Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, признаки, принципы организации и деятельности местного самоуправления
1.2. Виды органов исполнительной власти
1.3. Анализ соотношения понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти
ГЛАВА 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Правительство Российской Федерации
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотрение и исследование темы данной курсовой работы заключается в изучении системы и структуры органов исполнительной власти.
Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, поскольку исполнительная власть является важным элементов в политической системе Российской Федерации. Именно органы исполнительной власти решают ключевые задачи государственного управления, их главным назначением является исполнение закона.
Предметом исследования данной курсовой работы является российское законодательство, регламентирующее и закрепляющее систему и структуру органов исполнительной власти.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу исследования системы и структуры органов исполнительной власти.
Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы, как системный и функциональный подходы, а также анализ, синтез и сравнение.
При написании курсовой работы была изучена и применена впоследствии нормативная правовая база, а именно Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство.
При написании данной курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, а именно можно выделить: Смоленский М.Б. (исследование и изучение понятия, признаков и видов органов исполнительной власти), Вишняков В.Г.. (анализ и изучение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти).
Целью данной курсовой работы является изучение и исследование системы и структуры органов исполнительной власти.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть и раскрыть понятие, признаки, принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
2) рассмотреть и определить виды органов исполнительной власти;
3) раскрыть и исследовать соотношение понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти.
4) рассмотреть и раскрыть правовое положение Правительства Российской Федерации.
5) рассмотреть и определить правовое положение федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, признаки, принципы организации и деятельности местного самоуправления
Орган исполнительной власти представляет собой государственное учреждение, которое обладает определенной самостоятельностью, структурной организацией, имеющее государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
Орган государственной власти имеет свои определенные признаки:
1) является государственным учреждением;
2) осуществляет реализацию и решение целей и задач, которые установлены государством;
3) имеет свою конкретную компетенцию, установленную действующим российским законодательством;
4) Является составной частью системы органов государственной власти наряду с законодательными и судебными государственными органами;
5) в соответствии с законодательством Российской Федерации орган исполнительной власти наделен комплексом определенных полномочий государственно-властного характера;
6) деятельность органа исполнительной власти осуществляют компетентные лица, именуемые государственными служащими;
7) орган исполнительной власти имеет свою определенную организацию и структуру;
8) орган исполнительной власти контролируется по определенным вопросам законодательными (представительными) органами, а также вышестоящими органами исполнительной власти;
9) орган исполнительной власти осуществляет деятельность в различных формах. Среди таких форм можно выделить: правотворческая, договорная и другие.
10) деятельность органа исполнительной власти, как правило, носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
11) орган исполнительной власти имеет достаточно большой набор методов, способов и средств для осуществления своей деятельности;
12) орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность в пределах конкретной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) орган исполнительной власти обладает административной правосубъектностью.[1]
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на основе определенных принципов:
1. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Данный принцип означает то, что деятельность органов исполнительной власти должна осуществляться в строгом соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип выражается в том, что содержание деятельности государственных органов исполнительной власти и должностных лиц данных органов определяют права и свободы человека и гражданина.
3. Принцип законности. Данный принцип означает, что органы исполнительной власти при осуществлении своей деятельности должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
4. Принцип федерализма. Это принцип обусловлен государственным устройством России. Принцип федерализма проявляется в следующем:
а) круг полномочий органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами, закрепляющими разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
б) Конституцией Российской Федерации устанавливает соотношение правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации является заключение административного договора (соглашения). Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность передавать им осуществление части своих полномочий, но только в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
5. Принцип сочетания централизации и децентрализации. Данный принцип предполагает сосредоточение достаточно большого количества государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти (централизация), а также закрепление предметов ведения и полномочий за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за каждым соответствующим органом исполнительной власти, которые они обязаны осуществлять сами, без вмешательства вышестоящих органов (децентрализация).[2]
6. Принцип гласности. Данный принцип предполагает то, что деятельность органов исполнительной власти является открытой для общества в пределах и рамках, установленных действующим российским законодательством.
7. Принцип единства системы органов исполнительной власти. Этот принцип предполагает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему, которая строится на единообразных правовых и организационных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации.
8. Принцип самостоятельности органов исполнительной власти. Данный принцип подразумевает то, что органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность самостоятельно, они не находятся в организационном подчинении государственной органов законодательной и судебной ветвей власти.
9. Принцип ответственности. Данный принцип проявляется в том, что лица, осуществляющие деятельность органов исполнительной власти, несут ответственность те решения, которые они подготавливают и принимают.[3]
1.2. Виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти классифицируются по различным основаниям. Таких оснований достаточно большое количество, если принимать во внимание все существующие оттенки характеристики той или иной группы таких органов. В связи с этим органы исполнительной власти классифицируются:
1) Исходя из существующего закрепленного порядка образования органов исполнительной власти:
а) исполнительные органы, образование которых в соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации. В данном случае это касается федеральных органов исполнительной власти.
На федеральном уровне образование органов исполнительной власти осуществляется Президентом Российской Федерации.[4]
В то же время, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц;
б) органы исполнительной власти, образование которых в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и тому подобное отнесено к ведению субъектов Федерации.
На республиканском уровне формирование органов исполнительной власти различно. Важную роль в этом вопросе играют высшие должностные лица республик, главы государств, президенты - главы исполнительной власти.
В краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах порядок образования и формирования органов исполнительной власти примерно такой же.
На сегодняшний день действующим российским законодательством установлено единообразное официальное наименование органов исполнительной власти для всех субъектов Федерации. Это - высший исполнительный орган государственной власти субъекта, во главе которого находится высшее должностное лицо субъекта.
Однако, в то же время, наименование органа исполнительной власти и его руководителя может устанавливаться конституцией (уставом) субъекта Федерации.[5]
2) Исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации органы исполнительной власти подразделяются на:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации достаточно разнообразны, поскольку включает в себя соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право учреждать свои территориальные органы (управления, отделы и так далее), которые осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта, но не входящие в систему исполнительных органов субъектов Российской Федерации. В то же время, отдельные федеральные органы имеют право создавать межтерриториальные исполнительные органы, которые осуществляют свою деятельность на территории нескольких субъектов Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации по своей организационной сути также можно характеризовать как территориальные, поскольку их компетенция ограничена территорией данного субъекта.
В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов исполнительной власти иногда называют образование местных исполнительных органов.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим российским законодательством не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, конструировать местные органы исполнительной власти на основе существующих исполнительных органов местного самоуправления невозможно.[6]