Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Международное информационное право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теперь рассмотрим специальные принципы. Принцип приоритетности прав (ст. 2 Конституции Российской Федерации»). В информационной сфере, органы государственной власти должны соблюдать права и свободы человека[14]. Следующий принцип, принцип свободного производства и распространения ин-формации, в свою очередь, информация не должна противоречить федеральным законам. Также существует принцип запрещения производства и распространения информации, которая вредна для развития личности, общества, государства[15]. К специальным принципам, помимо названных, относятся принцип гласности, принцип полноты обработки.

В заключение, нужно сказать, что информационное право – неотъемлемая, стремительно развивающаяся часть современного общества.

1.2. Международное информационное право

Кибербезопасность, как оборонительная, так и наступательная, может затрагивать вопросы,относящиеся к международному экономическому праву. Существует два главных вопроса. Во-первых, какиетипы из возможных киберопераций могут нарушать конкретные положения международного экономического права. А во-вторых, в какой степени нормы международного экономического права согласуются с исключениями национальной безопасности, что может позволить осуществлять кибероперации, которые могли бы нарушить данные правила.

Кибероперации, затрагивающие международное экономическое право.

Следует начать с описания типов киберопераций, которые и вызывают наибольший интерес. Основной упор делается на наступательные и оборонительные кибероперации: кибератака и киберзащита.

Под кибератаками, обычно подразумевается программное обеспечение, которое передается по сети, которое стремится украсть данные или услуги или уничтожить машину. Вирус Stuxnet является примером кибератаки.

Подобные методы также могут быть использованы для шпионажа, когда данные отправляются для повреждения или разрушения информации.

В дополнение к передаче по сетям, вполне возможно, что кибератака может состояться за счет использования программного обеспечения, поставляемого физически. Программное обеспечение может поставляться путем включения его в оборудование. Единственной нормой международного экономического права, которая может ограничить кибератаки является право на интеллектуальную собственность.


Кибератака может осуществляться через сети, через оборудование, или может повлиять человеческий фактор, если есть доступ к сетям или оборудованию на месте.

В таблице 1 показана возможность применения норм международного экономического права для различных категорий.

Таблица 1

Применение норм международного права[16]

Закон о

торговле

Закон о

Государст

венных

закупках

Торговля

услугами

Закон об

иностранных

инвестициях

Право на

Интеллек

туальную

собствен

ность

Сеть

-

+

+

-

+

Оборудование

+

+

-

-

-

Человеческий

фактор

-

+

+

+

+

Ниже приведены меры, которыена наш взгляд, государство может предпринять, чтобы защититься от кибератак[17]:

1. Создать стандарты для кибербезопасности в отношении государственных закупок военного назначения;

2. Создать стандарты для кибербезопасности в отношении государственных закупок с другими правительственными организациями;

3. Создать стандарты для покупок товаров и услуг у частного сектора;

Стандарты, перечисленные выше, могут быть применены в целом для всех государственных и частных организаций.

Либерализации медиапространства способствует и трансформация законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Усиление конкуренции за потенциальную аудиторию между производителями медиапродукции подталкивает законодателя к принятию необходимых решений. Конкуренция за зрителя заставляет продюсеров виртуальных приложений отказываться от взимания платы за пользование мультимедийными произведениями и порождает необходимость предлагать потребителю нечто новое и эксклюзивное[18]. Устойчивое развитие в либеральных условиях, без проявлений экстремизма, позволяет проводить политику открытости и взаимной заинтересованности в общении, вовлекает в виртуальные сети всё больше людей, создавая новые рекламные и товарные рынки в виртуальном мире.


Свобода для виртуальной реальности, в том числе свобода от проявлений

экстремизма, является необходимым правовым условием, без которого виртуальный мир деформируется, становится негармоничным и стремительно теряет свою привлекательность, сворачиваясь до уровня гипотетически существующего, возможного, но не реального. Реальность происходящего в социальных сетях и компьютерных приложениях подтверждается визуальными образами и рефлексией реального мира на виртуальную реальность.

