Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Международное информационное право).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Информация, информационные технологии, право на информацию, информационное общество, информационная открытость органов государственной власти, - эти слова прочно вошли в нашу жизнь. Стремительное распространение новых информационно-телекоммуникационных технологий оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности общества - от политики и экономики до науки и культуры.
Техника, будучи усилителем способностей человека, всегда бросала вызов праву, ибо использовалась не только во благо, но и во вред личности, обществу и государству.
Нынешний этап развития информационных технологий характеризуется возможностью массированного информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание вплоть до проведения крупномасштабных информационных войн, в результате чего неизбежным противовесом принципу свободы информации становится принцип информационной безопасности.
Цель исследования заключалась в заключается в обосновании и развитии теоретических основ правового режима информации и обобщении опыта правового регулирования информационной безопасности и обосновании концептуальных положений системы правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности России на примере региона.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать информационное право и его основные принципы.
2. Обобщить опыт международного информационного права.
3. Исследовать новую доктрину информационной безопасности Российской Федерации как основу противодействия угрозам безопасности России в информационной сфере.
4. Провести анализ возможных угроз и управление безопасностью в защищенной информационно-телекоммуникационной системе на примере регионального сегмента.
Объект исследования: система общественных отношений, объектом которых выступает информация и информационная безопасность.
Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации и других стран, международные правовые акты и другие документы, регулирующие общественные отношения, объектом которых выступает информация и информационная безопасность.
Степень разработанности темы исследования. Особое значение при проведении настоящего исследования имели труды специалистов в области информационного права: A.A. Антопольского, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, Е.А. Войникайнис, Е.К. Волчинской, М.С. Дашяна, В.А. Копылова, П.У. Кузнецова, В.Н. Лопатина, В.Н. Монахова, В.Б. и др. Однако системное исследование опыта правого регулирования информационной безопасности и его применения в Российской Федерации с учетом роли информационных операций как источника крупномасштабных массированных угроз информационной безопасности до последнего времени не проводилось, равно как недостаточно полно рассматривались в правовых исследованиях проблемы применения международных стандартов информационной безопасности.
Методологическая основа исследования. В ходе проведения исследования автором были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы, аналогия и моделирование, диалектическая логика и системный подход.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА: ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1.Информационное право и его основные принципы
За последние двести лет человечество сформировало техносферу, которая представляет собой основу современной цивилизации. До изобретения паровой машины основными движущими силами была мускульная сила, сила ветра и воды. Мы не нарушали баланс в природе. После третьей информационной революции, связанной с изобретением электричества мы построили информационную сферу, которая может вступать в противоречие с биосферой. Это может приводить к конфликтам в социуме и ставить перед современной правовой системой, а также научной доктриной многочисленные правовые проблемы (например, проблему идентификации лиц, борьбы с кибернетической преступностью, внедрения новых «живых» технологий, оборота генетической информации, борьбы с глобальным потеплением и др.). Все большое значение приобретает информационное право. Сегодня существуют все предпосылки дя того, чтобы его признать в качестве комплексной отрасли права и научного направления исследований. Кроме того, информационное право выступает в качестве учебной дисциплины.
На сегодняшний день можно выделить следующие тенденции становления и развития самого информационного права как отрасли права и формирующейся юридической науки. Обозначим некоторые из них. Во-первых, происходит расширение понятийного аппарата этой отрасли, причем, как в Российской Федерации, так и в других странах. Наблюдается процесс обогощения и последовательного закрепления в нормативных правовых актах новых понятий. Это касается таких категорий как: «поисковая система», «операто поисковой системы», «блогер», «доменное имя», «инсайдер», «провайдер хостинга» и др. Однако, многие понятия еще пока не находят своего закрепления в современном российском законодательстве (например, это касается таких категорий как «электронная торговля», «электронная экономическая деятельность», «спам», «киберпреступность», «киберпреступление», «сетевой договор» и т.д.).
Во- вторых, это реализация второго этапа государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», а также последовательное введение в гражданский оборот универсальной электронной карты (УЭК). Этотакже касается финансирования многих пилотных проектов, которые должны эффективным образом заработать к 2020-2025 году по вопросу развития концепции информационного общества. На сегодняшний день можно отметить положительную работу официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов в системе государственных закупок нашей страны (www.torgi.gov.ru). Важной задачей сформулированной во многих программных документах по информационному обществу является повышение качества предоставляемых услуг, а также рейтинга конкурентоспособности нашей страны в мировом информационном пространстве.
В-третьих, это последовательная реализиция на практике новых законов, которые можно причислить к информационному законодательству. Они имеют особое значение для последующего развития информационной сферы общества и ее подсистем. В первую очередь, это касается Закона о блогерах[1], Антипиратского закона[2], Федерального закона от 29 декабря 2010года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»[3],Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи»[4] и др.
