Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8533
Скачиваний: 2
В судебной практике нет единого мнения по вопросу о субъективной стороне доведения до самоубийства. В частности, в постановлении президиума Московского городского суда по делу К. говорится, что "уголовной ответственности за доведение до самоубийства подлежит лицо, совершившее это преступление с прямым или косвенным умыслом. Виновный сознает, что указанным в законе способом принуждает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел)" <1>. Однако действующая редакция ч. 2 ст. 24 УК не дает оснований для такого вывода. В диспозиции ст. 110 УК не указывается на признаки формы вины доведения до самоубийства, а поэтому при совершении данного преступления вина может быть как умышленной, так и неосторожной.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 4. С. 17 - 18.
В тех случаях, когда имеет место содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетних или лиц, неспособных отдавать себе отчет в своих поступках или руководить ими, если в результате самоубийство имело место, то налицо "посредственное причинение", и лицо отвечает за убийство с прямым умыслом.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
§ 3. Квалификация преступлений, связанных с причинением
или угрозой причинения вреда здоровью
Квалификация преступлений, связанных с причинением или угрозой причинения вреда здоровью (общие вопросы). Система преступлений против здоровья включает преступления, связанные с причинением вреда здоровью (ст. ст. 111 - 118, 121, 122, 124 УК), и преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. ст. 119 - 120, 123, 125 УК).
Квалифицируя преступления против здоровья, следует обратить внимание на сохраняющуюся правовую неопределенность в понимании и оценке степени тяжести вреда здоровью. Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 407 "О введении в практику Правил производства судебно-медицинских экспертиз" были утверждены Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (далее - Правила) <1>. Данные Правила применялись на практике на протяжении нескольких лет. Однако письмом Минюста России от 15 августа 2001 г. N 07/8280-ЮД <2> было отказано в регистрации Приказа, утвердившего данные Правила. Как следствие, Приказом Минздрава России от 14 сентября 2001 г. N 361 Приказ Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 407 был признан утратившим силу вместе с указанными Правилами. Тем не менее Правила применяются при проведении судебно-медицинских экспертиз на практике, поскольку содержащаяся в них характеристика каждого вида вреда здоровью точно соответствует смыслу норм уголовного закона. (Что же касается возможности применения вместо утративших силу Правил 1996 г. соответствующих Правил 1978 г. (утвержденных Приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. N 1208 "О введении в практику Правил судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений"), то данные Правила были признаны недействующими на территории Российской Федерации Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 407 и, несмотря на отмену последнего, не могут рассматриваться как восстановленные в своем действии на территории Российской Федерации.)
--------------------------------
<1> Медицинская газета. 1997. 21 марта. N 23.
<2> Бюллетень Минюста России. 2001. N 10.
Непосредственным объектом преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, является здоровье другого человека. Здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Преступными действиями, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 111 - 118, 121 - 122, 124 УК, здоровью другого человека причиняется вред, под которым "понимают либо телесные повреждения, т.е. нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических" (п. 2 Правил). Причинение вреда собственному здоровью не может рассматриваться как преступление. Исключение представляют случаи причинения себе телесного повреждения с целью уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами, например путем членовредительства (ст. 339 УК).
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью является самым тяжким преступлением против здоровья, связанным с причинением здоровью другого человека достаточно серьезного по своим последствиям вреда.
Объективная сторона причинения тяжкого вреда здоровью характеризуется: а) действием (бездействием); б) последствием в виде тяжкого вреда здоровью; в) наличием причинной связи между причиненным вредом здоровью и действием (бездействием) виновного.
Способы причинения вреда здоровью при совершении данного преступления могут быть самыми разнообразными и на квалификацию не влияют. Исключение составляют способы, указанные в п. п. "б", "в" ч. 2 ст. 111 УК.
