÑлÑÑÑÑÑ
оÑновнÑе лиÑнÑе пÑава (
жÑнÑÑÑÐ½Ñ ÑÑанÑли
), к
коÑоÑÑм оÑноÑÑÑÑÑ Ð¿ÑодоволÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°Ñ-
ноÑÑÑ, боÑÑба Ñ ÑеÑÑоÑизмом и пÑеÑÑÑпноÑÑÑÑ,
обоÑоÑом наÑкоÑиков и дÑ. Также оÑделÑнÑе Ñаз-
Ð´ÐµÐ»Ñ Ðелой книги 2014 г. поÑвÑÑÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑаÑи-
52
ÐÐÐЯ Ð ÐФРÐÐÐ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ â 10
â
2017
ÑеÑким пÑавам, пÑÐ°Ð²Ñ Ð½Ð° беÑпÑиÑÑÑаÑÑнÑй ÑÑд,
пÑавам наÑменÑÑинÑÑв, пÑавам женÑин и деÑей,
пÑавам лÑдей Ñ Ð¾Ð³ÑаниÑеннÑми возможноÑÑÑми и
пÑÐ°Ð²Ñ Ð½Ð° благопÑиÑÑнÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑÑÑ ÑÑедÑ.
ÐемаловажнÑм вопÑоÑом в облаÑÑи пÑав Ñело-
века в ÐиÑае оÑÑаеÑÑÑ Ð±Ð¾ÑÑба Ñ Ð±ÐµÐ´Ð½Ð¾ÑÑÑÑ, Ñазви-
Ñие идеи поÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва «ÑÑокан» (ÑÑедней
зажиÑоÑноÑÑи) к 100-леÑÐ½ÐµÐ¼Ñ ÑÐ±Ð¸Ð»ÐµÑ ÐоммÑниÑ-
ÑиÑеÑкой паÑÑии ÐиÑÐ°Ñ (2021 г.), коÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле
XXVIII ÑÑезда ÐÐÐ (2012 г.) ÑвÑзÑваеÑÑÑ Ñ Ñеа-
лизаÑией «киÑайÑкой меÑÑÑ». РокÑÑбÑе 2016 г.
пÑеÑÑ-канÑелÑÑÐ¸Ñ ÐоÑÑовеÑа ÐÐРопÑбликовала
ÐелÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Â«ÐейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ликвидаÑии бедноÑÑи
и пÑогÑеÑÑ Ð² ÑÑеÑе пÑав Ñеловека в ÐиÑае». Рней
обознаÑÐµÐ½Ñ Ð¾ÑновнÑе ÑезиÑÑ Ð¸ задаÑи, ÑÑоÑÑие
пеÑед ÑÑководÑÑвом ÐÐРв данной облаÑÑи:
- ÑокÑаÑение бедноÑÑи по иÑогам планов 1996-
2000 гг., 2001-2010 гг. и вÑполнение ÐÑогÑаммÑ
Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñи беднÑм ÑелÑÑким Ñайонам и иÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð² 2011-2020 гг. ÑодейÑÑвÑÑÑ ÑазвиÑиÑ
пÑав Ñеловека в ÐиÑае;
- обеÑпеÑение пÑава на ÑÑÑеÑÑвование бедного
наÑелениÑ;
- обеÑпеÑение пÑав оÑобÑÑ Ð³ÑÑпп наÑелениÑ;
- ÑлÑÑÑение ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÐ´Ð½ÑÑ Ñайонов ÐиÑаÑ
и дÑ. [6].
Таким обÑазом, иÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· Ñого, ÑÑо ÐиÑай Ñв-
лÑеÑÑÑ ÑазвиваÑÑейÑÑ ÑÑÑаной, пÑава Ñеловека
Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¸ÑайÑкого ÑÑководÑÑва - ÑÑо, пÑежде вÑего,
вопÑоÑÑ ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазвиÑиÑ. Ðни во мно-
гом опÑеделÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑкономиÑеÑ-
кой и ÑоÑиалÑной полиÑикой в ÐиÑае.
