ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

№ 10 

●

2017 ÐÐ—ИЯ И АФРИКА ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ

51

Почвой, на которой во многом произрастают

противоречия между Китаем и западным миром в

правозащитной тематике, является недостаточное

понимание западными странами специфики прав

человека в современном Китае, связанной с раз-

витием всей китайской цивилизации, ее истории,

культуры, философии и других сфер жизни ки-

тайского общества [1]. 

По нашему мнению, на понимание прав чело-

века в современном Китае во многом оказали вли-

яние ÐºÐ¾Ð½Ñ„уцианская традиция, легизм* и марк-

систское понимание прав человека. 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА С КИТАЙСКОЙ 

СПЕЦИФИКОЙ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вань Эсянь, вице-президент Китайского сооб-

щества по изучению прав человека, считает, что

понимание роли человека в обществе и его прав в

Поднебесной уходит корнями в принципы, сфор-

мулированные еще в древности китайскими мыс-

лителями и прежде всего Конфуцием. Эти прин-

ципы продолжают быть актуальными и в совре-

менном Китае [2]. 

Конфуцианство подчеркивает, прежде всего,

ответственность личности перед другими людьми

и обществом, причем это относится как к обыч-

ным людям, так и к правителям. Ключевой в уче-

нии Конфуция является идея четко очерченного

круга обязанностей, которые есть у каждого инди-

вида. Среди них, в первую очередь, такие, как са-

мосовершенствование и законопослушность, уме-

ние довольствоваться малым, приоритет деятель-

ности на общее благо. Что же касается прав, то в

конфуцианстве преобладающими являются кол-

лективные или групповые права, а не индивиду-

альные. Главные ценности - это поддержание по-

рядка и уважение иерархических отношений. В

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ 

© 2017 А. ЦВЫК

Статья посвящена рассмотрению вопроса прав человек в Китае, который остается одной из наиболее острых тем в

отношениях между Китаем и странами Запада. По мнению автора, на специфику формирования понятия прав человека
в Китае оказали влияние традиции таких философских учений, как конфуцианство и легизм, а также марксистское по-
нимание прав человека. 

Автор рассматривает содержание концепции прав человека в современном Китае и приходит к выводу, что понима-

ние прав человека в стране во многом отличается от либеральной концепции прав человека, сложившейся на Западе. Не-
понимание специфики прав человека в Китае не способствует полноценному развитию партнерских отношений между
КНР и западными странами.

Ключевые слова: Китай, Германия, США, права человека, Запад

HUMAN RIGHTS: A VIEW FROM CHINA

Anatoly V. TSVYK, PhD (History), Department of Theory and History of International Relations, Peoples’ Friendship

University of Russia (a.tsvyk91@mail.ru)

The article highlights the issue of human rights in China, which remains one of the most actual topics in the relationship between

China and the Western countries. In the author’s opinion, the specific character of the concept of human rights in China was
influenced by the traditions of such philosophical teachings as Confucianism and Legism, as well as the Marxist understanding of
human rights.

The author considers the content of the concept of human rights in China nowadays and comes to the conclusion that the

understanding of human rights in the country differs in many respects from the liberal concept of human rights that has developed
in the West. 

Keywords: China, Germany, China’s foreign policy, strategic partnership, China-Germany relationship

ЦВЫК Анатолий Владимирович, к.и.н., ст. преподаватель кафедры теории и истории международных отношений

РУДН. РФ, 117198. Москва, ул. ÐœÐ¸ÐºÐ»ÑƒÑ…о-Маклая, 6 (a.tsvyk91@mail.ru)

* Легизм - (лат.

lex (legis

) - Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½; кит.

фа Ñ†Ð·Ñ

- Ð±ÑƒÐºÐ². ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°, Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¸ÐºÐ¸) - Ð¾Ð´Ð½Ð° Ð¸Ð· ÑˆÐµÑÑ‚и Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ñ… ÑˆÐºÐ¾Ð» Ð´Ñ€ÐµÐ²-

некитайской Ñ„илософии. ÐžÑÐ½Ð¾Ð²Ð° доктрины легизма - учение о безусловном главенстве юридического закона (

фа

) в жиз-

ни государства и общества 

(прим. авт.).