В понимании вреда здоровью в УК и в судебно-медицинской практике используется понятие так называемых квалифицирующих признаков тяжести вреда здоровью. В ч. 1 ст. 111 УК и в п. 12 Правил выделяются девять таких квалифицирующих признаков: 1) опасность вреда здоровью для жизни человека; 2) длительность расстройства здоровья; 3) стойкая утрата общей трудоспособности; 4) утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; 5) утрата зрения, речи, слуха; 6) полная утрата профессиональной трудоспособности; 7) прерывание беременности; 8) неизгладимое обезображивание лица; 9) психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией. Их юридическое значение заключается в том, что наличие того или иного признака позволяет юридически оценить вред здоровью как тяжкий, средней тяжести или легкий либо отнести совершенные действия к не повлекшим вреда здоровью. Соответственно, из девяти квалифицирующих признаков тяжести вреда здоровью семь (1, 4 - 9) связаны исключительно с тяжким вредом здоровью, т.е. их установление позволяет квалифицировать причиненный вред здоровью как тяжкий. Оставшиеся же два квалифицирующих признака (2 - 3) могут варьироваться по степени своей вредоносной выраженности, свидетельствуя о причинении вреда здоровью различных степеней тяжести.
В случае сочетания нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью определяется по тому признаку, который соответствует большей тяжести.
Установление всех квалифицирующих признаков тяжести вреда здоровью относится к компетенции судебно-медицинской экспертизы (хотя заключение эксперта и не имеет для суда предопределяющего значения, а оценивается в совокупности с другими доказательствами по делу). Исключением является неизгладимое обезображивание лица, при котором эксперт определяет лишь неизгладимость повреждения (т.е. его неустранимость без применения хирургических средств), а суд - обезображивание лица (п. п. 12, 43 Правил).
Таким образом, к тяжкому вреду здоровью относится либо вред, опасный для жизни человека, либо вред, повлекший утрату какого-либо органа или утрату органом его функций, утрату зрения, речи, слуха, полную утрату профессиональной трудоспособности, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией, либо вред, вызвавший значительную стойкую утрату общей трудоспособности более чем на 30%.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью относится к преступлениям с материальным составом. Во всех случаях между действиями лица и тяжким вредом здоровью необходимо устанавливать наличие причинной связи. В подавляющем большинстве случаев установление причинной связи между деянием и наступлением последствий в виде тяжкого вреда здоровью не вызывает особых затруднений, ибо совершение действий и наступление результата, по сути дела, совпадают по времени. Так бывает, например, при нанесении ножом удара в грудь, ударе топором по голове и т.п. Однако в отдельных случаях, когда травма обнаруживается не сразу, могут иметь место какие-то побочные моменты, которые и являются подлинной причиной наступивших последствий. Так, П. из чувства мести нанес Б. удар кулаком по лицу. Последний, опасаясь повторного удара, пытался убежать, но споткнулся, упал на твердый предмет, что вызвало тяжкий вред здоровью. П. был привлечен к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью. Однако в судебном заседании выяснилось, что причиной тяжкого вреда здоровью был не удар П., а падение на твердый предмет. Повреждение же, полученное Б. от удара кулаком по лицу, относилось к категории побоев. В приведенном примере отсутствует причинная связь между действиями П. и тяжким вредом здоровью, причиненным Б. <1>.
--------------------------------
<1> БВС РСФСР. 1967. N 4. С. 12.
Что касается субъективной стороны рассматриваемого преступления, то оно может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Кроме того, - особенно это касается тяжкого вреда здоровью, ставшего следствием драки, - умысел может быть и неконкретизированным.
Прямой умысел при причинении тяжкого вреда здоровью характеризуется тем, что лицо, совершая это деяние, осознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления тяжкого вреда здоровью потерпевшего и желает наступления такого вреда. Так, Ч. ударил ножом в грудную клетку П., причинив ему тяжкий вред здоровью - ранение грудной клетки, проникающее в плевральную полость. Ч. предвидел, что в результате удара ножом в грудь будет причинен тяжкий вред здоровью П., и желал этого результата, а стало быть, и осознавал развитие причинной связи. Ч. был правильно осужден по ч. 1 ст. 111 УК <1>.