ÐÐТÐÐ Ð ÐÐ ÐÐРЧÐÐÐÐÐÐÐ:
ÐЫХÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐУÐÐÐ ÐÐÐЫРУРÐÐÐÐЬ
Ð ÑководÑÑво ÐÐРпÑÐ¸Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑоÑ-
миÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñивного обÑаза ÐиÑÐ°Ñ ÐºÐ°Ðº одного
из оÑновнÑÑ Ð³Ð°ÑанÑов ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека
не ÑолÑко внÑÑÑи ÑÑÑанÑ, но и на межгоÑÑдаÑÑÑ-
венном ÑÑовне. Ð¢ÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¾ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи обеÑпеÑе-
Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñав и Ñвобод Ñеловека в миÑе ÑÑановиÑÑÑ Ð¾Ð´-
ним из важнÑÑ Ð¸Ð½ÑÑÑÑменÑов в ÑеализаÑии внеÑ-
ней полиÑики и дипломаÑии ÐиÑаÑ.
Ð 2006 г. ÐÐРбÑла избÑана на ÑÑÐµÑ Ð»ÐµÑний
ÑÑок Ñленом СовеÑа по пÑавам Ñеловека ÐÐÐ -
вÑпомогаÑелÑного оÑгана ÐенеÑалÑной ÐÑÑамблеи
ÐÐРв облаÑÑи междÑнаÑодной заÑиÑÑ Ð¿Ñав Ñе-
ловека. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо за 10 Ð»ÐµÑ ÑÑÑеÑÑвова-
Ð½Ð¸Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑа ÐиÑай ÑегÑлÑÑно избиÑалÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñле-
ном (в 2016 г. ÐÐРв ÑеÑвеÑÑÑй Ñаз полÑÑила дан-
нÑй ÑÑаÑÑÑ), а пÑедÑÑавиÑели киÑайÑкой делега-
Ñии ÑегÑлÑÑно вÑÑÑÑпаÑÑ Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ð°Ð¼Ð¸ по пÑаво-
заÑиÑной ÑемаÑике, ÑÑд западнÑÑ ÑÑÑан, пÑежде
вÑего СШÐ, иÑполÑзÑÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñй ÑоÑÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÑж-
Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий ÑÑководÑÑва ÐÐРв облаÑÑи пÑав
Ñеловека.
Ðдной из главнÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñадок ÑеализаÑии ки-
ÑайÑкой дипломаÑии в облаÑÑи пÑав Ñеловека
можно ÑÑиÑаÑÑ ÐекинÑкий ÑоÑÑм по пÑавам Ñело-
века, коÑоÑÑй ÑегÑлÑÑно пÑоводиÑÑÑ Ñ 2008 г.
ÐеÑвÑй ÑоÑÑм пÑоÑел в 2008 г. и бÑл пÑиÑÑоÑен
к 60-леÑней годовÑине пÑинÑÑÐ¸Ñ ÐÑеобÑей дек-
лаÑаÑии пÑав Ñеловека (1948). Ðаиболее инÑеÑеÑ-
нÑм по ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ иÑогам нам пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ
8-й ÑоÑÑм в ÑенÑÑбÑе 2015 г. ÐÑиÑÑоÑеннÑй к
70-леÑней годовÑине оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐÑоÑой миÑовой
войнÑ, он бÑл пÑизван пÑодемонÑÑÑиÑоваÑÑ Ð¿Ñо-
гÑеÑÑ ÐиÑÐ°Ñ Ð² пÑодвижении пÑав Ñеловека Ñ Ð¼Ð¾-
менÑа ее оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ [7].
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ Ð½ÐµÑколÑко оÑновнÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¹,
пÑозвÑÑавÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑоÑÑме.
Ðо-пеÑвÑÑ , заÑлÑгой ÐиÑÐ°Ñ Ð±Ñла названа Ñеа-
лизаÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑодвижение ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñав, как пÑаво на
ÑÑÑеÑÑвование и пÑаво на ÑазвиÑие, а Ñакже Ñо,
ÑÑо пÑовозглаÑалаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð°ÐºÑивизаÑии
ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñкономики, благодаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ð¾Ð½Ñ
лÑдей в ÐиÑае пÑеодолеÑÑ Ð±ÐµÐ´Ð½Ð¾ÑÑÑ. ÐÑи ÑÑом не-
однокÑаÑно подÑеÑкивалоÑÑ, ÑÑо вопÑÐ¾Ñ ÑовеÑ-
ÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека в ÐиÑае Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²ÑÑа-
женнÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑнÑÑ ÑпеÑиÑÐ¸ÐºÑ Ð¸ ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐµ
ÑеализаÑии «киÑайÑкой меÑÑÑ». ÐодÑеÑкивалоÑÑ,
ÑÑо попÑÑки вмеÑаÑелÑÑÑва дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв
под пÑедлогом пÑав Ñеловека во внÑÑÑенние дела
ÐиÑÐ°Ñ Ð¸ оказание на него Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑ ÑеÑи-
ÑелÑно пÑеÑекаÑÑÑÑ [8].