Проблема прав человека в Китае в последние десятилетия остается одной из наиболее ост-
рых тем в отношениях КНР и западного мира. Руководствуясь либеральной концепцией прав
человека и считая ее одним из столпов всего либерального мироустройства, западные стра-
ны во главе с США критикуют политику китайских властей в данном вопросе, заявляя о бес-
численных нарушениях прав и свобод населения Китая. 


background image

рамках данной теории индивид находит смысл

своего существования в том, чтобы играть как

можно более значимую роль. А раз так, то права

индивида тоже напрямую связаны с его положе-

нием и его обязанностями в обществе. 

В современном Китае государство рассматри-

вается как большая семья, во главе которой нахо-

дится правитель-отец: он берет на себя ответст-

венность за заботу о китайском народе, который,

в свою очередь, относится к нему с уважением

(аналогичная ситуация наблюдается во взаимо-

отношениях между старшими и младшими в об-

ществе).

По мнению китайских исследователей, основ-

ное расхождение китайской и западных культур

по вопросу взаимоотношений индивида и общест-

ва заключается в том, что традиционная западная

культура ставит во главу угла потребности от-

дельного индивида, требуя от общества предо-

ставления полной свободы для осуществления ча-

стных прав [3]. 

Помимо конфуцианства, большое влияние на

понимание прав человека в современном Китае

оказал легизм. С точки зрения легизма, человек

существует в государстве не как свободный субъ-

ект, а как подчиняющийся власти индивидуум.

Человек может обладать только теми правами и

свободами, которые ему даровал верховный пра-

витель. При этом отмечается, что соблюдение

прав и свобод человека является обязательным

для всех граждан, но не для самого верховного

правителя, который может либо соблюдать их по

доброй воле, либо вовсе отменить. 

С точки зрения марксизма, вопрос понимания

прав и свобод человека является частью более

широкой проблемы - положения индивида в со-

циально-экономической структуре общества, в

его политической системе. В либеральных теори-

ях, несмотря на признание существования обя-

занностей индивида основой взаимоотношений

между индивидом и государством является сво-

бода каждого индивида. Что же касается прав че-

ловека, то они служат, главным образом, как

средство защиты индивида от государства. Марк-

систская теория предполагает существование не-

разрывной связи прав индивида и его обязаннос-

тей. Неразрывное единство прав и обязанностей

призвано способствовать закреплению справед-

ливых социальных отношений, исключающих

любые привилегии для отдельных лиц либо общ-

ностей, равно как и дискриминационные ограни-

чения кого бы то ни было. Марксистская теория

исходит из того, что именно связь прав человека

с его обязанностями и ответственностью личнос-

ти за свои действия обеспечивает ее подлинную

свободу. 

Марксистская концепция признает важность

всех прав человека, однако полагает, что только

наличие и гарантированность прав не вообще, а

именно экономических прав создают реальные

условия для эффективного использования граж-

данских и политических прав.

ПОНИМАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 

В КИТАЕ СЕГОДНЯ

В современном Китае под правами человека,

наряду с гражданскими, политическими, эконо-

мическими и другими правами, понимаются,

прежде всего, 

права китайского народа

(

жэнь-

минь дэ цзибэн цюаньли

). С 1991 Ð³. на регулярной

основе издаются т.н. Белые книги Китая в облас-

ти прав человека. Первая Белая книга, вышедшая

в ноябре 1991 Ð³., стала своеобразным ответом ру-

ководства страны на обвинения западного мира в

нарушении прав человека. 

Симптоматично, что это произошло спустя два

года после событий на площади Тяньаньмэнь в

Пекине, которые считаются на Западе одним из

самых ярких примеров нарушения прав человека

в КНР. С 1991 Ð³. Госсовет КНР обнародовал более

десяти докладов «Прогресс Китая в области за-

щиты прав человека». Последний документ с по-

добным названием был опубликован в 2014 Ð³. При

этом стоит отметить, что содержание Белых книг

по правам человека различных лет издания отли-

чается не только статистическими данными, но и

содержанием понятия прав человека. 

