Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8556
Скачиваний: 2
Незаконное изъятие чужого имущества без корыстного мотива не образует хищения. Именно по этому пути идет и судебная практика. В силу отсутствия корыстного мотива не может квалифицироваться как хищение, например, так называемое временное позаимствование, когда, например, кассир берет во временное личное пользование деньги из кассы с их последующим возвратом.
Изменяя приговор по делу Ш., президиум Тюменского областного суда указал: "В отсутствие умысла обратить машину и вещи (речь шла об автомобильных ключах от зажигания, доверенности на право управления машиной и техническом паспорте на нее. - А.Р.) в свою собственность действия лица, завладевшего чужим имуществом с умыслом на их временное позаимствование, не могут рассматриваться как хищение" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 2. С. 21 - 22.
Субъект хищения - лицо, достигшее 14-летнего, а при мошенничестве, присвоении и растрате - 16-летнего возраста. Присвоение и растрата могут совершаться только специальным субъектом - лицом, которому чужое имущество было вверено для осуществления обусловленных правомочий.
§ 3. Формы хищения
В уголовном законодательстве ответственность за хищение чужого имущества дифференцируется в зависимости от того, каким способом совершается посягательство на отношения собственности.
Уголовное законодательство различает шесть форм хищения: кражу, грабеж, разбой, мошенничество, присвоение либо растрату вверенного имущества.
Кража (ст. 158 УК). Кража определяется как тайное хищение чужого имущества. Таким определением охватывается посягательство на любую форму собственности и, кроме того, подчеркивается, что имущество является для похитителя чужим. Как и для любой формы хищения, для кражи видовым объектом служат отношения собственности вообще, а непосредственным объектом - отношения конкретной формы собственности, определяемой принадлежностью похищаемого имущества, которое выступает как предмет кражи <1>.
--------------------------------
<1> Во избежание повторений характеристика объекта преступления при анализе других форм хищения даваться не будет.
Объективная сторона кражи заключается в тайном хищении чужого имущества. Под хищением применительно к краже понимается тайное ненасильственное изъятие чужого имущества. Вопрос о том, является ли хищение тайным, должен решаться на основании субъективного критерия, т.е. исходя из восприятия ситуации хищения самим виновным. "Как тайное хищение чужого имущества (кражу) следует квалифицировать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виноватый, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое") <1>.
--------------------------------
<1> Судебная практика по уголовным делам. С. 169.
Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ П. осужден за грабеж, совершенный при следующих обстоятельствах. Войдя в киоск, чтобы купить хлеба, П. воспользовался тем, что продавщица Б. отвернулась, похитил лежавший на прилавке возле окошечка кассы калькулятор, принадлежащий Б., и скрылся. Никаких окликов кассира он не слышал.
Изменяя квалификацию содеянного на п. "в" ч. 2 ст. 158 УК, Президиум Верховного Суда Республики Бурятия указал: "Если субъект преступления ошибочно считает, что совершает хищение тайно, хотя в действительности его действия замечены потерпевшим или посторонними лицами, то содеянное нельзя считать грабежом. Изъятие имущества при таких обстоятельствах квалифицируется как кража" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 9. С. 14.
Хищение должно квалифицироваться как кража и в тех случаях, когда собственник или владелец имущества либо другие лица, хотя и наблюдают действия похитителя, но по каким-то причинам не обнаруживают своего присутствия, а также в тех случаях, когда они видят само событие завладения имуществом, но не осознают его преступного характера.
Состав кражи в качестве обязательного признака включает общественно опасное последствие в виде имущественного ущерба. Поэтому кража считается оконченным преступлением с того момента, когда виновный изъял чужое имущество и получил реальную возможность распорядиться им по своему усмотрению независимо от того, удалось ли ему эту возможность реализовать.
Субъективная сторона кражи характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом лицо руководствуется корыстным мотивом и преследует цель незаконного извлечения имущественной выгоды.
Квалифицированные виды кражи (ч. 2 ст. 158 УК) характеризуются ее совершением:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
в) с причинением значительного ущерба гражданину;
г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем.
Совершение кражи по предварительному сговору группой лиц (п. "а" ч. 2 ст. 158 УК) означает, что в ней принимают непосредственное участие два или более лица, обладающие признаками субъекта преступления (соисполнители), которые предварительно, т.е. до начала преступления, договорились о совместном его совершении.
Действия участника преступления, не принимавшего непосредственного участия в выполнении объективной стороны кражи, не могут квалифицироваться как соисполнительство. Так, президиум Липецкого областного суда в постановлении по делу Б. указал: "По смыслу уголовного закона в случае совершения хищения по предварительному сговору группой лиц, при отсутствии организованной группы, действия лиц, осведомленных о целях участников хищения и оказавших им содействие в доставке к месту совершения преступления и обратно, но не оказывавших помощь в изъятии имущества, подлежат квалификации как соучастие в преступлении в форме пособничества" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2002. N 1. С. 21.
Кража с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище предусмотрена п. "б" ч. 2 ст. 158 УК.
В действующем УК в отличие от предыдущего этот признак формулируется только как незаконное проникновение в помещение или иное хранилище. Проникновение является незаконным, если осуществляется виновным, не имеющим на это никакого права и вопреки установленному запрету.
Под проникновением следует понимать тайное или открытое вторжение в любое помещение или иное хранилище с целью совершения кражи чужого имущества. Если лицо находилось в помещении или ином хранилище правомерно, не имея преступного намерения, но затем совершило кражу, ее нельзя квалифицировать как совершенную с проникновением (п. 19 названного выше Постановления).
Проникновение может совершаться с преодолением или разрушением запорных устройств, с преодолением сопротивления людей либо без этих признаков.
Под помещением "понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях" (примечание 3 к ст. 158 УК).