Ðо-вÑоÑÑÑ , оÑобÑй инÑеÑÐµÑ Ð²ÑзÑваÑÑ ÑезиÑÑ
поздÑавиÑелÑного пиÑÑма пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐÐРСи
ЦзинÑпина ÑÑаÑÑникам ÑоÑÑма. Си ЦзинÑпин оÑ-
меÑил лидиÑÑÑÑÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ ÐиÑÐ°Ñ Ð² ÑовеÑÑенÑÑво-
вании пÑав Ñеловека в миÑе. ÐÑи ÑÑом акÑÐµÐ½Ñ Ð±Ñл
Ñделан на ÑеализаÑии двÑÑ ÐºÐ»ÑÑевÑÑ , по мнениÑ
пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐÐÐ , пÑав вÑего ÑеловеÑеÑÑва: «
пÑа-
ва на миÑ» (
Ñ ÑпинÑÑанÑ
) и «пÑава на ÑазвиÑие»
(
ÑаÑжанÑÑÑанÑ
)
[9].
ÐÑаво на Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑлоÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко как оÑ-
ÑÑÑÑÑвие войн и конÑликÑов, но и как Ñвобода оÑ
ÑÑÑÑкÑÑÑного, инÑÑиÑÑÑионалÑного и дÑÑгиÑ
ÑоÑм Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ пÑинÑждениÑ. Си ЦзинÑпин
подÑеÑкнÑл знаÑимÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ ÐиÑаÑ, идÑÑего по
пÑÑи миÑного ÑазвиÑиÑ, его вклад в поддеÑжа-
ние миÑа и безопаÑноÑÑи в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи
под Ñгидой ÐÐРи дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑоднÑÑ Ð¾Ñга-
низаÑий, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñй Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñава
на миÑ. ÐÑоме Ñого, бÑла оÑмеÑена неÑазÑÑвнаÑ
ÑвÑÐ·Ñ Ð¿Ñава на Ð¼Ð¸Ñ Ð¸ пÑава на ÑазвиÑие, Ñеализа-
ÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого Ñакже ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑими
ÑÑÑдноÑÑÑми в ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ , Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑеннÑÑ Ð²Ð¾Ð¾ÑÑжен-
нÑми конÑликÑами и подвеÑженнÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸-
Ñм ÑеÑÑоÑиÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ пÑеÑÑÑпнÑÑ Ð³ÑÑппиÑо-
вок.
Таким обÑазом, киÑайÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑепÑÐ¸Ñ Ð¿Ñав Ñе-
ловека акÑивно пÑодвигаеÑÑÑ ÑÑководиÑелÑми
ÐÐРна междÑнаÑодном ÑÑовне. ÐÑдÑÑи Ñленом
СовеÑа по пÑавам Ñеловека ÐÐÐ, ÑÑководÑÑво
ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ñакже Ñоздало ÑобÑÑвеннÑй междÑнаÑод-
нÑй Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ - ÐекинÑкий ÑоÑÑм по пÑавам Ñе-
ловека, коÑоÑÑй ÐиÑай иÑполÑзÑÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñодвиже-
Ð½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¹ и Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñав Ñелове-
ка во вÑем миÑе. Ðак оÑмеÑено вÑÑе, ÑÑководиÑе-
ли ÐÐРпÑедлагаÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑепÑÐ¸Ñ Ð¿Ñав Ñеловека на
междÑнаÑодном ÑÑовне, обознаÑÐ°Ñ Ð¿Ñаво на Ð¼Ð¸Ñ Ð¸
пÑаво на ÑазвиÑие оÑновнÑми пÑавами наÑодов
ÑазвиваÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑÑÑан.
â 10
â
2017 ÐÐÐЯ Ð ÐФРÐÐÐ ÑегоднÑ
53
ÐÐ ÐÐÐÐÐÐ ÐÐ ÐРЧÐÐÐÐÐÐÐ Ð ÐÐТÐÐ:
ÐÐÐÐЯРÐÐÐÐÐÐЫХ СТРÐÐ
(ÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐ Ð ÐÐÐ ÐÐÐÐÐ)
С 1980-Ñ Ð³Ð³. дейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑководÑÑва ÐÐРв во-
пÑоÑе ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñав и Ñвобод Ñеловека подвеÑ-
гаÑÑÑÑ ÐºÑиÑике Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½ÑÑ ÑÑÑан. ÐеÑо-
мненно, ÑÑеди гоÑÑдаÑÑÑв Ðапада, обвинÑÑÑиÑ
влаÑÑи ÐÐРв наÑÑÑении пÑав и Ñвобод Ñеловека,
наиболÑÑее давление на ÐиÑай оказÑваÑÑ Ð¡Ð¨Ð.