В Белой книге «Прогресс Китая в области за-

щиты прав человека» 1995 Ð³. в первом разделе ос-

новными правами китайского народа называются

«право на существование»

(

шэнцуньцюань

) и

«право на развитие»

(

фачжаньцюань

) [4]. При

этом 

«право на существование» 

и

«право на

развитие»

китайского народа связываются с про-

цессом модернизации экономики КНР, а эконо-

мическое строительство называется основным

фактором, способствующим развитию данных

прав. Таким образом, показана тесная взаимо-

связь между экономической и социальной поли-

тикой в КНР. Руководители КНР считают, что

для развивающихся стран (к которым Китай от-

носит и себя) ключевым критерием соблюдения

прав человека может быть только соответствие

политической модели требованиям экономичес-

кого развития и роста уровня благосостояния

граждан государства, замечая, что права индивида

связаны с коренными интересами всего китайско-

го общества.

В последующие годы содержание Белых книг

Китая по правам человека подверглось опреде-

ленным изменениям. В Белой книге «Прогресс

Китая в области прав человека» 2014 Ð³. защита

прав и свобод человека в Китае называется одной

из главных задач, стоящих перед руководством

КНР для реализации «китайской мечты о вели-

ком возрождении китайской нации» [5]. Не отхо-

дя от тезиса о двух основных правах китайского

народа, акцент делается на праве китайского на-

рода на развитие. В Белой книге перечисляются

основные личные права (

жэньшэнь цюаньли

), к

которым относятся продовольственная безопас-

ность, борьба с терроризмом и преступностью,

оборотом наркотиков и Ð´Ñ€. Также отдельные раз-

делы Белой книги 2014 Ð³. посвящены демократи-

52

АЗИЯ И АФРИКА сегодня â„– 10 

●

2017


background image

ческим правам, праву на беспристрастный суд,

правам нацменьшинств, правам женщин и детей,

правам людей с ограниченными возможностями и

праву на благоприятную окружающую среду. 

Немаловажным вопросом в области прав чело-

века в Китае остается борьба с бедностью, разви-

тие идеи построения общества «сяокан» (средней

зажиточности) к 100-летнему юбилею Коммунис-

тической партии Китая (2021 г.), которая после

XXVIII съезда КПК (2012 Ð³.) связывается с реа-

лизацией «китайской мечты». В октябре 2016 Ð³.

пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала

Белую книгу «Действия по ликвидации бедности

и прогресс в сфере прав человека в Китае». В ней

обозначены основные тезисы и задачи, стоящие

перед руководством КНР в данной области:

- сокращение бедности по итогам планов 1996-

2000 Ð³Ð³., 2001-2010 Ð³Ð³. и выполнение Программы

оказания помощи бедным сельским районам и их

развитию в 2011-2020 Ð³Ð³. содействуют развитию

прав человека в Китае;

- обеспечение права на существование бедного

населения;

- обеспечение прав особых групп населения;

- улучшение развития бедных районов Китая

и Ð´Ñ€. [6].

Таким образом, исходя из того, что Китай яв-

ляется развивающейся страной, права человека

для китайского руководства - это, прежде всего,

вопросы существования и развития. Они во мно-

гом определяют взаимосвязь между экономичес-

кой и социальной политикой в Китае.

КИТАЙ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: 

ВЫХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

Руководство КНР прилагает усилия для фор-

мирования позитивного образа Китая как одного

из основных гарантов соблюдения прав человека

не только внутри страны, но и на межгосударст-

венном уровне. Тезис о необходимости обеспече-

ния прав и свобод человека в мире становится од-

ним из важных инструментов в реализации внеш-

ней политики и дипломатии Китая. 

