Файл: Органы местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все члены Правительства Российской Федерации имеют право решающего голоса по обсуждаемым вопросам. На заседании Правительства Российской Федерации должно присутствовать не менее его половины членов.

Назначение Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Президентом с согласия Государственной Думы.

Назначение заместителей Председателя Правительства и федеральных министров осуществляется Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Данная процедура на сегодняшний день не носит открытого характера, так принятие решения осуществляется только двумя уполномоченными лицами.

При формировании Правительства Российской Федерации не существует четких временных рамок. Определенная часть заместителей Председателя Правительства, ключевые министры, как правило, назначаются в первые дни, после назначения Председателя Правительства.[18]

Рассмотрим полномочия Правительства Российской Федерации, установленные действующим российским законодательством

Среди общих полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить:

а) организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

б) регулирование в социально-экономической сфере;

в) осуществление деятельности, направленной на подержание единства системы исполнительной власти, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

д) имеет право законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации имеет право передавать определенную часть своих полномочий исполнительным органам в субъектах Российской Федерации.[19]

К иным полномочиям Правительства Российской Федерации можно отнести:

1) в экономической сфере вправе:

а) осуществление регулирования экономических процессов;

б) обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и другие;

2) в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

а) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

б) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета об исполнении федерального бюджета;


б) обеспечение проведения единой государственной миграционной политики; в) осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма;

4) в сфере науки, культуры, образования:

а) разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки;

б) обеспечение государственной поддержки культуры;

5) в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

а) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

б) координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Для того чтобы исполнять установленные действующим российским законодательством за Правительством Российской Федерации полномочия, оно определяет порядок принятия своих решений — постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.[20]

2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

К органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структура определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».[21]

Министерство Российской Федерации представляет собой федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит разработка государственной политики и нормативно-правовых актов в конкретной определенной сфере деятельности.

Министерство Российской Федерации исполнительной власти возглавляет министр, назначение на должность которого осуществляется Президентом Российской Федерации с подачи Председателя Правительства. Министр является полноправным членом Правительства Российской Федерации, при этом он осуществляет государственное управление и координирует деятельность в определенной сфере деятельности. Министр осуществляет свою деятельность в рамках принципа единоначалия, следовательно он является ответственным за выполнением тех ключевых задач и функций, которые возложены на него действующим российским законодательством.


Правовое регулирование осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Понятие, структуру и основные полномочия определяются соответствующими правовыми актами. Например, Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082 утверждает «Положение о Министерстве обороны Российской Федерации».[22]

Министр вправе издавать приказы, распоряжения, указания, инструкции по соответствующим вопросам, которые входят в его компетенцию. Таким образом, министр определяет правила поведения, которые подлежат обязательному исполнению государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами.

Министр имеет в своем подчинении определенное количество заместителей, назначение которых осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В структуру министерства входят:

1) руководящее звено. Сюда входят сами министры, их заместители и так далее;

2) департаменты;

3) управления;

4) отделы и другие подразделения.

Структуру утверждает министр, кроме тех министерств, которые находятся в непосредственном ведении Президента Российской Федерации.

В то же время министерства являются юридическими лицами, которые имеют определенный баланс, а также печать с изображением Государственного герба и свое наименование.

На сегодняшний день в Российской Федерации министерства можно разделить на две большие группы:

1) министерства, которые подчиняются Президенту Российской Федерации (например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и другие);

2) министерства, которые подчиняются Правительству Российской Федерации (например, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и другие).[23]

Федеральная служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит контроль и надзор в определенной конкретной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, государственной безопасности и так далее.

Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы. Федеральная служба по надзору в конкретной определенной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.


В соответствии с закрепленными полномочиями действующим российским законодательством федеральная служба имеет право издавать индивидуальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам.

Федеральная служба не имеет права осуществлять свою компетенцию в той сфере деятельности, в которой она не имеет соответствующих полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.[24]

Правовое регулирование осуществляется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В частности, например, правовое регулирование Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 28.07.2004 года № 976, который утверждает «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом».[25]

Федеральное агентство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство возглавляет руководитель федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

в соответствии с закрепленными полномочиями действующим законодательством Российской Федерации федеральное агентство имеет возможность издавать индивидуальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и вышестоящему законодательству.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

К полномочиям федерального агентства можно отнести:

• издание индивидуальных правовых актов, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации и вышестоящему законодательству;

• ведение реестров, регистров и кадастров и так далее.[26]

Правовое регулирование осуществляется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В частности, например, правовое регулирование Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2004 года № 1146, который утверждает «Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации».[27]


Таким образом, рассмотрев и исследовав систему и структуру федеральных органов исполнительной власти можно сказать, что федеральные органы исполнительной власти включают в себя Правительство Российской Федерации, а также федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Правительство Российской Федерации выступает в качестве высшего органа исполнительной власти. Данный орган исполнительной власти регулирует наиболее важные общественные отношения и решает важнейшие ключевые цели и задачи государственного управления на основании Конституции Российской Федерации, федерального законодательства. При этом Правительство Российской Федерации является коллегиальным органов, имеет определенный круг полномочий, установленный действующим законодательством Российской Федерации.

Помимо Правительства Российской Федерации имеют место и федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Благодаря данным органам происходит разработка государственной политики, контроль и надзор в определенной сфере деятельности и так далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и исследовав систему и структуру органов исполнительной власти можно подвести итог и сделать определенные выводы.

Орган исполнительной власти является государственным учреждением, который имеет определенных перечень государственных функций для эффективного решения важнейших целей и задач государственного управления. Деятельность осуществляется в рамках определенной территории.

Органы исполнительной власти обладают рядом определенных признаков, отличающих их от иных органов государственной власти: являются государственными учреждениями, деятельность, как правило, носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер; являются составляющим звеном государственного аппарата наряду с государственными органами законодательной и судебной ветвей власти и другие.

Органы исполнительной власти классифицируются по различным основаниям, в частности: исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации выделяются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации; Исходя из характера компетенции органы исполнительной власти выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой, специальной компетенции..

В процессе написания данной работы также были исследованы понятия «система» и структура», а также их соотношение. При исследовании данных понятий было установлено то, что эти они не могут существовать раздельно. Структура не может существовать вне системы.