Хранилищем признаются "хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей" (примечание 3 к ст. 158 УК). Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в определении по делу К. и Р. указала: "Действия лица, совершившего кражу из автомобиля, ошибочно расценены судом как кража с проникновением в иное хранилище" <1>, поскольку салон автомобиля не предназначен для постоянного или временного хранения материальных ценностей.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2001. N 7. С. 16.
Проникновением в помещение или иное хранилище должно признаваться не только физическое вторжение виновного, но и извлечение из них имущества с помощью различных приспособлений и орудий.
Так, Л., выставив стекло из окна склада, при помощи металлического крюка достал через окно и похитил 20 бутылок водки. Верховный Суд РСФСР признал правильной квалификацию кражи как совершенной с проникновением в хранилище <1>.
--------------------------------
<1> БВС РСФСР. 1984. N 7. С. 14 - 15.
Кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину (п. "в" ч. 2 ст. 158 УК), означает, что значительный ущерб причинен именно гражданину, т.е. частному лицу. В соответствии с примечанием 2 к ст. 158 УК значительный ущерб следует определять с учетом имущественного положения потерпевшего, но в любом случае он должен составлять не менее 2500 рублей.
Под кражей из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, подразумеваются так называемые карманные кражи и любые ее аналоги, совершаемые обычно ворами-профессионалами.
Особо квалифицированный состав образует кража с проникновением в жилище, из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода или в крупном размере (ч. 3 ст. 158 УК).
Под жилищем следует понимать "индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания" (примечание к ст. 139 УК).
Проникновение в жилище должно пониматься так же, как и проникновение в помещение или иное хранилище. В любом случае цель кражи обязательно должна предшествовать вторжению. Как указала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в определении по делу К., "возникновение умысла на хищение после того, как виновный оказался в квартире, исключает квалификацию его действий по признаку проникновения в жилище" <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1994. N 11. С. 3 - 4.
Размер кражи признается крупным при стоимости похищенного имущества, превышающей 250 тыс. рублей (примечание 4 к ст. 158 УК).
Наиболее опасные виды кражи, предусмотренные ч. 4 ст. 158 УК, характеризуются ее совершением:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере.
Признак совершения кражи организованной группой (п. "а" ч. 4 ст. 158 УК) означает, что ее участники объединились в устойчивую группу для совершения нескольких преступлений (необязательно краж) либо одного, но сложного по исполнению и поэтому требующего серьезной, как правило, длительной организационной подготовки.
При совершении кражи организованной группой действия всех ее участников квалифицируются одинаково - по п. "а" ч. 4 ст. 158 УК. Однако ответственность наступает дифференцированно. Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность только за те кражи, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Особо крупный размер кражи (как и хищения в любой другой форме), предусмотренный п. "б" ч. 4 ст. 158 УК, в соответствии с примечанием 4 к ст. 158 УК означает, что стоимость похищенного имущества превышает 1 млн. рублей.
Мошенничество (ст. 159 УК). В законе это преступление определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Предметом мошенничества может быть чужое имущество, как и при других формах хищения, а также право на имущество, что отражает специфику данной формы хищения.
С объективной стороны мошенничество заключается в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество одним из двух указанных в законе способов: путем обмана или путем злоупотребления доверием.
Обман как способ хищения чужого имущества может иметь две разновидности.
Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение собственника или иного владельца имущества посредством сообщения ложных сведений, представления подложных документов и иных действий, создающих у названного лица ошибочное представление об основаниях перехода имущества во владение виновного.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала правильным осуждение Х. и К. по ч. 1 ст. 210 и ч. 4 ст. 159 УК, а С., Б. и З. - по ч. 2 ст. 210 и ч. 4 ст. 159 УК. Х. и З. создали преступное сообщество, имевшее цель завладения денежными средствами граждан путем обмана. Х. осуществляла руководство этим сообществом, а К. - его структурным подразделением. Участниками преступного сообщества были признаны С., З. и Б.
Входившие в состав сообщества бригады в районе станции метро "Водный стадион" в течение февраля 2001 г. вручали гражданам рекламные проспекты, а затем объявляли о выигрыше ценного приза. Тут же объявлялся еще один претендент на тот же приз (им всегда оказывался член преступной группировки), и обоим "победителям" предлагалось разыграть приз, который должен достаться тому, кто уплатит за него большую сумму. Обманутые потерпевшие отдавали за несуществующий приз все свои деньги, но победителем всегда оказывался их соперник, поскольку внесенная им сумма была больше. Завладев деньгами очередной жертвы, организаторы "лотереи" (на их сленге - "лохотрона") скрывались <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 6. С. 9 - 11.
Завладение чужим имуществом путем обмана может заключаться в продаже фальсифицированных товаров; в продаже гражданам поддельных лотерейных билетов, на которые якобы пал выигрыш; в получении кредитов по чужому паспорту; в получении денежных средств или товарно-материальных ценностей по договору без намерения выполнять договорные обязательства и т.д.
Пассивный обман заключается в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, в результате чего лицо, передающее имущество, заблуждается относительно наличия законных оснований для передачи виновному имущества или права на него.
Обман, который не является средством непосредственного завладения чужим имуществом, а служит, например, способом облегчения доступа к нему, не дает оснований квалифицировать деяние как мошенничество. Так, лицо, выдающее себя за работника домоуправления, якобы прибывшего в квартиру для устранения каких-либо неисправностей, и незаметно от жильца похищающее ценную вещь, совершает не мошенничество, а кражу.
Использование фиктивного документа как разновидность обмана представляет собой конструктивный элемент мошенничества и не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК. Однако изготовление мошенником подложного документа должно дополнительно квалифицироваться по ч. 1 ст. 327 УК.