Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 8481

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разглашение предполагает, что сведения об указанных обстоятельствах стали известны хотя бы одному постороннему лицу, не имеющему право на ознакомление с данной информацией. Оно может быть совершено в любой форме: устно, письменно, посредством конклюдентных действий.

Преступление окончено с момента, когда сведения стали известны лицу, не имеющему к ним отношения.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью - воспрепятствование служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Субъектом преступления выступает лицо, которому: а) сведения о мерах безопасности доверены; б) эти сведения стали известны по службе. К первой категории относятся лица, непосредственно реализующие мероприятия по обеспечению безопасности защищаемых лиц, - сотрудники органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и т.д. Во вторую группу входят сотрудники предприятий, органов и учреждений, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, - сотрудники адресных бюро, паспортных служб, телефонных станций и т.д.

Наступление в результате разглашения сведений о мерах безопасности тяжких последствий влечет ответственность по ч. 2 ст. 320 УК. Тяжкие последствия - понятие оценочное. Оно охватывает физический (например, причинение смерти, тяжкого вреда здоровью потерпевшего) и материальный (например, причинение крупного материального ущерба) вред.

Вина по отношению к ним может выражаться в виде легкомыслия или небрежности.

Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК). Объект преступления - деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, по реализации целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. К учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, относятся учреждения, в которых: а) исполняются наказания, связанные с лишением свободы, - арестные дома, исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы (в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, - ст. ст. 68 и 74 УИК РФ); б) содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (в ред. от 15 апреля 2006 г.) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 7) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.


Дополнительным объектом выступает здоровье осужденного, содержащегося в указанных учреждениях, а также сотрудников места лишения свободы или места содержания под стражей.


Потерпевшими признаются осужденный к аресту, лишению свободы на определенный срок либо пожизненно, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор (ч. 1 ст. 321 УК), а также сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей и их близкие (ч. 2 данной статьи).

В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (в ред. от 15 апреля 2006 г.) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" сотрудниками уголовно-исполнительной системы признаются лица, имеющие специальные звания. Данное понятие не подлежит расширительному толкованию. Оно не охватывает работников этой же системы. Сотрудники уголовно-исполнительной системы и ее работники отличаются друг от друга комплексом прав и обязанностей. Первые обладают контрольными и надзорными функциями в отношении осужденных, на них возлагается задача обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с ее целями, реализуют комплекс мер исправительно-трудового воздействия, организуют режим отбывания наказания, являются ответственными за обеспечение изоляции от общества. Посягая на их безопасность, виновный тем самым нарушает нормальную работу мест лишения свободы или содержания под стражей.

Работник уголовно-исполнительной системы не обладает подобными функциями, в связи с этим он не может быть потерпевшим от рассматриваемого преступления. В случае применения насилия в отношении указанного лица ответственность наступает по статьям о преступлениях против личности.

Понятие "близкие лица" в данном преступлении имеет то же содержание, что и в других составах преступлений.

Объективная сторона преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угрозы применения насилия в отношении его. Их содержание аналогично содержанию насилия, указанного в ст. 318 УК.

Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в законе действий.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. В качестве обязательного признака выступают цель - воспрепятствование исправлению осужденного и мотив - месть за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Ш. исполнял обязанности завхоза отряда строгих условий отбывания наказания и являлся членом секции самодеятельной организации осужденных (секции дисциплины и порядка), неоднократно требовал от Б. и С. соблюдения установленного порядка отбывания наказания. Применяя к потерпевшему насилие, виновные действовали из мести за оказываемое Ш. содействие администрации учреждения <1>.

--------------------------------

<1> ВС РФ. Дело N 56-о04-70.


Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Применение насилия или угроза его применения, совершенные лицом в возрасте от 14 до 16 лет, влекут ответственность по статьям о преступлениях против личности в соответствии с положениями ст. 20 УК.


В ч. 2 ст. 321 УК предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 данной статьи, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо их близкого.

Субъективная сторона данного преступления в целом характеризуется так же, как и преступления, предусмотренного ч. 1 указанной статьи. Однако надо иметь в виду, что при том же виде умысла в данном случае иное содержание цели и мотива. Преступление совершается с целью воспрепятствования законной деятельности сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо по мотивам мести за такую деятельность.

