Файл: Kurs_ugolovnogo_prava_T_2_Obschaya_chast_Uchenie_o_nakazanii.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 7563

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматриваемое освобождение военнослужащих от наказания безусловно. Поэтому их выздоровление не может привести к завершению исполнения наказания, о чем свидетельствует ч. 3 ст. 81 УК РФ.

Заболевание осужденных может быть и нетяжелым. Важно другое - оно препятствует несению воинской службы. Таким заболеванием, например, может быть перелом ноги, приведший к хромоте.

Основным нормативным актом по определению годности к военной службе является Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22 октября 1998 г. N 1232)*(241).

В ч. 3 ст. 81 УК указано единственное основание для освобождения от дальнейшего отбывания военнослужащими ареста или содержания в дисциплинарной воинской части - заболевание, "делающее их негодными к военной службе". Вместе с тем, в п. "г" ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г.*(242) определено, что увольнению подлежат также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно, или проходящие военную службу по призыву в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Следовательно, как негодность к несению военной службы, так и ограничения годности к ней и сопряженное с этим увольнение с военной службы являются основаниями для освобождения лица, отбывающего арест на гауптвахте или находящегося в дисциплинарной воинской части, от наказания или замену этого наказания другим, более мягким наказанием. Лицо, не являющееся военнослужащим, лишено возможности отбывать эти наказания. Налицо коллизия между предписаниями ч. 1 ст. 1 УК РФ и ч. 3 ст. 81 УК РФ. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ уголовная ответственность (а следовательно, и освобождение от нее или ее составных частей, например, наказания) регламентируется только УК РФ.

В ч. 3 ст. 81 УК РФ предусмотрена возможность как освобождения от наказания в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части рассматриваемой категории лиц, так и замена неотбытой части этих наказаний другим, более мягким наказанием. В каких случаях следует применять освобождение от неотбытой части срока наказания, а в каких - замену, закон не определяет, что осложняет решение этого вопроса на практике. Вероятно, при этом необходимо учитывать то, какой срок военной службы осуществлен, качество этой службы, характер заболевания и т.д.

Военнослужащий может отбывать наказание в виде ограничения по военной службе (ст. 51 УК РФ). Однако в ч. 3 ст. 81 УК РФ о возможности освобождения военнослужащего, отбывающего это наказание, или о замене его неотбытой части срока другим, более мягким наказанием вследствие признания осужденного негодным (или ограниченно годным) к военной службе, не упоминается. Этот пробел в законе можно восполнить расширительным толкованием ч. 3 ст. 81 УК РФ. Если можно освободить от наказания заболевшего военнослужащего, отбывающего наказание в дисциплинарной воинской части, то тем более допустимо такое освобождение при отбывании менее тяжкого наказания - ограничения по военной службе. Именно поэтому в ч. 1 ст. 148 УИК РФ предусмотрена возможность освобождения и от наказания в виде ограничения по военной службе или его замены военнослужащему, увольняемому с военной службы вследствие заболевания. Эта норма уголовно-правового характера необоснованно включена в УИК РФ, ее место - в УК РФ.


Обращает на себя внимание то, что в ч. 3 ст. 174 УИК РФ определено, что осужденные военнослужащие, отбывающие наказание во время прохождения военной службы, в случае возникновения иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для увольнения с военной службы, могут быть в установленном порядке досрочно освобождены судом от наказания с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания или без таковой. В соответствии с ч. 1 этой статьи речь идет об ограничении по военной службе, аресте и содержании в дисциплинарной воинской части. Такое увольнение с военной службы может быть осуществлено, например, в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 51 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе". В этой норме определено, что военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы. К сожалению, предписание ч. 2 ст. 174 УИК РФ повисло в воздухе, в УК РФ нет такой нормы, на основании которой была бы возможна рассматриваемая замена или освобождение от наказания.

Составной частью исполнения обязательных работ (ст. 49 УК РФ), исправительных работ (ст. 50 УК РФ) и ограничения свободы (ст. 53) является участие осужденных в трудовом процессе. Вследствие этого возникает проблема освобождения лиц, отбывающих эти наказания не только при их заболевании психическим расстройством или иной тяжелой болезнью, но и при потере ими трудоспособности или при достижении ими пенсионного возраста, а также при наличии беременности у женщин.

Обратимся, прежде всего, к п. 7 ст. 175 УИК РФ, в котором определено, что в случае признания лиц, отбывающих перечисленные наказания, инвалидами I или II группы учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят представление в суд о досрочном прекращении исполнения наказания.