В 2006 Ð³. КНР была избрана на трехлетний

срок членом Совета по правам человека ООН -

вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи

ООН в области международной защиты прав че-

ловека. Несмотря на то, что за 10 лет существова-

ния Совета Китай регулярно избирался ÐµÐ³Ð¾ чле-

ном (в 2016 Ð³. КНР в четвертый раз получила дан-

ный статус), а представители китайской делега-

ции регулярно выступают с докладами по право-

защитной тематике, ряд западных стран, прежде

всего США, используют данный форум для осуж-

дения действий руководства КНР в области прав

человека. 

Одной из главных площадок реализации ки-

тайской дипломатии в области прав человека

можно считать Пекинский форум по правам чело-

века, который регулярно проводится с 2008 Ð³.

Первый форум прошел в 2008 Ð³. и был приурочен

к 60-летней годовщине принятия Всеобщей дек-

ларации прав человека (1948). Наиболее интерес-

ным по содержанию и итогам нам представляется

8-й форум в сентябре 2015 Ð³. Приуроченный к

70-летней годовщине окончания Второй мировой

войны, он был призван продемонстрировать про-

гресс Китая в продвижении прав человека с мо-

мента ее окончания [7]. 

Стоит отметить несколько основных идей,

прозвучавших на форуме. 

Во-первых, заслугой Китая была названа реа-

лизация и продвижение таких прав, как право на

существование и право на развитие, а также то,

что провозглашалась необходимость активизации

развития экономики, благодаря чему миллионы

людей в Китае преодолеют бедность. При этом не-

однократно подчеркивалось, что вопрос совер-

шенствования прав человека в Китае имеет выра-

женную национальную специфику и служит идее

реализации «китайской мечты». Подчеркивалось,

что попытки вмешательства других государств

под предлогом прав человека во внутренние дела

Китая и оказание на него давления будут реши-

тельно пресекаться [8]. 

Во-вторых, особый интерес вызывают тезисы

поздравительного письма председателя КНР Си

Цзиньпина участникам форума. Си Цзиньпин от-

метил лидирующую роль Китая в совершенство-

вании прав человека в мире. При этом акцент был

сделан на реализации двух ключевых, по мнению

председателя КНР, прав всего человечества: «

пра-

ва на мир» (

хэпинцюань

) и «права на развитие»

(

фачжаньцюань

[9]. 

Право на мир определялось не только как от-

сутствие войн и конфликтов, но и как свобода от

структурного, институционального и других

форм давления и принуждения. Си Цзиньпин

подчеркнул значимую роль Китая, идущего по

пути мирного развития, его вклад в поддержа-

ние мира и безопасности в рамках деятельности

под эгидой ООН и других международных орга-

низаций, необходимый для обеспечения права

на мир. Кроме того, была отмечена неразрывная

связь права на мир и права на развитие, реализа-

ция которого также сталкивается с большими

трудностями в регионах, охваченных вооружен-

ными конфликтами и подверженных нападени-

ям террористических и преступных группиро-

вок. 

Таким образом, китайская концепция прав че-

ловека активно продвигается руководителями

КНР на международном уровне. Будучи членом

Совета по правам человека ООН, руководство

страны также создало собственный международ-

ный механизм - Пекинский форум по правам че-

ловека, который Китай использует для продвиже-

ния своих идей и видения проблемы прав челове-

ка во всем мире. Как отмечено выше, руководите-

ли КНР предлагают концепцию прав человека на

международном уровне, обозначая право на мир и

право на развитие основными правами народов

развивающихся стран.

№ 10 

●

2017 ÐÐ—ИЯ И АФРИКА ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ

53


background image

ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КИТАЕ:

ВЗГЛЯД ЗАПАДНЫХ СТРАН 

(НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

С 1980-х Ð³Ð³. действия руководства КНР в во-

просе соблюдения прав и свобод человека подвер-

гаются критике со стороны западных стран. Несо-

мненно, среди государств Запада, обвиняющих

власти КНР в нарушении прав и свобод человека,

наибольшее давление на Китай оказывают США.

Так, Государственный департамент США с 1977 Ð³.