Представляется необходимым изыскать юридико-политический подход на международном уровне, который позволил бы создать универсальную и либеральную виртуальную реальность при сохранении государствами своей способности регулировать общественные отношения, гарантировать базовые права и свободы человека.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Новая доктрина информационной безопасности Российской Федерации как основа противодействия угрозам безопасности России в информационной сфере

В начале декабря 2016 года Указом Президента РФ утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина)[19], которая представляет собой базовый документ для формирования государственной политики, развития общественных отношений и выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. Доктрина стала совокупностью официальных взглядов на обеспечение национальной безопасностиРоссийской Федерации в информационной сфере.


Предыдущая Доктрина информационной безопасности была принята в 2000 году, в совершенно иных условиях, и действовала 16 лет. С тех пор мир кардинально изменился. Глобальное информационное пространство и возможности скрытого трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения отдельными государствами и организациями геополитических, военно-политических, а также террористических, экстремистских и криминальных целей в ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. Территориальное распределение пользователей национальных доменных зон в Интернете выходит за рамки государственных

границ, что позволяет преступникам избегать преследования и наказания за противоправные действия. Киберпреступники и кибертеррористы в некоторых странах создают больше проблем, чем традиционный криминал. В информационном пространстве развернулись широкомасштабные войны, где информация используется как оружие нападения и защиты. При непосредственном использовании социальных сетей и технологий информационно-психологического воздействия в ряде стран были организованы государственные перевороты. В противостоянии идеологических

систем возникли такие модели межгосударственного развития, как «англо-саксонский мир», «арабский мир», «русский мир», «европейская цивилизация» и т.д.

Защита информационного суверенитета и национальных интересов в информационной сфере стала одной из важнейших функций государства, что отражено в новой Доктрине. По сравнению с предыдущей Доктриной приведенные в документе национальные интересы более глубоко и конкретно отражают стремление России стать открытым равноправным партнером в глобальном информационном пространстве, но при этом готовым отстаивать свой суверенитет и национальные ценности всеми доступными средствами.

Рассмотрим некоторые из национальных интересов в информационной сфере, выделенные Доктриной. Пункт г) статьи 8 Доктрины предусматривает «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных

технологий в целях обеспечения национальной безопасности РФ в области культуры».

Важность вопросов доведения достоверной информации подтверждается соответствующими угрозами и негативными факторами в информационной сфере, которые определены в Доктрине. Базовый набор требований к системе информационн6ой безопасности представлен в Приложении1.


В частности, статья 12 Доктрины указывает, что «расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств».

Кроме того, анализ современной ситуации с информационной безопасностью в Интернете позволяет утверждать, что Всемирная паутина постоянно используется для создания угроз не только информационной безопасности, но и национальной безопасности России в целом.

Необходимо отметить, что утверждение о том, что «Интернет – это свободное киберпространство», никогда не было истиной. Единого владельца у Интернета действительно нет, однако администрирование ключевых ресурсов и

управление основными функциями осуществляется подконтрольными Западу организациями.

Корневые сервера, предоставляющие доступ ко всему адресному пространству глобальной сети, находятся за пределами России. Присвоение имен и адресов происходит по правилам ICANN[20], которая создана и контролируется США с 1998 года (штаб-квартира ICANN размещаетсяв Лос-Анджелесе).

Недавно ICANN официально сообщила, что с 1 октября 2016 года исполнение технических функций по работе Интернета IANA (Администрирование адресного пространства Интернета) будет контролировать международное сообщество, а не власти США, т.к. истек контракт ICANN с министерством торговли США и Национальным управлением информации и связи (NTIA). Но реального отстранения США от управления Интернетом не

произошло. Вместе с тем Россия еще в 2012 г. предлагала передать контроль над Интернетом Международному союзу электросвязи (МСЭ). Тогда эту идею поддержали Китай, Иран, Судан, Саудовская Аравия, Алжир, Бахрейн, но англосаксонский блок в лице США, Канады, Австралии и часть стран Евросоюза выступили против.

Независимость мировых СМИ – также спорное утверждение. Уже несколько десятилетий Запад пропагандирует идеологию «открытого общества», но фактическая «открытость» имеет однонаправленный характер. Необходимо отметить, что современная медиасреда контролируется несколькими международными холдингами («Эн-Би-Си Юниверсал», «Мердок Ньюс Корп»,«АОЛ Тайм Уорнер» и т.п.) и в этой среде для неискушенного потребителя информации можно создать или опровергнуть любую новость и даже создать виртуальный мир в интересах заказчика.