Файл: Kurs_ugolovnogo_prava_T_2_Obschaya_chast_Uchenie_o_nakazanii.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2019

Просмотров: 7540

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинула лозунг: "Для детей нет суда и тюрьмы", который нашел свое воплощение в Декрете СНК от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния*(295).

Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однако принудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет перед мерами уголовного наказания.

Тенденция к усилению уголовной ответственности несовершеннолетних наметилась в начале 30-х гг. Особенно резко она обозначилась с принятием постановления ЦИК и СНК от 5 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних"*(296). Этот закон значительно понизил возраст, по достижении которого стала возможна уголовная ответственность. Так, начиная с 12-летнего возраста, подлежали уголовной ответственности лица, виновные в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве; ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик, предоставлявшая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена. 31 мая 1935 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", которым были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних*(297). В указанных актах нашла отражение господствовавшая в то время ошибочная точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью.

Начавшаяся война создала новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Несмотря на необходимость напряжения всех сил и сосредоточение всех ресурсов на нужды войны, Советское государство не жалело средств для спасения подрастающего поколения. Так, уже 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей"*(298), которым предусматривались создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских приемников-распределителей и детских домов, организация Суворовских училищ для детей, пострадавших от войны, и т.д. Все это способствовало тому, что в отличие от периода начала 20-х гг. беспризорность, а отсюда и преступность подростков не получили такого широкого распространения.

В первые послевоенные годы основными криминогенными условиями, как и в годы войны, были все те же беспризорность, безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Вследствие этого к несовершеннолетним правонарушителям по-прежнему широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. "О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии*(299).


Новым этапом в развитии советского уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних явились Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г., и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг. Существенным отличием нового законодательства было то, что на 2 года был повышен возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность. По общему правилу уголовной ответственности, согласно ст. 10 Основ, подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За некоторые преступления ответственность наступала с 14 лет.

Кроме тех изъятий, которые были сделаны для несовершеннолетних при применении к ним положений Общей части уголовного права (неприменение ссылки, высылки; лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др.), законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. III и ч. IV ст. 10 УК РСФСР).

Уголовное законодательство 1958-1961 гг. регламентировало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими преступлений. Так, п. 6 ст. 63 УК РСФСР в качестве одной из принудительных мер воспитательного характера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних.

Проявлением гуманизма уголовного права явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. "О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1", предусмотревшей основания отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему*(300). Согласно этой статье "при назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет"*(301).

Завершением развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних явилось принятие в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, которые впервые содержали специальный раздел "Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних". Идея сосредоточить в одном разделе нормы, регулирующие особенности ответственности несовершеннолетних, не нова*(302).


Но ни в Основах 1958 г., ни в уголовных кодексах союзных республик 1959-1961 гг. такой раздел не был предусмотрен. Между тем уголовные кодексы стран Восточной Европы такие разделы предусматривали (например, гл. 6 УК Болгарии). Включение аналогичного раздела в Основы являлось реализацией высказанных в юридической литературе предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства и рекомендаций, изложенных в "Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)". Согласно п. 1.4 этих правил "правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе"*(303).

Динамика преступности несовершеннолетних в последнее десятилетие характеризуется следующими данными. В 1987 г. несовершеннолетними было совершено 116 149 преступлений, коэффициент преступлений - 1510 (количество преступлений несовершеннолетних на 100 000 несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет)*(304). К 1993 г. количество несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличилось на 75,5% и составило 203 826 человек (коэффициент преступлений - 2636,6 (+74,6%). В 1996 г. произошло некоторое сокращение количества несовершеннолетних, совершивших преступления: было выявлено 192 199 человек (-5,7%), коэффициент преступлений - 2295,5 (-12,9%). Существенное сокращение числа преступлений отмечено в 1997 г. Было выявлено 161 978 несовершеннолетних, совершивших преступления (-15,7% к 1996 г.), коэффициент преступлений - 2030,2 (-11,6% к 1996 г.), в 1998 г. выявлено 164 787 несовершеннолетних, совершивших преступления (коэффициент - 20,29%)*(305). Сопоставление коэффициента преступлений несовершеннолетних с общим коэффициентом преступлений приводит исследователей к выводу, что "подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения"*(306).

Совершаемые подростками преступления характеризуются, как и ранее, корыстно-насильственной направленностью. Как отмечает И.С.Кон, подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы авторитарного воспитания, физического подавления, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что смогу!*(307)

Анализируя направленность преступных посягательств несовершеннолетних в 1990-1996 гг., Г.И.Забрянский отмечает, что по действующему законодательству несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение более 130 видов правонарушений. Четырнадцать из них составляют основной статистический массив, доля которого равна почти 95%, а доля трех преступлений (кража, грабеж и хулиганство) - свыше 75% реальной совокупности*(308). В 1997 г. структура совершенных подростками преступлений не претерпела существенных изменений и выглядела следующим образом: кража - 59,7%, грабеж - 8,1%, разбой - 2,3%, хулиганство - 6,2%, убийство и покушение на убийство - 0,6%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 0,9%, незаконное изготовление, хранение, перевозка либо сбыт наркотических либо психотропных веществ - 5,6%, вымогательство - 1,9%, иные преступления - 14,7%*(309).