публикует ежегодные доклады о положении прав

человека в разных странах мира, в т.ч. в КНР, об-

виняя китайские власти в их систематическом на-

рушении, а официальные лица США регулярно

выступают с критикой руководства КНР в этом

вопросе [10]. 

Следует отметить, что правозащитная пробле-

матика включена в повестку дня не только отно-

шений между КНР и США, но и отношений меж-

ду Китаем и государствами Европы. Среди евро-

пейских стран, выступающих с критикой по отно-

шению к Китаю в нарушении прав человека, вы-

деляется Германия - основной торговый партнер

Китая в ЕС. Руководство ФРГ продвигает идею

«общих с США ценностей», заявляя о «мессиан-

ской роли» германского государства в вопросе

верховенства демократии и защиты прав человека

во всем мире. 

Позиция властей ФРГ заключается в том, что

Китай должен руководствоваться общеприняты-

ми, по их мнению, нормами и принципами в во-

просе соблюдения прав и свобод человека. Вместе

с тем, можно выделить несколько основных про-

блем прав человека, которые беспокоят общест-

венность и правозащитные организации не только

Германии, но и других западноевропейских стран:

1.

Свобода личности и вероисповедания

. В Гер-

мании негативно относились к вопросу планиро-

вания семьи в китайском обществе, политика «од-

на семья-один ребенок», по их мнению, нарушала

права человека на рождение ребёнка [11]. Однако

вследствие отмены «политики одного ребенка» в

2015 Ð³. данный тезис потерял свою актуальность.

Что касается нарушения свободы вероисповеда-

ния в Китае, государством официально запреще-

ны иностранные религиозные организации [12]. 

2.

Недостаточная защита прав и свобод наци-

ональных меньшинств в Китае

Власти КНР обвиняются в непринятии демо-

кратических ценностей и ущемлении прав нацио-

нальных меньшинств, проживающих в Тибете и

Синьцзяне.

3.

Применение высшей формы наказания

(смертная казнь).

К преступлениям, караемым в

Китае высшей мерой наказания, относятся: угроза

общественной безопасности, вооружённое восста-

ние против власти и Ð´Ñ€. [13]. Германские правоза-

щитники указывают на несоответствие процедур

расследования международным стандартам, боль-

шое число судебных ошибок.

4.

Свобода слова. Цензура СМИ

. В глазах не-

мецкой общественности, средства массовой ин-

формации Китая - основной инструмент полити-

ческой пропаганды, усиления контроля Комму-

нистической партии Китая над настроениями в

обществе и формирования необходимого партии

позитивного образа. Немцы отмечают, что прави-

тельство осуществляет тотальный контроль дея-

тельности СМИ, в т.ч., хоть и негласно, иностран-

ных. По мнению немецких правозащитников, ки-

тайские спецслужбы контролируют Интернет, ог-

раничивая доступ пользователей к некоторым ре-

сурсам глобальной сети. 

КОНТРАРГУМЕНТЫ КИТАЙСКОЙ СТОРОНЫ

Китайская общественность довольно остро

воспринимает западную правозащитную критику.

Отношения между Поднебесной и странами Запа-

да, по мнению китайской общественности, долж-

ны выстраиваться на равных условиях. Западные

страны обвиняются в нежелании признавать до-

стигнутые Китаем в экономической области успе-

хи и попытки повернуть внутриполитический

курс развития государства от роста экономичес-

ких показателей и благосостояния населения в

сторону соблюдения универсальных, по мнению

западной общественности, прав человека, кото-

рые могут привести к негативным последствиям

для Китая [14].

Власти КНР, в свою очередь, заявляют о том,

что государства и регионы неоднородны и различ-

ны в культурном и цивилизационном развитии.

Следовательно, механизм прав человека, который

сформировался на Западе, не является универ-

сальным во всем мире. 

