Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, признаки, принципы организации и деятельности местного самоуправления
1.2. Виды органов исполнительной власти
1.3. Анализ соотношения понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти
ГЛАВА 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Правительство Российской Федерации
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства
3) Исходя из характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы исполнительной власти общей компетенции. К данным органам исполнительной власти можно отнести Правительство Российской Федерации, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации и так далее;
б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции. Данные органы осуществляют свою деятельность в конкретной сфер отраслевой сфере. К таким органам исполнительной власти можно отнести федеральные и республиканские министерства и другие отраслевые органы исполнительной власти;
в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. К таким органам исполнительной власти можно министерства и службы, а также аналогичные органы субъектов Федерации;
г) органы исполнительной власти специальной компетенции. Данные органы осуществляют разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности.
4) Исходя из порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на:
а) коллегиальные органы исполнительной власти;
б) единоначальные органы исполнительной власти.
5) Исходя из способа создания органы исполнительной власти подразделяются на:
а) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких органов достаточно большое количество, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов;
б) в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган.
6) Разнообразны организационно-правовые формы органов исполнительной власти:
а) правительства (Российской Федерации, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
б) министерства (федеральные, региональные);
в) службы (только федеральные);
г) федеральные агентства (только на федеральном уровне);
д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками).[7]
1.3. Анализ соотношения понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти
В правовых актах, в концепциях административной реформы достаточно часто применяются понятия "система" и "структура". Применение этих понятий в правовых актах не вызывает возражений. Разработка эффективных систем и структур управления неизбежно требует углубленного анализа сущностных связей в организации и деятельности органов власти. Без такого анализа нельзя, очевидно, намечать правильные пути рационализации этих органов. К тому же понятия "система" и "структура", которые закрепляются правовых нормах, являются обязательными для практического применения, что повышает требования к четкости определения этих понятий.[8]
Система федеральных органов законодательной исполнительной и судебной власти, формирование которой осуществляется Российской Федерацией, представляет собой единство взаимосвязанных федеральных органов всех ветвей государственной власти, которое обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.
Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются в соответствии с действующим российским законодательством.
Структура же включает конкретный перечень органов исполнительной власти.[9]
Структура дает возможность определить деятельность системы, линию ее поведения, характер взаимодействия. Структура отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.
На основании данных понятий можно сделать следующие выводы:
1) понятия "система" и "структура" ее элементов дают возможность обеспечить целостность и целенаправленность системы. Обеспечить устойчивое взаимодействие элементов в рамках единой системы невозможно без закрепления соподчиненности между ними по "вертикали" и "горизонтали" на основе отношений координации, власти - подчинения, согласования деятельности всех звеньев системы вокруг общей цели;
2) "система" и "структура" органа власти не могут существовать раздельно друг от друга. Система органа обладает внутренним устройством, построением; структура не может существовать вне системы.[10]
Таким образом, рассмотрев и исследовав общую характеристику органов исполнительной власти можно сказать, что орган исполнительной власти представляет собой государственным учреждением, обладающим определенными государственными функциями для решения ключевых целей и задач государственного управления. Деятельность осуществляется в рамках определенной территории.
Органы исполнительной власти обладают рядом определенных признаков, отличающих их от иных органов государственной власти: являются государственными учреждениями, деятельность, как правило, носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер; являются составляющим звеном государственного аппарата наряду с государственными органами законодательной и судебной ветвей власти и другие.
Органы исполнительной власти классифицируются по различным основаниям, в частности: исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации выделяются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации; исходя из порядка разрешения подведомственных вопросов выделяются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти.
В процессе написания данной работы также были исследованы понятия «система» и структура», а также их соотношение. Было установлено, что эти они не могут существовать раздельно. Структура не может существовать вне системы.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Правительство Российской Федерации
В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.[11]
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1992 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.[12]
Чтобы установить и определить место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации нужно рассмотреть и провести анализ его взаимодействия со всеми ветвями власти (законодательной и судебной), а также с Президентом Российской Федерации и с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство осуществляет государственную власть с законодательными и судебными органами, а также Президентом Российской Федерации.
Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Федеральным Собранием Российской Федерации заключается в следующем:
1) Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы, которые Правительство Российской Федерации как исполнительная власть обязано воплощать в жизнь;
2) Важнейшим фактором взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с Правительством Российской Федерации является утверждение федерального бюджета, что предполагает наличие финансового контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации;
3) В компетенцию Государственной Думы Российской Федерации входит дача согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации имеет возможность выразить недоверие Правительству Российской Федерации и так далее.[13]
Принцип ответственности исполнительной власти является одним из главных принципов взаимодействия Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.
На практике реализация данного принципа проявляется в подотчетности и подконтрольности, вплоть до возможности наложения определенных санкций. Подотчетность ярко выражена в отношениях между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а в отношениях с Федеральным Собранием Российской Федерации этот принцип реализуется косвенно.
Руководствуясь принципом ответственности при взаимодействии законодательной и исполнительной властей, можно сказать, что деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется на основании двойной ответственности перед Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации.[14]
Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации заключается в то, что:
1) Президент Российской Федерации в качестве главы государства по отношению к Правительству Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
а) осуществляет назначение Председателя Правительства Российской Федерации (с согласия Государственной Думы);
б) имеет право на утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти;
в) назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров и так далее;
2) Правительство РФ в пределах своих полномочий:
а) обеспечивает реализацию конституционных прав Президента Российской Федерации по отношению к Правительству;
б) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит глава государства и так далее.[15]
Взаимодействие Правительства Российской Федерации с судебной властью проявляется в следующем:
1) в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебном системе Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет разработку проекта федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и так далее;[16]
2) при наличии случаев, когда Конституционный Суд Российской Федерации признает федеральные законы или их отдельные положение неконституционными, то Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции имеет право на принятие мер по обеспечению должного правового регулирования общественных отношений, которые затрагиваются решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Взаимодействие Правительства Российской Федерации с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключается в следующем:
1) Правительство Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных действующим российским законодательством;
2) Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции имеет возможность разрешать споры и устранять разногласия между федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[17]
Правительство Российской Федерации включает в свой состав Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Количество членов Правительства Российской Федерации зависит от числа должностей заместителей председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министерств Российской Федерации, государственных должностей министров Российской Федерации, вводимых указами Президента Российской Федерации.