Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8525
Скачиваний: 2
Закон предусматривает два возможных варианта, связанные с наступлением психического расстройства у лица после совершения преступления.
Во-первых, психическое расстройство наступает до вынесения приговора или до его обращения к исполнению. В этом случае лицо, совершившее преступление, освобождается либо от назначения наказания, либо от его отбывания.
Во-вторых, психическое расстройство наступает во время отбывания осужденным наказания. При такой ситуации лицо подлежит освобождению от дальнейшего отбывания наказания.
В обоих случаях лицу, освобожденному от наказания, на основании п. "б" ч. 1 ст. 97 УК могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 99 УК.
Освобождение от наказания в связи с наступлением психического расстройства является обязательным, оно не зависит от усмотрения суда и применяется независимо от тяжести совершенного преступления, величины неотбытой части наказания и других обстоятельств. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания по рассматриваемому основанию производится судом по представлению государственного органа, ведающего исполнением наказания. Одновременно с представлением в суд направляются заключение врачебной комиссии и личное дело осужденного (ч. 5 ст. 175 УИК).
В соответствии с ч. 2 ст. 81 УК лицо, заболевшее после совершения преступления не психической, а иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания. В этом случае невозможность отбывания наказания, которая и является основанием освобождения, определяется, во-первых, видом наказания, а во-вторых, характером болезни.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. утвержден Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Он включает 41 наименование заболеваний, в том числе различные виды туберкулеза, злокачественные новообразования, все формы острого лейкоза, сахарный диабет и некоторые другие заболевания эндокринной системы, ряд заболеваний нервной системы и органов чувств, некоторые болезни органов кровообращения, дыхания, органов пищеварения, мочевыводящей системы и др.
Данный вид освобождения носит факультативный характер. При решении вопроса об освобождении суд учитывает тяжесть совершенного преступления, степень исправления осужденного, срок отбытого наказания, а также то, в какой мере болезнь препятствует отбыванию назначенного наказания.
Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством или заболеванием иной тяжелой болезнью не относится к условным видам освобождения, но все же не является окончательным. В соответствии с ч. 4 ст. 81 УК эти лица в случае их выздоровления могут подлежать наказанию, если, конечно, не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 (при освобождении от назначения наказания) или ст. 83 (при освобождении от отбывания назначенного наказания) УК.
Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания установил, что Д. в составе банды совершил деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 209, ч. 3 ст. 126 и ч. 4 ст. 162 УК. В период следствия у Д. развилось психическое расстройство в форме реактивного психоза, что на момент проведения судебно-психиатрической экспертизы препятствовало возможности оценить его психическое состояние во время совершения инкриминируемых ему деяний. С учетом данного обстоятельства суд освободил Д. от уголовной ответственности на основании ст. 19, ч. ч. 1 и 4 ст. 81 УК и применил к нему принудительные меры медицинского характера. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ по протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ приговор отменила и направила дело на новое судебное рассмотрение, указав следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 УК лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от его дальнейшего отбывания. После выздоровления такое лицо может быть направлено на повторную судебно-психиатрическую экспертизу и в случае признания его вменяемым подвергнуто наказанию. Между тем суд первой инстанции освободил Д. не от наказания, а от уголовной ответственности, допустив неправильное применение уголовного закона.
Согласно ч. 3 ст. 81 УК военнослужащие подлежат освобождению от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Это положение УК по букве закона распространяется только на тех военнослужащих, которые отбывают наказание в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части. Между тем в случае заболевания, делающего осужденного не годным к несению военной службы, невозможным становится исполнение и такого наказания, как ограничение по военной службе. Поэтому отсутствие в ч. 3 ст. 81 УК указания на этот вид наказания является очевидным пробелом в законе. Этот пробел восполнен Уголовно-исполнительным кодексом, который предусматривает освобождение военнослужащих от дальнейшего отбывания наказания не только в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части, но и в виде ограничения по военной службе, если заболевание делает осужденного не годным к несению военной службы (ч. 1 ст. 174).