Более того, некоторый антагонизм в отноше-

ниях с западными странами в вопросе прав чело-

века прослеживается в самом толковании основ-

ных прав китайского народа - «права на существо-

вание» и «права на развитие». В Белой книге по

правам человека в Китае 1991 Ð³. говорится, что

под «правом на существование» и «правом на раз-

витие» также понимается «историческое насущ-

ное требование китайского народа, который дол-

гое время подвергался агрессии и угнетению со

стороны чужеземцев» [15]. 

В подобном ключе в Белой книге 1995 Ð³. звучит

тезис о том, что власти КНР, руководствуясь це-

лями и принципами Устава ООН в области защи-

ты прав человека, выступают против применения

некоторыми государствами двойных стандартов в

этой области по отношению к другим, особенно

развивающимся странам, против навязывания

другим собственной модели, против гегемонист-

ских попыток вмешательства во внутренние дела

других стран под предлогом решения проблемы

прав человека. При этом под «некоторыми госу-

дарствами», применяющими политику «двойных

стандартов» и навязывания собственной модели

развивающимся странам, понимаются страны За-

пада во главе с США. 

В ответ на ежегодные доклады о положении

54

АЗИЯ И АФРИКА сегодня â„– 10 

●

2017


background image

прав человека в разных странах мира, в т.ч. в КНР,

пресс-канцелярия Госсовета КНР с 1998 Ð³. публи-

кует ежегодные доклады о нарушении прав чело-

века в США. В докладе «Права человека в США в

2015 Ð³.» отмечается, что США, считая себя глав-

ными защитниками прав человека во всем мире,

не замечают собственных грубых нарушений прав

граждан США [16]. Основной акцент делается на

превышении использования силы правоохрани-

тельными органами США, на расовой дискрими-

нации в стране, пытках, осуществляемых амери-

канскими спецслужбами, и Ð´Ñ€. 

Власти КНР крайне негативно реагируют на

действия официальных лиц европейских госу-

дарств по некоторым вопросам, которые на Западе

считаются нарушением прав человека в Китае. Так,

встречи западноевропейских лидеров с Далай-ла-

мой привели к негативным последствиям в отно-

шениях КНР с рядом западных стран. Следствием

встреч Далай-ламы с канцлером ФРГ А.Меркель в

2007 Ð³. и президентом Франции Н.Саркози в

2008 Ð³. стали уменьшение торгового оборота этих

стран с Китаем и отмена китайской стороной на не-

которое время ряда визитов и встреч на высоком и

высшем уровнях [17]. А после того, как китайский

диссидент Лю Сяобо в 2010 Ð³. стал лауреатом Но-

белевской премии мира, Китай фактически замо-

розил дипломатические отношения с Норвегией

(стороны заявили о возобновлении политических

контактов лишь в декабре 2016 Ð³.). 

* * *

Понимание прав человека в современном Ки-

тае во многом отличается от либеральной концеп-

ции прав человека, сложившейся на Западе. Исхо-

дя из тезиса о том, что Китай - развивающаяся

страна, права человека в понимании китайских

властей - это, прежде всего, права китайского на-

рода на существование и развитие. Китайская

специфика и понимание прав человека критично

воспринимаются на Западе. Западные страны об-

виняют китайские власти в нарушении основных

прав и свобод человека, что вызывает негативную

реакцию китайской стороны. Таким образом, про-

блема прав человека оказывает большое влияние

на отношения между Китаем и странами Запада.

№ 10 

●

2017 ÐÐ—ИЯ И АФРИКА ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ

55

Список литературы / References

1. Ties Dams, Frans Paul van der Putten. China and Liberal Values in International Relations. Opposing the Promotion of

Democracy, Human Rights and Liberal Market // Clingendael Netherlands Institute of International Relations. Report. 2015.

2. Ð‘уров В.Г. Ð’ Китае возрождается культ Конфуция // Азия и Африка сегодня. 2011. № 4. С. 8-14. (Burov V.G.

2011. The Rebirth of the Cult of Confucius is Taking Place in China // Asia and Africa today. № 4) (In Russ.)

3. Zai lishi zhong bianhuan de ziyou, mingzhu, renquan linian // Renmin ribao. 09.05.2016 (in Chin.) -

http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2016-05/09/nw.D110000renmrb_20160509_1-16.htm (accessed 

4. Ð‘елая книга «Прогресс Китая в области защиты прав человека». 1995 // Пресс-канцелярия Госсовета КНР.