В 2014 году на июньском форуме «Интернет-предпринимательство в России», В.В. Путин встречался с главами «Яндекса», «Mail.Ru Group» и других компаний: и заявил, что представителям интернет-отрасли «надо вылезать из-под коряги». После данной встречи можно также отметить появление нового субъекта в области медиации интернет-споров (технологии альтернативного урегулирования конфликтов) – интернет-омбудсмена[5]. Основная задача работы этого лица сформулирована так: сделать интернет –индустрию значимой отраслью для экономики.
В-четвертых, появляются новые субъекты информационного права, а именно-разнообразные посредники, которых смело можно разделить на два вида: традиционных информационных посредников (например, операторов поисковой системы, блогеров, инсайдеров, регистраторов доменных имен) иторговых информационных посредников. К последним субъектам можно отнести крупные сетевые площадки, организаторов торговли. Здесь также можно выделить оператора платежной системы, то есть организацию, определяющую правила платежной системы, а также выполняющую иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О нацилнальной платежной системе». Это также асается оператора услуг платежной инфраструктуры, который представляет собой операционный центр,платежный клиринговый центр или расчетный центр и осуществляет также информационные посреднические функции на профессиональной основе (ст.3 Федерального закона от 27 июня 2011года №161-ФЗ «О национальной платежной системе»)[6].
В-пятых, наблюдается процесс закрепления в нормативных правовых актах новых блоков общественных отношений, в частности, информационных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в блогосфере, отношений в сфере обработки персоанльных данных, отношений в сфере использования электронных документов, отношений по ведению электронной торговли и др. и в этом плане интересным будет законодательный опыт наших соседей, в частности Республики Беларусь, Казахстана, где имеет место расширение правового регулирования сферы электронной торговли и электронного документоооборота, а также повышенное внимание к информационной безопасности[7]. Поэтому в среднесрочной перспективе можно было бы ставить вопрос о выделении отдельных подотраслей информационного законодательства из общего информационного законодательного массива.
В-шестых, это последовательное развитие законодательства о системах блокировки вредной информации, размещаемой на страницах сайта в Интернете.
Важным этапом регламентации процедурных норм информационного права в данной социальной сфере является принятие нового Федерального закона от 13 июля 2015 года №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (Закон о праве на забвения в Интернете)[8].
Он предусматривает, что поисковые Сети по требованию гражданина обязаны удалить информацию:
- являющейся недостоверной;
- являющейся неактуальной;
- утратившую значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
Удалять информацию обязали и иностранных операторов поисковых систем, распространяющих рекламу, адресованную россиянам.
Поисковые ресурсы имеют право требовать документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина. Также в заявлении заинтересованное лицо обязательно должно привести конкретную ссылку на информацию, которая может быть исключена из результатов поиска, со своим именем и фамилией.
Таким образом, требование заявителя должно содержать:
- фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес);
- информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
- указатель страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена информация;
- основание для прекращение выдачи ссылок поисковой системой;
-согласие заявителя на обработку его персональных данных.
В течение 10 дней оператор поисковой системы рассматривает запрос и в случае его отклонения должен предоставить мотивированный отказ. При этом поисковики не имеют права раскрывать информацию о факте обращения пользователя. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той жен форме, в которой сам получил указанное требование. Если заявитель считает отказ необоснованным, он может подать иск в суд.
В-седьмых, современный этап характеризуется постепенным разворотом государственной политики от развития четвертого сектора экономики к реиндустриализации. Представляется, что в ближайшие пять лет приоритетным будет именно второй сектор экономики, а именно промышленность. В этой связи следует переосмыслить роль и значение информационного права в период замедления экономики и геополитических шоков. Можно прогнозировать повышенное внимание законодателя к таким институтам информационного права как институт информационной безопвсности, институт интернет права,институт правового регулирования электронного документоооборота, институт рассмотренияинформационных споров и др.
В-восьмых, находит последовательное закрепление в учебных планах дисциплины «Информационное право», а также введение в олбучение смежных с этой дисциплиной спецкурсов.
На принципах информационного права базируется правовое регулирование информационных отношений[9]. Что же такое принципы? Это исходные положения, которые юридически объясняют и закрепляют объективные законо-мерности общественных отношений, они же, в свою очередь, проявляются в ин-формационной сфере. Как самостоятельную отрасль, информационное право, формируют изменяющиеся принципы[10].
Принципы делятся на общеправовые и специальные.
Для начала рассмотрим общеправовые принципы. Начнём с принципа за-конности, он гласит о том, что все субъекты должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство. Противоречий между информаци-онно правовым регулированием и Конституцией, законодательством существо-вать не должно[11]. Российская Федерация и её субъекты осуществляют правовое регулирование информационных правоотношений – принцип федерализма[12]. Принцип ответственности: наступление ответственности за не-соблюдение информационно правовых норм. Принцип наказуемости предполагает правомерное деяние всех субъектов информационных правоотношений. Суть принципа гуманности состоит в том, что если субъекты информационного права нарушают нормы, связанные с данной отраслью, к ним применяются опре-делённые меры наказания, которые соответствуют представлениям о справедливости[13]. Также существует принцип гарантированности прав и свобод человека, принцип судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.