Основанием освобождения военнослужащих от дальнейшего отбывания наказания является невозможность исполнения наказания, связанного со строгой изоляцией (арест) или с выполнением воинских обязанностей. С учетом состояния здоровья, тяжести совершенного преступления, личности осужденного и его поведения во время отбывания наказания его неотбытая часть может быть заменена более мягким видом наказания, если суд сочтет нецелесообразным полностью освободить военнослужащего от дальнейшего отбывания наказания и если заболевание не препятствует отбыванию этого более мягкого вида наказания.
Данный вид освобождения от дальнейшего отбывания наказания является обязательным, поскольку не зависит от усмотрения суда, и окончательным, так как не может быть отменен ни по каким основаниям.
В юридической литературе высказывалась мысль, что в соответствии с ч. 3 ст. 81 УК "военнослужащие, освобожденные от дальнейшего отбывания наказания в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части в связи с заболеванием, делающим их негодными к военной службе, должны признаваться не имеющими судимости". Для подобного суждения никаких оснований не дает толкование ни ст. 81, ни ст. 86 УК. Поскольку закон предусматривает освобождение военнослужащих не вообще от наказания, а только от его дальнейшего отбывания, то они должны рассматриваться как лица, отбывавшие наказание, и их судимость должна погашаться в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК.
§ 7. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам
и женщинам, имеющим малолетних детей
Возможность предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, закон (ст. 82 УК) не связывает с каким-то конкретным видом наказания. В соответствии со ст. ст. 175 и 177 УИК рассматриваемый институт применяется к женщинам, осужденным к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы и лишению свободы.
Основанием применения данного вида освобождения от наказания является нецелесообразность отбывания наказания беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, так как беременность и наличие маленького ребенка значительно затрудняют процесс исполнения наказания и достижение его целей.
Законом предусмотрены два условия, необходимые для предоставления отсрочки отбывания наказания.
Во-первых, должен быть установлен факт беременности женщины или рождения (усыновления, принятия на воспитание) ею ребенка. Вопрос о предоставлении женщине отсрочки отбывания наказания может быть поставлен в любой момент после установления беременности или появления у нее ребенка. Естественно, что прерывание беременности, рождение мертвого ребенка или его смерть во время отсрочки означает отпадение рассматриваемого условия и влечет постановку вопроса об отмене предоставленной отсрочки.
Второе условие состоит в том, что женщина не осуждена к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкое или особо тяжкое преступление против личности. В соответствии с буквой закона действие ст. 82 УК не распространяется на женщин, осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные разделом VII УК (ст. ст. 105, 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ч. 2 ст. 128, ст. ст. 131, 132, ч. ч. 2 - 4 ст. 150, ч. 3 ст. 151, ч. ч. 2 и 3 ст. 152 УК). Однако к этим преступлениям нужно отнести и деяния, предусмотренные другими разделами Особенной части УК, но связанные с посягательством на жизнь или здоровье человека: например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), терроризм (ст. 205 УК), захват заложника (ст. 206 УК) и др. Осуждение женщины за любое из преступлений, связанных с посягательством на личность, к менее строгому наказанию, чем пять лет лишения свободы, не является препятствием к предоставлению отсрочки отбывания наказания.
По смыслу закона отсрочка может быть предоставлена осужденной как при вынесении приговора, так и в период отбывания ею наказания. Если наступила беременность или ребенок родился (был усыновлен, принят на воспитание) до вынесения приговора, то суд, принимая во внимание наличие необходимых условий и медицинское заключение о беременности либо документы, подтверждающие наличие ребенка, постановляет отсрочить исполнение приговора до достижения ребенком 14-летнего возраста (п. 2 ч. 1 ст. 398 УПК). Если же названные обстоятельства возникли во время отбывания осужденной наказания, то специализированный государственный орган, ведающий исполнением наказания, вносит в суд представление об отсрочке дальнейшего отбывания наказания, направляя вместе с представлением медицинское заключение о беременности либо документы, подтверждающие наличие ребенка, а также характеристику и личное дело осужденной.