Если же у женщины, отбывающей рассматриваемые наказания, наступает беременность, то согласно предписанию ч. 8 ст. 175 УИК РФ в суд вносится представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам. Обратим внимание на то, что рассматриваемые предписания ст. 175 УИК РФ носят уголовно-правовой характер. Им место в УК РФ.

А как решает эту проблему УК РФ? В соответствии с ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I и II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, мужчинам и женщинам пенсионного возраста.

Расширительное толкование этой нормы приводит к выводу о том, что лица, ставшие инвалидами в процессе отбывания такого наказания, достигшие пенсионного возраста, а также вышеуказанные категории женщин в соответствии с ч. 4 ст. 49 и ч. 2 ст. 81 УК РФ подлежат досрочному освобождению от отбывания наказания.


Предписание ч. 8 ст. 175 УИК РФ об отсрочке беременным женщинам исполнения обязательных работ со дня предоставления им отпуска по беременности и родам противоречит ч. 4 ст. 49 УК РФ. К ним необходимо применять не отсрочку, а освобождение от отбывания обязательных работ.

Как это определено в ст. 50 УК РФ, исправительные работы состоят из обязательного выполнения осужденным в течение срока, определенного в приговоре суда, трудовых функций и удержания из заработка осужденного в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов. В ч. 4 ст. 42 УИК РФ указано, что в случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания. Вместе с тем в законе обойден вниманием вопрос об освобождении от отбывания исправительных работ лиц, ставших инвалидами I и II группы. А они не могут в обязательном порядке привлекаться к труду. Напомним, что в ч. 3 ст. 27 УК РСФСР предусматривалась замена исправительных работ штрафом лицам, признанным нетрудоспособными. Аналогичное решение предусмотрено в ч. 2 ст. 52 УК Республики Таджикистан.

В ч. 2 ст. 81 УК РФ предусмотрена возможность освобождения от наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (выделено нами. - Ю. Т.). Такой препятствующей отбыванию наказания является болезнь, приведшая к инвалидности I и II группы. Собственно говоря, это и определено в ч. 7 ст. 175 УИК РФ. Более того, по нашему мнению, "заболеванием", препятствующим исполнению исправительных работ, является также достижение осужденным пенсионного возраста. Кстати, в ч. 4 ст. 52 УК Республики Таджикистан к лицам, достигшим пенсионного возраста, это наказание неприменимо.

Вопрос о судьбе беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, при исполнении исправительных работ в ст. 50 УК РФ не решен. Обратимся вновь к ст. 52 УК Республики Таджикистан. В ней установлен запрет применения исправительных работ к беременным женщинам и "лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком". Великолепное предписание закона.

В юридической литературе распространено мнение о том, что ограничение свободы является новым, не встречавшимся в прошлом уголовным наказанием. Вместе с тем отмечается, что предусмотренное ст. 242 УК РСФСР условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду отличается от ограничения свободы своей условностью*(243).

Этот вывод ошибочен. Термин "условное" был применен в ст. 242 УК РСФСР необоснованно. Это наказание отбывалось безусловно и, по сути дела, по тем режимным правилам, которые ныне установлены (ст. 47-60 УИК РФ). Следовательно, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду являлось по существу безусловно отбываемым ограничением свободы. От его отбывания, например, было возможно условно-досрочное освобождение, которое, как известно, применялось и применяется лишь при реальном отбывании наказания (см. ст. 53 УК РСФСР).


Как это определено в ч. 5 ст. 53 УК РФ, ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами I и II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, и лицам, достигшим пенсионного возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Следовательно, наступление у осужденного инвалидности в процессе отбывания ограничения свободы, достижение им пенсионного возраста и т.д. являются основаниями для освобождения их от отбывания наказания в соответствии с ч. 2 ст. 81 УК РФ.

Такое решение рассматриваемой проблемы предопределено тем, что ограничение свободы предполагает обязательное привлечение осужденных к труду. К тому же они отбывают это наказание, находясь на собственном обеспечении. В ч. 3 ст. 51 УИК РФ указано: одежда, белье и обувь приобретаются осужденными самостоятельно. И питание также оплачивается осужденными за счет собственных средств (ч. 4).

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 58 УК РФ колонии-поселения являются местами лишения свободы. Однако в них отсутствуют два совершенно обязательных признака режима места лишения свободы, установленных в ст. 82 УИК РФ: охрана и изоляция осужденных. И вообще - режимные правила колонии поселения почти тождественны режимным правилам ограничения свободы (см. ст. 50 и 129 УИК РФ). В колониях-поселениях осужденные также находятся на своем иждивении.