Так, ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй депаÑÑÐ°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¡Ð¨Ð Ñ 1977 г.
пÑбликÑÐµÑ ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñе Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð¾ положении пÑав
Ñеловека в ÑазнÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñа, в Ñ.Ñ. в ÐÐÐ , об-
винÑÑ ÐºÐ¸ÑайÑкие влаÑÑи в Ð¸Ñ ÑиÑÑемаÑиÑеÑком на-
ÑÑÑении, а оÑиÑиалÑнÑе лиÑа СШРÑегÑлÑÑно
вÑÑÑÑпаÑÑ Ñ ÐºÑиÑикой ÑÑководÑÑва ÐÐРв ÑÑом
вопÑоÑе [10].
СледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо пÑавозаÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ñобле-
маÑика вклÑÑена в повеÑÑÐºÑ Ð´Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко оÑно-
Ñений Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐÐРи СШÐ, но и оÑноÑений меж-
Ð´Ñ ÐиÑаем и гоÑÑдаÑÑÑвами ÐвÑопÑ. СÑеди евÑо-
пейÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑан, вÑÑÑÑпаÑÑÐ¸Ñ Ñ ÐºÑиÑикой по оÑно-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÐиÑÐ°Ñ Ð² наÑÑÑении пÑав Ñеловека, вÑ-
делÑеÑÑÑ ÐеÑÐ¼Ð°Ð½Ð¸Ñ - оÑновной ÑоÑговÑй паÑÑнеÑ
ÐиÑÐ°Ñ Ð² ÐС. Ð ÑководÑÑво ФРРпÑÐ¾Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ
«обÑÐ¸Ñ Ñ Ð¡Ð¨Ð ÑенноÑÑей», заÑвлÑÑ Ð¾ «меÑÑиан-
Ñкой Ñоли» геÑманÑкого гоÑÑдаÑÑÑва в вопÑоÑе
веÑÑ Ð¾Ð²ÐµÐ½ÑÑва демокÑаÑии и заÑиÑÑ Ð¿Ñав Ñеловека
во вÑем миÑе.
ÐозиÑÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑей ФРРзаклÑÑаеÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо
ÐиÑай должен ÑÑководÑÑвоваÑÑÑÑ Ð¾Ð±ÑепÑинÑÑÑ-
ми, по Ð¸Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, ноÑмами и пÑинÑипами в во-
пÑоÑе ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñав и Ñвобод Ñеловека. ÐмеÑÑе
Ñ Ñем, можно вÑделиÑÑ Ð½ÐµÑколÑко оÑновнÑÑ Ð¿Ñо-
блем пÑав Ñеловека, коÑоÑÑе беÑпокоÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑ-
венноÑÑÑ Ð¸ пÑавозаÑиÑнÑе оÑганизаÑии не ÑолÑко
ÐеÑмании, но и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾ÐµÐ²ÑопейÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑан:
1.
Свобода лиÑноÑÑи и веÑоиÑповеданиÑ
. Ð ÐеÑ-
мании негаÑивно оÑноÑилиÑÑ Ðº вопÑоÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñо-
Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑемÑи в киÑайÑком обÑеÑÑве, полиÑика «од-
на ÑемÑÑ-один Ñебенок», по Ð¸Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, наÑÑÑала
пÑава Ñеловека на Ñождение ÑебÑнка [11]. Ðднако
вÑледÑÑвие оÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Â«Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñики одного Ñебенка» в
2015 г. даннÑй ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑл ÑÐ²Ð¾Ñ Ð°ÐºÑÑалÑноÑÑÑ.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð²ÐµÑоиÑповеда-
Ð½Ð¸Ñ Ð² ÐиÑае, гоÑÑдаÑÑÑвом оÑиÑиалÑно запÑеÑе-
Ð½Ñ Ð¸Ð½Ð¾ÑÑÑаннÑе ÑелигиознÑе оÑганизаÑии [12].
2.
ÐедоÑÑаÑоÑÐ½Ð°Ñ Ð·Ð°ÑиÑа пÑав и Ñвобод наÑи-
оналÑнÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑинÑÑв в ÐиÑае
.