Женщинам, отбывающим лишение свободы, отсрочка может быть предоставлена независимо от срока беременности. В этом случае судом учитывается наличие у осужденной жилья и необходимых условий для проживания с ребенком либо согласие родственников принять осужденную и ребенка и создать необходимые условия для проживания (ч. 3 ст. 177 УИК). Однако отсутствие такого согласия не является непреодолимым препятствием для предоставления отсрочки. Женщинам, отбывающим наказание в виде обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, отсрочка может быть предоставлена только со дня предоставления отпуска по беременности и родам и до достижения ребенком 14-летнего возраста (ч. 9 ст. 175 УИК).
За поведением осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания, осуществляется контроль со стороны уголовно-исполнительной инспекции. Уклонение женщины от воспитания ребенка является нарушением условий отсрочки и влечет применение взыскания в виде письменного предупреждения. Если осужденная и после предупреждения продолжает уклоняться от воспитания ребенка, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции вправе отменить предоставленную отсрочку и направить осужденную для отбывания наказания в соответствии с приговором.
Отказ осужденной от ребенка и передача его в детское учреждение или другим лицам по закону является достаточным основанием отмены предоставленной отсрочки. На основании этого факта уголовно-исполнительная инспекция без каких-либо предварительных мер воспитательного характера вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания, которое по общему правилу должно судом удовлетворяться.
Отсрочка отбывания наказания не является окончательным освобождением от отбывания наказания, назначенного приговором. В соответствии с ч. 3 ст. 82 УК по достижении ребенком 14-летнего возраста суд обязан рассмотреть вопрос о последствиях истечения времени отсрочки. С учетом поведения осужденной во время отсрочки и ее отношения к исполнению материнских обязанностей суд вправе принять одно из трех возможных решений.
Если отсрочка была предоставлена одновременно с провозглашением приговора, суд вправе освободить осужденную от отбывания всего наказания. В ч. 3 ст. 82 УК прямо не предусмотрена возможность замены назначенного наказания более мягким видом наказания, но, видимо, такая замена не противоречит закону, поскольку в этом случае наказание, назначенное приговором, будет в то же время неотбытой его частью.
Если же отсрочка была предоставлена во время отбывания наказания, то закон предоставляет суду право либо окончательно освободить осужденную от отбывания оставшейся части наказания, либо заменить оставшуюся часть более мягким видом наказания.
Женщина, которой отсрочка была предоставлена при вынесении приговора, освобожденная от отбывания назначенного наказания после окончания отсрочки, в соответствии с ч. 2 ст. 86 УК считается не имеющей судимости.
Рассматриваемый вид освобождения от наказания является факультативным, т.е. применяемым по усмотрению суда, и условным. Условный его характер проявляется в том, что отсрочка может быть отменена по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 82 УК, а также в том, что и по истечении отсрочки наказание, назначенное осужденной, в зависимости от конкретных обстоятельств может быть заменено более мягким видом наказания. Закон предусматривает только два основания отмены предоставленной отсрочки: 1) уклонение от воспитания ребенка после письменного предупреждения, объявленного уголовно-исполнительной инспекцией; 2) совершение нового преступления в период отсрочки.
Отмена отсрочки с исполнением назначенного наказания возможна лишь в пределах сроков давности обвинительного приговора, установленных ст. 83 УК. Значит, если одновременно с провозглашением приговора в связи с беременностью осужденной была предоставлена отсрочка отбывания наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление, то после истечения отсрочки освобождение от наказания в соответствии с п. п. "а", "б" и "в" ч. 1 ст. 83 УК является обязательным в силу давности обвинительного приговора, которая истекает раньше окончания срока отсрочки. Таким образом, ч. 3 ст. 82 УК имеет практическое значение только применительно к беременным женщинам, осужденным за особо тяжкие преступления. Если же отсрочка была предоставлена во время отбывания наказания, то после ее истечения замена неотбытой части наказания более мягким возможна лишь при условии, что продолжительность отсрочки меньше, чем срок давности обвинительного приговора.
Что же касается отмены отсрочки по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 82 УК, то она возможна только в пределах двух лет со дня вступления в силу приговора, вынесенного за преступления небольшой тяжести, шести лет - приговора за преступления средней тяжести и 10 лет - приговора за тяжкие преступления.