Несовершеннолетние, совершившие преступления в 1997 г., характеризуются следующими данными. Из 161 978 несовершеннолетних, совершивших преступления в 1997 г. (удельный вес 11,8%), к уголовной ответственности было привлечено 144 097 человек (89,0%), освобождено от уголовной ответственности 17 881 человек (11,0%), что в два с лишним раза меньше в сравнении с 1996 г., когда было освобождено 43 775 человек (22,8%). Объясняется такое уменьшение, очевидно, тем, что новый УК не предусмотрел таких, известных прежнему УК институтов освобождения от уголовной ответственности, как передача на поруки (ст. 52 УК РСФСР), передача дела в товарищеский суд (ст. 51), освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности (ст. 50.1). В 1997 г. в сравнении с 1996 г. уменьшилось на 25,2% количество несовершеннолетних женского пола, совершивших преступления (было - 17 351, стало - 12 970, однако удельный вес уменьшился лишь с 9,0 до 8,0%). Сократилось с 62 569 до 45 916, т.е. на 26,6% (удельный вес соответственно - 32,6% и 28,3%), количество подростков, совершивших преступления в возрасте 14-15 лет. Менее существенно (на 10,5%) уменьшилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте 16-17 лет: со 129 630 - до 116 062 человек (удельный вес соответственно 67,4% и 71,7%).

Как отмечается в печати, в настоящее время наиболее остро встает проблема совершения общественно опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Только по Москве состоят на учете более 14 тысяч малолетних подростков, совершивших серьезные правонарушения*(310).

В 1997 г. среди выявленных несовершеннолетних совершивших преступления, учащиеся и студенты составили 74 994 человека (46,3%), не имеющие постоянного источника дохода несовершеннолетние, достигшие шестнадцатилетнего возраста, - 47 712 человек (41,1% от общего количества лиц, совершивших преступления в возрасте 16-17 лет), 30 511 несовершеннолетних (18,8%), совершивших преступления в 1997 г., ранее также совершали преступления, 103 741 несовершеннолетний (64,0%) совершили преступления в группе. В 1997 г. в сравнении с 1996 г. уменьшилось с 50 423 до 37 237 человек (-26,2%) количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Одновременно увеличилось с 1121 до 1321, т.е. на 17,8%, количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического и токсического опьянения*(311).


_ 2. Общие положения


Принятый 24 мая 1996 г. УК Российской Федерации знаменует собой новый этап в уголовной политике в отношении несовершеннолетних. При разработке нового УК были учтены опыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения советской науки уголовного права, уголовного законодательства других стран. В новом УК получили дальнейшее развитие принципы виновной ответственности, справедливости, гуманизма. Это проявилось в том, что, во-первых, расширены категории преступлений, за совершение которых возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия вместо наказания; во-вторых, произошло дальнейшее смягчение некоторых видов наказания, применяемых к несовершеннолетним (в частности, таких наказаний, как исправительные работы, штраф; кроме того, сокращены сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости); в-третьих, в УК впервые указано о необходимости при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.


В новый УК впервые включена глава 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", воспринявшая в значительной мере положения соответствующего раздела Основ 1991 г. Сосредоточение всех относящихся к несовершеннолетним норм Общей части в одной главе дает возможность показать общие принципы уголовной ответственности этих лиц и привести в систему все нормы, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

Глава "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" содержит общие положения, характеризующие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (ст. 87 УК), характеристику наказаний, применяемых к несовершеннолетним (ст. 88), условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного характера и характеристику этих мер (ст. 90-92), основания условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 93), сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости (ст. 94-95). Заключительная ст. 96 (гл. 14) предоставляет суду право в исключительных случаях применять положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.

В случае, если те или иные вопросы уголовной ответственности и наказания не предусмотрены главой 14 УК, следует руководствоваться положениями Общей части УК (например, ст. 80 УК, предусматривающая замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания).


_ 3. Система и виды наказаний несовершеннолетних


Согласно ст. 88 УК к несовершеннолетним могут применяться следующие виды наказаний:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) обязательные работы;

4) исправительные работы;

5) арест;

6) лишение свободы на определенный срок.

С учетом того, что в настоящее время обязательные работы и арест не применяются, следует признать весьма ограниченным перечень мер наказания, предусмотренных УК в отношении несовершеннолетних, что противоречит упомянутым Минимальным стандартным правилам ООН, согласно п. 18.1 которых "в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при решении дела широким комплексом мер воздействия"*(312).

Возрастные особенности несовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений делают необходимым разработку таких мер наказания, в которых акценты смещаются с карательных на воспитательные и предупредительные аспекты. Невысокая эффективность лишения свободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанных с изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно полезному труду.