Как уже отмечалось, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, т.е. к ограничению свободы, как это было установлено в ст. 242 УК РСФСР, не применялось к инвалидам I и II и III группы, к беременным женщинам, женщинам, имеющим на иждивении детей в возрасте до двух лет, и к лицам пенсионного возраста. В ст. 100.1 ИТК РСФСР предусматривалось освобождение осужденных от отбывания рассматриваемого наказания по инвалидности I и II группы.

Из приведенных данных напрашивается вывод: освобождение от отбывания наказания лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, по болезни, инвалидности и т.д., следует осуществлять по тем же правилам, что и при исполнении ограничения свободы.

Согласно ч. 4 ст. 368 УПК РСФСР вопрос о досрочном освобождении от наказания по болезни разрешается постановлением судьи районного (городского) народного суда по месту отбытия наказания осужденным независимо от того, каким судом был вынесен приговор. Уголовное дело при этом не истребуется.

В работе мест лишения свободы сложилась практика, согласно которой, прежде чем передать материалы в суд о досрочном освобождении по болезни, больных помещают на стационарное лечение, которое проводится в специальных медицинских учреждениях, находящихся в ведении Минюста России, а в некоторых случаях и в медицинских учреждениях органов здравоохранения. В том случае, если это лечение не дало положительных результатов, осужденный подвергается освидетельствованию специальной ведомственной врачебной комиссией для выявления у него тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания. В заключении комиссии должны быть указаны диагноз, тяжесть заболевания, результаты проведенного лечения и предполагаемый исход болезни. Кроме этого врачи должны указать, препятствует ли тяжелое заболевание возможности отбывания осужденным наказания. Для суда это будет иметь характер рекомендации*(244). Если в результате освидетельствования комиссия придет к выводу, что заболевание не предусмотрено в Перечне болезней, дающих основание для постановки вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, об этом сообщается осужденному под расписку.


В ст. 81 УК РФ имеется серьезный пробел. В ней не решена проблема освобождения от дополнительного наказания в связи с болезнью. Этот пробел закона должен быть разрешен расширительным толкованием закона - ст. 81 УК РФ.

Совершенно очевидно, что лица, заболевшие хроническим психическим заболеванием, должны освобождаться не только от основного, дополнительного наказания. Цели, стоящие перед дополнительным наказанием, в подобных ситуациях недостижимы.

Вопрос об освобождении осужденных, заболевших иной тяжелой болезнью, от дополнительного наказания должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. В ряде случаев освобождение таких лиц от дополнительных наказаний, например, от штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, необоснованно.

Освобождение осужденных от наказания в связи с болезнью с каждым годом приобретает в нашей стране все более острый характер. Особенно тяжелая обстановка в этом отношении сложилась в местах лишения свободы.

В уголовно-исполнительной системе РФ функционируют 119 больниц различного профиля и 64 лечебных исправительных учреждения. По состоянию на 1 января 1999 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 92 тысячи осужденных, больных туберкулезом в открытой форме. Более 17 тысяч из них содержались в изолированных участках обычных исправительных колоний, а свыше 3 тысяч - находились в общей массе осужденных, увеличивая тем самым ряды больных*(245). Как отмечает А.Санников, заболеваемость туберкулезом и смертность от него в местах лишения свободы во всех странах мира обычно "многократно превышает аналогичные показатели среди всего населения"*(246). Для лиц, страдающих открытой формой туберкулеза, не хватало 10 тысяч коек в больницах мест лишения свободы и 20 тысяч коек - в исправительных колониях. Добавим к армии больных туберкулезом 4074 ВИЧ-инфицированных осужденных и немалое число страдающих иными тяжелыми болезнями.

Вместе с тем в местах лишения свободы медицинское оборудование, как правило, устарело и выходит из строя. Вследствие этого обнаружение новых больных туберкулезом зачастую опаздывает. Не хватает и медикаментов.

Только 10-12% необходимого финансирования медицинской службы мест лишения свободы обеспечивалось государством. Начальник медицинского управления Минюста РФ А.Коновец отмечает, что "недостаточное обеспечение учреждений лекарственными средствами не позволяет проводить комплексное лечение больных туберкулезом и психическими расстройствами. В учреждениях зачастую отсутствует минимально необходимый набор лекарственных препаратов. Резко снижает результативность лечебного процесса и сводит на нет усилия медицинских работников недостаточное питание осужденных, которое по калорийности значительно ниже установленных минимальных норм, что приводит к росту случаев дистрофии осужденных"*(247).