ÐлаÑÑи ÐÐРобвинÑÑÑÑÑ Ð² непÑинÑÑии демо-
кÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑенноÑÑей и ÑÑемлении пÑав наÑио-
налÑнÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑинÑÑв, пÑоживаÑÑÐ¸Ñ Ð² ТибеÑе и
СинÑÑзÑне.
3.
ÐÑименение вÑÑÑей ÑоÑÐ¼Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ
(ÑмеÑÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ°Ð·Ð½Ñ).
РпÑеÑÑÑплениÑм, каÑаемÑм в
ÐиÑае вÑÑÑей меÑой наказаниÑ, оÑноÑÑÑÑÑ: ÑгÑоза
обÑеÑÑвенной безопаÑноÑÑи, вооÑÑжÑнное воÑÑÑа-
ние пÑоÑив влаÑÑи и дÑ. [13]. ÐеÑманÑкие пÑавоза-
ÑиÑники ÑказÑваÑÑ Ð½Ð° неÑооÑвеÑÑÑвие пÑоÑедÑÑ
ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑоднÑм ÑÑандаÑÑам, болÑ-
Ñое ÑиÑло ÑÑдебнÑÑ Ð¾Ñибок.
4.
Свобода Ñлова. ЦензÑÑа СÐÐ
. Ð Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ Ð½Ðµ-
меÑкой обÑеÑÑвенноÑÑи, ÑÑедÑÑва маÑÑовой ин-
ÑоÑмаÑии ÐиÑÐ°Ñ - оÑновной инÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñи-
ÑеÑкой пÑопагандÑ, ÑÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ ÐоммÑ-
ниÑÑиÑеÑкой паÑÑии ÐиÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð´ наÑÑÑоениÑми в
обÑеÑÑве и ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ паÑÑии
позиÑивного обÑаза. ÐемÑÑ Ð¾ÑмеÑаÑÑ, ÑÑо пÑави-
ÑелÑÑÑво оÑÑÑеÑÑвлÑÐµÑ ÑоÑалÑнÑй конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð´ÐµÑ-
ÑелÑноÑÑи СÐÐ, в Ñ.Ñ., Ñ Ð¾ÑÑ Ð¸ неглаÑно, иноÑÑÑан-
нÑÑ . Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑавозаÑиÑников, ки-
ÑайÑкие ÑпеÑÑлÑÐ¶Ð±Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолиÑÑÑÑ ÐнÑеÑнеÑ, ог-
ÑаниÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð´Ð¾ÑÑÑп полÑзоваÑелей к некоÑоÑÑм Ñе-
ÑÑÑÑам глобалÑной ÑеÑи.
ÐÐÐТРÐÐ ÐУÐÐÐТЫ ÐÐТÐÐСÐÐРСТÐÐ ÐÐЫ
ÐиÑайÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенноÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно оÑÑÑо
воÑпÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½ÑÑ Ð¿ÑавозаÑиÑнÑÑ ÐºÑиÑикÑ.
ÐÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐоднебеÑной и ÑÑÑанами Ðапа-
да, по Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¸ÑайÑкой обÑеÑÑвенноÑÑи, долж-
Ð½Ñ Ð²ÑÑÑÑаиваÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑавнÑÑ ÑÑловиÑÑ . ÐападнÑе
ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÑÑÑÑÑ Ð² нежелании пÑизнаваÑÑ Ð´Ð¾-
ÑÑигнÑÑÑе ÐиÑаем в ÑкономиÑеÑкой облаÑÑи ÑÑпе-
Ñ Ð¸ и попÑÑки повеÑнÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑиполиÑиÑеÑкий
кÑÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва Ð¾Ñ ÑоÑÑа ÑкономиÑеÑ-
ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñелей и благоÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²
ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑнивеÑÑалÑнÑÑ , по мнениÑ
западной обÑеÑÑвенноÑÑи, пÑав Ñеловека, коÑо-
ÑÑе могÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи к негаÑивнÑм поÑледÑÑвиÑм
Ð´Ð»Ñ ÐиÑÐ°Ñ [14].
ÐлаÑÑи ÐÐÐ , в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, заÑвлÑÑÑ Ð¾ Ñом,
ÑÑо гоÑÑдаÑÑÑва и ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÑÐ¾Ð´Ð½Ñ Ð¸ ÑазлиÑ-
Ð½Ñ Ð² кÑлÑÑÑÑном и ÑивилизаÑионном ÑазвиÑии.