(White Book «China’s Human Rights Progress». 1995 / State Administration of Press) (In Russ.) -

http://russian.china.org.cn/ russian/32917.htm (accessed 

5. Ð‘елая книга «Прогресс Китая в области защиты прав человека». 2014 / Пресс-канцелярия Госсовета КНР. (White

Book «China’s Human Rights Progress». 2014 / State Administration of

Press) (In Russ.)-

http://www.scio.gov.cn/zfbps/rqbps/ Document/1437487/1437487.htm 

6. ÐŸÐ¾Ð»Ð½Ñ‹Ð¹ текст Белой книги «Действия по ликвидации бедности и прогресс в сфере прав человека Китая». (White

Book «China’s Progress in Poverty Reduction and Human Rights») (In Russ.) - http://russian.people.com.cn/

n3/2016/1101/c95181-9135594.html (accessed 

7. Ð’ода К.Р. ÐŸÐµÐºÐ¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ форум по правам человека. М., ИМЭМО РАН. (Voda K.R. Beijing Forum on human rights /

IWEIR RAS) (In Russ.) - www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=186 (accessed 

8. Human rights forum eyes peace and development / China Society for Human Rights Studies -

http://www.chinahumanrights.org/html/2015/POLITICS_0917/3335.html (accessed 

9. ÐŸÐ¾Ð·Ð´Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ельное письмо председателя КНР Си Цзиньпина на Пекинском форуме по правам человека / МИД

КНР. (A congratulatory letter from the President of the PRC XI Jinping at the Beijing Forum on Human rights / PRC Foreign

Ministry) (In Chin.) - http://www.fmprc.gov.cn/ce/cedk/chn/zgwj/t1297090.htm (accessed 

10. Country Report on Human Rights Practices / USA Department of State - https://www.state.gov/www/global/

human_rights/96hrp_index.html (accessed 

11. Die Menschenrechte. Menschenrechtsverletzungen in China - http://droits-de-lhomme.ch/menschenrechts

verletzungen/menschenrechtsverletzungen-in-china (accessed 

12. ÐÑ„онина Л.А. ÐÐµÐ´Ð²Ð¸Ð¶Ð¸Ð¼Ð¾Ðµ имущество религиозных организаций в КНР // Азия и Африка сегодня. 2015. № 2.

С. 19-23. (Afonina L.A. 2015. Real estate of religious organizations in China // Asia and Africa today. № 2) (In Russ.)

13. ÐžÐ²Ñ‡Ð¸Ð½Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² В.В. Ð¢Ñ€ÑƒÐ´Ð½Ð¾ быть взяточником в Китае // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6. С. 43-44.

(Ovchinnikov V.V. 2011. It is difficult to take bribes in China // Asia and Africa today. № 6) (In Russ.)

14. Mueller Kai. China Pressures Europe to Stay Silent on Human Rights / The Diplomat. 12.05.2016 -

http://thediplomat.com/2016/05/china-pressures-europe-to-stay-silent-on-human-rights/ (accessed 

15. Ð‘елая книга «Права человека в Китае» 1991 / Пресс-канцелярия Госсовета КНР. (White Book «Human Rights in

China». 1991 / State Administration of Press) (In Russ.) - http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/24/content_488.htm (accessed 

16. Full text: Human Rights Record of the United States in 2015 / the Foreign Ministry of the PRC -

http://english.gov.cn/archive/publications/2016/04/14/content_281475327578479.htm (accessed 

17. Ð¦Ð²Ñ‹Ðº А.В. ÐŸÑ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð° прав человека и германо-китайские отношения // Современная Европа. 2017. № 1 (73).

С. 64-71. (Tsvyk A.V. 2017. The Human Rights issue and German-Chinese relations // Contemporary Europe. № 1 (73) (In

Russ.)