--------------------------------
<1> БВС РСФСР. 1975. N 1. С. 6.
Примером причинения тяжкого вреда здоровью с косвенным умыслом может служить дело К. Он был признан виновным в том, что, присутствуя на вечере в доме у знакомого, схватил со стола кухонный нож и, желая выяснить, можно ли им проткнуть телогрейку, начал тыкать ножом в бок сидящего рядом с ним в телогрейке Б. Когда потерпевший встал, намереваясь уйти из дома, К. ударил его ножом в грудь, прорезав телогрейку и нанеся Б. проникающее ранение грудной клетки с причинением тяжкого вреда здоровью. Из фабулы дела видно, что намерение К. состояло в том, чтобы выяснить, можно ли проткнуть телогрейку ножом. Однако, нанося удар ножом в грудь, он не мог не предвидеть возможности причинения тяжкого вреда здоровью Б. и, хотя и не желая этого, отнесся к этому безразлично. Верховный Суд РФ признал, что субъективная сторона содеянного К. характеризуется косвенным умыслом <1>.
--------------------------------
<1> БВС РСФСР. 1967. N 4. С. 12.
Следует отграничивать умышленное причинение тяжкого вреда здоровью от покушения на убийство. Критерий отграничения заключен в направленности умысла виновного (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)"). Это означает, что если в результате действий виновного потерпевшему будет причинен тяжкий вред здоровью, а умысел виновного был направлен на убийство, то квалифицировать содеянное надлежит как покушение на убийство.
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 14 лет.
Квалифицированные составы умышленного причинения тяжкого вреда здоровью предусмотрены ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 111 УК.
Применительно ко всем квалифицирующим признакам ч. ч. 2 - 3 ст. 111 УК следует указать на общее правило квалификации совершенного преступления: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при квалифицирующих признаках, предусмотренных несколькими пунктами ч. ч. 2 - 3 ст. 111 УК, должно квалифицироваться по всем этим пунктам, и наказание в таких случаях не должно назначаться по каждому пункту в отдельности, однако при назначении его необходимо учитывать наличие нескольких квалифицирующих признаков. При совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, квалифицируемого по ч. ч. 3 или 4 ст. 111 УК, и наличии одного из квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 111 УК, содеянное не образует идеальной совокупности преступлений и в целом квалифицируется по ч. ч. 3 или 4 ст. 111 УК с указанием в описательно-мотивировочной части приговора всех квалифицирующих признаков деяния.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в отношении лица или его близких в связи с осуществлением этим лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. "а" ч. 2 ст. 111 УК), квалифицировано по мотиву (цели) совершения преступления в отношении потерпевшего, выполняющего служебную деятельность или общественный долг. Данный признак предполагает цель воспрепятствования правомерному осуществлению лицом его служебной деятельности или выполнению общественного долга либо по мотивам мести за такую деятельность. Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству; а под выполнением общественного долга - осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления, и др.).
Следует обратить внимание, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в отношении лиц, осуществляющих специально оговоренную законом служебную деятельность (например, судьи, сотрудники правоохранительных органов), квалифицируется по специальным нормам - ч. 4 ст. 296, ч. 2 ст. 318 УК.
Потерпевшими применительно к п. "а" ч. 2 ст. 111 УК также могут быть близкие лица осуществляющего служебные обязанности или выполняющего общественный долг, т.е. его родственники (в том числе близкие), лица, состоящие в свойстве с таким лицом, и иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги такому лицу в силу сложившихся личных отношений.
При квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью по п. "а" ч. 2 ст. 111 УК вовсе не обязательно, чтобы убийство было совершено непосредственно в процессе осуществления указанных в законе обязанностей или долга; достаточно установить, что оно мотивом (целью) связано с осуществлением потерпевшим служебной деятельности или выполнением общественного долга.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего (п. "б" ч. 2 ст. 111 УК), квалифицировано по способу причинения тяжкого вреда здоровью, а также по обстановке его причинения.