СледоваÑелÑно, Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ пÑав Ñеловека, коÑоÑÑй
ÑÑоÑмиÑовалÑÑ Ð½Ð° Ðападе, не ÑвлÑеÑÑÑ ÑнивеÑ-
ÑалÑнÑм во вÑем миÑе.
Ðолее Ñого, некоÑоÑÑй анÑагонизм в оÑноÑе-
ниÑÑ Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ñми ÑÑÑанами в вопÑоÑе пÑав Ñело-
века пÑоÑлеживаеÑÑÑ Ð² Ñамом Ñолковании оÑнов-
нÑÑ Ð¿Ñав киÑайÑкого наÑода - «пÑава на ÑÑÑеÑÑво-
вание» и «пÑава на ÑазвиÑие». Ð Ðелой книге по
пÑавам Ñеловека в ÐиÑае 1991 г. говоÑиÑÑÑ, ÑÑо
под «пÑавом на ÑÑÑеÑÑвование» и «пÑавом на Ñаз-
виÑие» Ñакже понимаеÑÑÑ Â«Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкое наÑÑÑ-
ное ÑÑебование киÑайÑкого наÑода, коÑоÑÑй дол-
гое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгалÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑии и ÑгнеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо
ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑÑжеземÑев» [15].
Рподобном клÑÑе в Ðелой книге 1995 г. звÑÑиÑ
ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо влаÑÑи ÐÐÐ , ÑÑководÑÑвÑÑÑÑ Ñе-
лÑми и пÑинÑипами УÑÑава ÐÐРв облаÑÑи заÑи-
ÑÑ Ð¿Ñав Ñеловека, вÑÑÑÑпаÑÑ Ð¿ÑоÑив пÑименениÑ
некоÑоÑÑми гоÑÑдаÑÑÑвами двойнÑÑ ÑÑандаÑÑов в
ÑÑой облаÑÑи по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº дÑÑгим, оÑобенно
ÑазвиваÑÑимÑÑ ÑÑÑанам, пÑоÑив навÑзÑваниÑ
дÑÑгим ÑобÑÑвенной модели, пÑоÑив гегемониÑÑ-
ÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑок вмеÑаÑелÑÑÑва во внÑÑÑенние дела
дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑан под пÑедлогом ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоблемÑ
пÑав Ñеловека. ÐÑи ÑÑом под «некоÑоÑÑми гоÑÑ-
даÑÑÑвами», пÑименÑÑÑими полиÑÐ¸ÐºÑ Â«Ð´Ð²Ð¾Ð¹Ð½ÑÑ
ÑÑандаÑÑов» и навÑзÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑобÑÑвенной модели
ÑазвиваÑÑимÑÑ ÑÑÑанам, понимаÑÑÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ðа-
пада во главе Ñ Ð¡Ð¨Ð.
РоÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° ежегоднÑе Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð¾ положении
54
ÐÐÐЯ Ð ÐФРÐÐÐ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ â 10
â
2017
пÑав Ñеловека в ÑазнÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñа, в Ñ.Ñ. в ÐÐÐ ,
пÑеÑÑ-канÑелÑÑÐ¸Ñ ÐоÑÑовеÑа ÐÐÐ Ñ 1998 г. пÑбли-
кÑÐµÑ ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñе Ð´Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ð¾ наÑÑÑении пÑав Ñело-
века в СШÐ. Рдокладе «ÐÑава Ñеловека в СШРв
2015 г.» оÑмеÑаеÑÑÑ, ÑÑо СШÐ, ÑÑиÑÐ°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²-
нÑми заÑиÑниками пÑав Ñеловека во вÑем миÑе,
не замеÑаÑÑ ÑобÑÑвеннÑÑ Ð³ÑÑбÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑений пÑав
гÑаждан СШР[16]. ÐÑновной акÑÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑÑÑ Ð½Ð°
пÑевÑÑении иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ Ñани-
ÑелÑнÑми оÑганами СШÐ, на ÑаÑовой диÑкÑими-
наÑии в ÑÑÑане, пÑÑÐºÐ°Ñ , оÑÑÑеÑÑвлÑемÑÑ Ð°Ð¼ÐµÑи-
канÑкими ÑпеÑÑлÑжбами, и дÑ.
