Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Международное информационное право).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
Государственным органом, который управляет «концертом независимых СМИ» и определяет, что, когда и как они должны освещать, является агентство правительства США – Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors (BBG)). Указанный Совет контролирует работу СМИ, вещающих на 61 языке более чем в 125 странах. Основными из них являются:
- Голос Америки;
- Радио Свободная Европа / Радио Свобода (включает в себя Радио Фарда, Радио Азади и Радио Машааль);
- The Middle East Broadcasting Networks, Inc (MBN включает телекомпанию Аль-Хурра и Радио Сава);
- Радио Свободная Азия;
- Радио и телевидение Марти.
Согласно размещённой на официальном сайте агентства информации, его цель состоит в том, чтобы «поставлять достоверные новости и информацию стратегически значимым аудиториям зарубежных стран … и служить надежным источником новостей и наглядным примером свободной профессиональной прессы для стран, не имеющих независимых средств массовой информации»[21].
При отсутствии конкурентов западным и прозападным СМИ было легко соблюдать приличия и видимость объективности. Однако сейчас сформированы встречные информационные потоки.
Созданы российские СМИ, которые пытаются отстоять суверенитет в национальном информационном пространстве и довести до мировой общественности точку зрения «русского мира».
Подобное противодействие приводит в ярость как представителей англосаксонских СМИ, так и тех, кто их финансирует. В результате в зарубежных СМИ в последнее время резко увеличился объем материалов, со-
держащих негативную, явно предвзятую оценку и подтасованные факты для искажения российской государственной политики. Усилилась дискриминация российских СМИ за рубежом и откровенное противодействие их профессиональной деятельности. Для блокирования контента пророссийских
источников информации срочно стали создаваться так называемые «антифейковые» объединения, например, такие как First Draft News.
В июне 2015 г. 9 ведущих медиакомпаний (Google NewsLab, Bellingcat, DigDeeper, Eyewitness Media Hub, Emergent, Meedan, Reported.ly, Storyful,
Verification Junkie) реализовали совместный Интернет-проект First Draft News. Вскоре к нему присоединилась «тяжелая артиллерия»: Amnesty International, American Press Institute, социальные сети Facebook и Twitter, более 30 перио-
дических изданий (New York Times, Washington Post, Telegraph, Le Monde, и др.), телеканал CNN и даже Al Jazeera.
Официальная цель проекта – борьба с фейковыми новостями и улучшение качества информации в СМИ и социальных сетях. Внешне все выглядит прилично, никто не хочет пользоваться подделками, и многие СМИ уже давно проводят такую работу. Но в отношении своих новостей! А в данном случае создан единый международный центр цензуры любых новостей.
Аналогичная деятельность проводится в социальных сетях. 31 мая 2016 г. власти Евросоюза подписали соглашение с Facebook, Twitter, YouTube и Microsoft о предотвращении распространения «языка вражды» в соцсетях. Согласно этим договорённостям, все перечисленные компании обязались в течение 24 часов удалять из подконтрольных им ресурсов любые публикации,
расцениваемые как «разжигание ненависти» между людьми[22].
По сообщению ТАСС со ссылкой на слова вице-президента компании Facebook Адама Моссери социальная сеть начала тестирование новых инструментов для борьбы с распространением недостоверных и вымышленных новостей.
Пользователи сами будут определять ложь в новостных сообщениях и устанавливать соот-ветствующие маркеры на странице. Кроме этого появится инструмент, позволяющий обратиться за помощью к партнерам компании, которые займутся проверкой достоверности информации. Новости, достоверность которых вызвала сомнение в процессе верификации, будут помечены красным квадратом с треугольником и восклицательным знаком внутри. Перейдя по ссылке, пользователи смогут узнать, почему данная новость не соответствует действительности. Также будут применяться меры против пользователей, которые намеренно распространяют недостоверные новостные ссылки с единственной целью завлечь больше посетителей на конкретный сайт, который «в большинстве случаев является рекламным», отметил Моссери[23].
Звучит красиво, однако анализ документов позволяет утверждать, что вся эта деятельность направлена преимущественно на противодействие российским СМИ. Фактически создается новый «железный занавес». Если раньше информация из российского медиа-пространства, противоречащая генеральной линии Запада, провозглашалась недостоверной и недостойной внимания западного обывателя, то теперь за пределами рунета пользователи могут вообще не узнать, что существует российская точка зрения на происходящие мировые события, и что на самом деле происходит в «русском мире». Хорошим примером организованной подтасовки информации для мировой общественности и международных организаций может служить травля российского спорта. При полном отсутствии доказательств употребления нашими спортсменами допинга в массовых количествах и «наличия государственной поддержки допинга» создано общественное мнение о том, что эти явления существуют. Причем все действующие лица: следователи, руководители комиссий, лица, принимающие решения о дисквалификации и отстранениях, принадлежат к англосаксонскому лагерю. В тех федерациях,где руководят англичане, наши команды были полностью дисквалифицированы. В других федерациях разобрались и признали обвинения недоказанными, а информацию – недостоверной.Это позволяет говорить о целенаправленной операции спецслужб западных государств по дискредитации российского спорта.