Частью 3 ст. 321 УК предусмотрен квалифицированный состав рассматриваемого преступления. В качестве квалифицирующих признаков указаны: совершение преступления организованной группой и применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего. Они относятся как к деянию, предусмотренному ч. 1, так и к деянию, предусмотренному ч. 2 указанной статьи. Содержание этих признаков идентично содержанию аналогичных признаков в других составах преступлений.

Осужденные Ч. и З. в нарушение действующих в воспитательной колонии правил ночью без разрешения администрации покинули расположения своих отрядов и прибыли в медико-санитарную часть учреждения. Сотрудник колонии К. предупредил их, что если они не вернутся на место, то он сообщит об этом дежурному по колонии. В ответ на это виновные причинили потерпевшему К. и сотруднику колонии В. соответственно легкий и средней тяжести вред здоровью. Действия виновных квалифицированы по ч. 3 ст. 321 УК.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в Определении указала, что об умысле осужденных на дезорганизацию деятельности исправительного учреждения свидетельствует то, что ими была нарушена нормальная деятельность колонии, насилие осужденными применено в отношении нескольких сотрудников исправительного учреждения, повреждены средства экстренной связи в помещениях медико-санитарной части, нарушен покой находящихся на лечении осужденных. Действия осуществлены в присутствии других лиц, носили дерзкий и циничный характер, что могло подорвать авторитет сотрудников места лишения свободы в глазах осужденных и крайне негативно повлиять на них <1>.

--------------------------------

<1> ВС РФ. Дело N 80-о06-6.


Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК). Объектом преступления является режим Государственной границы РФ, регламентирующий порядок ее пересечения физическими лицами. Государственная граница Российской Федерации - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации <1>.


--------------------------------

<1> Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (в ред. от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ) "О Государственной границе Российской Федерации" // ВСНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.


Объективная сторона преступления характеризуется пересечением Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством.

Законом "О Государственной границе Российской Федерации" определен режим пересечения Государственной границы РФ (ст. 7). Оно осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ.

Основными документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, по которым они осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка) <1>. Иностранные граждане могут въезжать в Россию и выезжать из России при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в таком качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами. Лица без гражданства должны иметь визы и документы, удостоверяющие их личность, выданные государством их проживания.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (в ред. от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ст. 7) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.


Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, при пересечении Государственной границы РФ соответственно должны иметь документ, удостоверяющий личность, и вид на жительство. Указанные лица, признанные беженцами, могут въезжать в Россию и выезжать из страны на основании проездного документа беженца (ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1995 г. N 114-ФЗ).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо государство назначения (ст. 29 указанного выше Закона).

Незаконным признается как пересечение Государственной границы РФ при отсутствии названных выше документов, так и въезд в Россию или выезд из страны по подложным документам.

Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.


В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 322 УК указаны: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением насилия или угрозой его применения.

Д., О., Ж., Т. и Г. осуждены по ч. 2 ст. 322 УК. Они признаны виновными в том, что, являясь членами организованной группы, неоднократно, без надлежащих документов незаконно пересекали Государственную границу РФ <1>.

--------------------------------

<1> ВС РФ. Дело N 32-о06-20.


Законодательством РФ предусмотрены два обстоятельства, исключающих ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации. Первое указано в примечании к ст. 322 УК. Согласно данному примечанию не образуют состава рассматриваемого преступления случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ <1>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 (в ред. от 1 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601.


Второе обстоятельство указано в Законе "О Государственной границе Российской Федерации". Согласно ст. 9 данного Закона не признается нарушением существующих правил вынужденное пересечение Государственной границы РФ, осуществленное в силу: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного военного корабля или другого государственного судна; буксировки поврежденного судна; доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств. Одним словом, в этом случае речь идет о состоянии крайней необходимости.

Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК). Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также транзитного проезда через ее территорию.

Объективную сторону преступления составляют альтернативно указанные деяния: а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; б) организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) организация их незаконного проезда через территорию Российской Федерации.

Правила пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через страну иностранных граждан и лиц без гражданства определяются Законом "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Их сущность раскрыта при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 322 УК.