ÐлаÑÑи ÐÐРкÑайне негаÑивно ÑеагиÑÑÑÑ Ð½Ð°
дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾ÑиÑиалÑнÑÑ Ð»Ð¸Ñ ÐµÐ²ÑопейÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑ-
даÑÑÑв по некоÑоÑÑм вопÑоÑам, коÑоÑÑе на Ðападе
ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑением пÑав Ñеловека в ÐиÑае. Так,
вÑÑÑеÑи западноевÑопейÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑов Ñ Ðалай-ла-
мой пÑивели к негаÑивнÑм поÑледÑÑвиÑм в оÑно-
ÑениÑÑ ÐÐÐ Ñ ÑÑдом западнÑÑ ÑÑÑан. СледÑÑвием
вÑÑÑÐµÑ Ðалай-Ð»Ð°Ð¼Ñ Ñ ÐºÐ°Ð½ÑлеÑом ФРРÐ.ÐеÑÐºÐµÐ»Ñ Ð²
2007 г. и пÑезиденÑом ФÑанÑии Ð.СаÑкози в
2008 г. ÑÑали ÑменÑÑение ÑоÑгового обоÑоÑа ÑÑиÑ
ÑÑÑан Ñ ÐиÑаем и оÑмена киÑайÑкой ÑÑоÑоной на не-
коÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑда визиÑов и вÑÑÑÐµÑ Ð½Ð° вÑÑоком и
вÑÑÑем ÑÑовнÑÑ [17]. РпоÑле Ñого, как киÑайÑкий
диÑÑÐ¸Ð´ÐµÐ½Ñ ÐÑ Ð¡Ñобо в 2010 г. ÑÑал лаÑÑеаÑом Ðо-
белевÑкой пÑемии миÑа, ÐиÑай ÑакÑиÑеÑки замо-
Ñозил дипломаÑиÑеÑкие оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐоÑвегией
(ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð·Ð°Ñвили о возобновлении полиÑиÑеÑкиÑ
конÑакÑов лиÑÑ Ð² декабÑе 2016 г.).
* * *
Ðонимание пÑав Ñеловека в ÑовÑеменном Ðи-
Ñае во многом оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð»Ð¸Ð±ÐµÑалÑной конÑеп-
Ñии пÑав Ñеловека, ÑложивÑейÑÑ Ð½Ð° Ðападе. ÐÑÑ Ð¾-
Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑезиÑа о Ñом, ÑÑо ÐиÑай - ÑазвиваÑÑаÑÑÑ
ÑÑÑана, пÑава Ñеловека в понимании киÑайÑкиÑ
влаÑÑей - ÑÑо, пÑежде вÑего, пÑава киÑайÑкого на-
Ñода на ÑÑÑеÑÑвование и ÑазвиÑие. ÐиÑайÑкаÑ
ÑпеÑиÑика и понимание пÑав Ñеловека кÑиÑиÑно
воÑпÑинимаÑÑÑÑ Ð½Ð° Ðападе. ÐападнÑе ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¾Ð±-
винÑÑÑ ÐºÐ¸ÑайÑкие влаÑÑи в наÑÑÑении оÑновнÑÑ
пÑав и Ñвобод Ñеловека, ÑÑо вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ
ÑеакÑÐ¸Ñ ÐºÐ¸ÑайÑкой ÑÑоÑонÑ. Таким обÑазом, пÑо-
блема пÑав Ñеловека оказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое влиÑние
на оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐиÑаем и ÑÑÑанами Ðапада.
â 10
â
2017 ÐÐÐЯ Ð ÐФРÐÐÐ ÑегоднÑ
55
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ / References
1. Ties Dams, Frans Paul van der Putten. China and Liberal Values in International Relations. Opposing the Promotion of
Democracy, Human Rights and Liberal Market // Clingendael Netherlands Institute of International Relations. Report. 2015.
2. ÐÑÑов Ð.Ð. Ð ÐиÑае возÑождаеÑÑÑ ÐºÑлÑÑ ÐонÑÑÑÐ¸Ñ // ÐÐ·Ð¸Ñ Ð¸ ÐÑÑика ÑегоднÑ. 2011. â 4. С. 8-14. (Burov V.G.
2011. The Rebirth of the Cult of Confucius is Taking Place in China // Asia and Africa today. â 4) (In Russ.)
3. Zai lishi zhong bianhuan de ziyou, mingzhu, renquan linian // Renmin ribao. 09.05.2016 (in Chin.) -
http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2016-05/09/nw.D110000renmrb_20160509_1-16.htm (accessed
4. ÐÐµÐ»Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° «ÐÑогÑеÑÑ ÐиÑÐ°Ñ Ð² облаÑÑи заÑиÑÑ Ð¿Ñав Ñеловека». 1995 // ÐÑеÑÑ-канÑелÑÑÐ¸Ñ ÐоÑÑовеÑа ÐÐÐ .