По инициативе депутата от Польши Анны Фотыги 10 октября 2016 года комитет Европарламента по иностранным делам одобрил проект резолюции под названием «Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон», в которой утверждается, что Россия наравне с ИГ ведет информационную войну против Евросоюза, и среди угроз указываются
российские СМИ – RT и Sputnik. Документ призывает включить стратегические коммуникации в сферу деятельности ЕС и создать профильное отделение борьбы с пропагандой. Таким образом, Евросоюз поставил в один ряд Россию и террористическое государство.
Продолжается опасная тенденция вербовки российских СМИ либерального направления и отдельных блогеров – «борцов за свободу». Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Необходимо отметить, что Россия успешно противостоит деятельности данных «борцов». Особо необходимо выделить принятие ряда законодательных актов, которые поставили барьеры на пути деструктивной деятельности англосаксонских деятелей. С 2012 года некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие иностранное финансирование, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов[24]6.
В результате у указанных организаций возникли существенные проблемы с финансированием их деструктивной деятельности.
Следующим шагом стало создание Минюстом Перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации[25]7. Перечень создается на основании требований статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям
основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»[26]8.
Кроме того, в течение четырех лет действия законодательства об иностранных агентах продолжалось значительное противодействие по линии
«наша деятельность не является политической».
Однако существующие проблемы были сняты виюне 2016 года принятием поправок в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[27].
Дополнения в текст статьи определили, что политической деятельностью является «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике».
Кроме того, к политической деятельности было отнесено «формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований»[28].
Попытки аналогичных встречных действий предпринимаются американской стороной. Так, в июне 2016 года на слушаниях в Конгрессе экс-посол США в России Майкл Макфол высказал мнение, что не стоит в ответ на российскую пропаганду отвечать американской. По словам «архитектора перезагрузки», лучшим способом борьбы с дезинформацией будут «правдивые репортажи заслуживающих доверия журналистов из России, Украины и других стран». Но при этом прямая американская финансовая помощь независимым изданиям может им только навредить. Необходимо сосредоточиться на развитии программ обмена, организации учебы в американских и европейских университетах, стажировки в западных СМИ[29] . Вместе с тем тот же Макфол 26 октября 2016 г. в статье для американского издания Washington Post предложил найти законодательный способ зарегистрировать российское агентство Sputnik и телеканалRT в качестве иностранных агентов.
Параллельно с информационно-психологическим воздействием в киберпространстве резко обострилось технологическое противостояние, связанное с нарушением конфиденциальности, доступности и целостности информации ограниченного доступа.
Пункт в) статьи 8 Доктрины в качестве одного из национальных интересов предусматривает «развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности».
По данным Интернет-портала Tadviser, на 2015 год около 60 стран занимаются разработкой средств компьютерного шпионажа, хакерских атак и наблюдения. В общей сложности 29 стран, включая Китай, Данию и Францию,
имеют специализированные военные киберподразделения, занимающиеся противодействием угрозам информационной безопасности. В то же время 49 стран, включая Россию, Австралию, Бразилию и Египет, закупают специализированное хакерское программное обеспечение, а 63 страны, включая Чехию, Италию и Мексику, используют инструменты сплошного наблюдения
как внутри страны, так и глобально, говорилось в исследовании WSJ.
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере во многом зависят от скорейшего преодоления технологического отставания IT-индустрии, импортозамещения и создания независимой защищенной информационной инфраструктуры Российской Федерации,особенно на ее критических участках, что также отражено в Доктрине. Уже давно не секрет, что некоторые разработчики как аппаратного, так и программного обеспечения закладывают в свои продукты скрытые (недокументированные) возможности для последующего использования в своих интересах (или интересах своих покровителей). Вся информация о пользователях сети сохраняется и анализируется. Постоянно совершенствуются алгоритмы обработки «больших данных» и извлечения из них значимой информации. В условиях идеологического противостояния активизировалась деятельность иностранных разведок с использованием разнообразных технологий несанкционированного доступа и несанкционированного воздействия на информационные ресурсы, а также съема информации по техническим каналам.
На этом фоне для информационной безопасности государства жизненно важно перейти на импортозамещение иностранных технических средств и комплектующих компонентов, а также программного обеспечения компьютерных систем.
Одним из примеров реализации государственной политики по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности в информационной сфере является Национальный центр управления обороны Российской Федерации (НЦУО РФ), введенный в эксплуатацию 1 декабря 2014 года. Наиболее важная информация, обрабатываемая НЦУО, оперативно отправляется в Ситуационный центр Президента РФ.
По словам министра обороны России Сергея Шойгу, Центр управления обороны на Фрунзенской набережной – это современная ставка верховного главнокомандующего, по ряду показателей в разы превосходящая пентагоновский аналог. Суперкомпьютер Минобороны способен хранить данные объёмом 236 петабайт (против 12 петабайт), а его производительность оценивается в 16 петафлопс (против 5 петафлопс), т.е. скорость обработки информации у машины составляет «50 библиотек имени Ленина в секунду»[30].
Главные задачи НЦУО – контроль выполнения гособоронзаказа, нормативных правовых актов, непрерывный мониторинг передвижения войск, трафика транспортной инфраструктуры, сбор и обработка информации, влияющей на обороноспособность страны, отслеживание публикаций в СМИ и сообщений в социальных сетях. С помощью математических моделей программно-аппаратный комплекс рассчитывает оптимальные варианты выполнения конкретных стратегических и тактических задач, оценивает риски, масштабы и последствия техногенных, природных и антропогенных угроз.