(White Book «Chinaâs Human Rights Progress». 1995 / State Administration of Press) (In Russ.) -
http://russian.china.org.cn/ russian/32917.htm (accessed
5. ÐÐµÐ»Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° «ÐÑогÑеÑÑ ÐиÑÐ°Ñ Ð² облаÑÑи заÑиÑÑ Ð¿Ñав Ñеловека». 2014 / ÐÑеÑÑ-канÑелÑÑÐ¸Ñ ÐоÑÑовеÑа ÐÐÐ . (White
Book «Chinaâs Human Rights Progress». 2014 / State Administration of
Press) (In Russ.)-
http://www.scio.gov.cn/zfbps/rqbps/ Document/1437487/1437487.htm
6. ÐолнÑй ÑекÑÑ Ðелой книги «ÐейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ликвидаÑии бедноÑÑи и пÑогÑеÑÑ Ð² ÑÑеÑе пÑав Ñеловека ÐиÑаÑ». (White
Book «Chinaâs Progress in Poverty Reduction and Human Rights») (In Russ.) - http://russian.people.com.cn/
n3/2016/1101/c95181-9135594.html (accessed
7. Ðода Ð.Ð . ÐекинÑкий ÑоÑÑм по пÑавам Ñеловека. Ð., ÐÐÐÐÐ Ð ÐÐ. (Voda K.R. Beijing Forum on human rights /
IWEIR RAS) (In Russ.) - www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=186 (accessed
8. Human rights forum eyes peace and development / China Society for Human Rights Studies -
http://www.chinahumanrights.org/html/2015/POLITICS_0917/3335.html (accessed
9. ÐоздÑавиÑелÑное пиÑÑмо пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐÐРСи ЦзинÑпина на ÐекинÑком ÑоÑÑме по пÑавам Ñеловека / ÐÐÐ
ÐÐÐ . (A congratulatory letter from the President of the PRC XI Jinping at the Beijing Forum on Human rights / PRC Foreign
Ministry) (In Chin.) - http://www.fmprc.gov.cn/ce/cedk/chn/zgwj/t1297090.htm (accessed
10. Country Report on Human Rights Practices / USA Department of State - https://www.state.gov/www/global/
human_rights/96hrp_index.html (accessed
11. Die Menschenrechte. Menschenrechtsverletzungen in China - http://droits-de-lhomme.ch/menschenrechts
verletzungen/menschenrechtsverletzungen-in-china (accessed
12. ÐÑонина Ð.Ð. Ðедвижимое имÑÑеÑÑво ÑелигиознÑÑ Ð¾ÑганизаÑий в ÐÐÐ // ÐÐ·Ð¸Ñ Ð¸ ÐÑÑика ÑегоднÑ. 2015. â 2.
С. 19-23. (Afonina L.A. 2015. Real estate of religious organizations in China // Asia and Africa today. â 2) (In Russ.)
13. ÐвÑинников Ð.Ð. ТÑÑдно бÑÑÑ Ð²Ð·ÑÑоÑником в ÐиÑае // ÐÐ·Ð¸Ñ Ð¸ ÐÑÑика ÑегоднÑ. 2011. â 6. С. 43-44.
(Ovchinnikov V.V. 2011. It is difficult to take bribes in China // Asia and Africa today. â 6) (In Russ.)
14. Mueller Kai. China Pressures Europe to Stay Silent on Human Rights / The Diplomat. 12.05.2016 -
http://thediplomat.com/2016/05/china-pressures-europe-to-stay-silent-on-human-rights/ (accessed
15. ÐÐµÐ»Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° «ÐÑава Ñеловека в ÐиÑае» 1991 / ÐÑеÑÑ-канÑелÑÑÐ¸Ñ ÐоÑÑовеÑа ÐÐÐ . (White Book «Human Rights in
China». 1991 / State Administration of Press) (In Russ.) - http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/24/content_488.htm (accessed
16. Full text: Human Rights Record of the United States in 2015 / the Foreign Ministry of the PRC -
http://english.gov.cn/archive/publications/2016/04/14/content_281475327578479.htm (accessed
17. ЦвÑк Ð.Ð. ÐÑоблема пÑав Ñеловека и геÑмано-киÑайÑкие оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ // СовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐвÑопа. 2017. â 1 (73).
С. 64-71. (Tsvyk A.V. 2017. The Human Rights issue and German-Chinese relations // Contemporary Europe. â 1 (73) (In
Russ.)