Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие и основные школы менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный менеджмент имеет сложную структуру. Общее представление о менеджменте можно получить, познакомившись с его функциями, основами теории управления, проблемами стратегического менеджмента, классификацией организационных структур и механизмов направления. В менеджменте можно выделить конкретные направления – маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, социально-экологический менеджмент, управление рисками. При решении задач менеджмента приходится использовать разнообразные инструменты менеджмента – методы принятия управленческих решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования. [3]

Схема эффективной организационной структуры менеджмента должна отражать существующее положение подразделений предприятия и характер их взаимосвязей. При этом разделяют следующие взаимосвязи в управленческой системе:

  • линейные, при которых происходит прямое административное подчинение;
  • функциональные, которые в большей степени осуществляются по определенной сфере деятельности и без непосредственного административного подчинения;
  • линейно-функциональные, при которых единоначалие сосредоточено в руках линейных руководителей, а функциональные органы оказывают им всяческую помощь (при этом руководители низшего звена административно не подчиняются функциональным руководителям, стоящим выше их);
  • матричные, особенность которых состоит в том, что один исполнитель может подчиняться двум и более вышестоящим должностным лицам (один является линейным, а остальные — руководителями направления или отдельной производственной программы;
  • множественные, при которых происходит объединение различных структур систем менеджмента организации на разных уровнях — например, филиальная структура может быть применена для всей организации, а в самих филиалах использоваться линейно-функциональная структура. [4]

Рисунок 1.2.1 «Структура менеджмента»

Структура менеджмента – это единый узел, включающий в себя цели, функции, управление, взаимодействие между подсистемами (управляющей и управляемой).
Структура менеджмента подразделяется на:

  • структурные отделы;
  • уровни и связи (горизонтальные и вертикальные).

Структура менеджмента имеет свои требования:

  1. оптимальность (рациональность при малом количестве уровней управления);
  2. оперативность (своевременное принятие управленческих решений);
  3. надежность (бесперебойное и достоверное отражение информации);
  4. экономичность (максимальный эффект при минимальных затратах);
  5. гибкость (способность к постоянным изменениям);
  6. структурная устойчивость структуры системы (неизменность и целостность системы при различных внутренних и внешних воздействиях на нее).[8]

МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1 Целевое управление

Наряду с официальными целями, или целями-заданиями, содержащимися в планах организации, все более широкое распространение в управлении получают неофициальные цели-ориентиры и сформулированные на их основе самими исполнителями с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Именно на них ориентируются прежде люди в своей деятельности и их достижение стимулируется прежде всего.

Управление этими процессами, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой их реализации, получило название управление по целям или целевое управление.

Сущность управления по целям состоит в совместной постановке целей руководителями и подчиненными, что является гарантией их реализации. Официально планирование дополняется при этом подходе системой индивидуальных целей, смягчающих жесткость внешнего руководства, а также персональным их стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников.

Целевое управление – это своеобразная форма построения процесса управления и его организационно-практического осуществления. Она характеризуется определяющим и активным влиянием цели управления на все его характеристики.[11]

Содержание целевого управления заключается в реализации следующих положений:

  1. анализ того, что сделано на данный момент, определение желательных характеристик будущего результата, детализации того, что, почему и как должно быть сделано, какие корректирующие действия и в какое время необходимо произвести, чтобы достичь поставленных целей;
  2. логически обоснованной декомпозиции главной цели на цели более низкого уровня – построение «дерева целей»;
  3. создания так называемой Декларации – документа, содержащего систему индивидуальных или коллективных целей работников организации (подразделения);
  4. согласования "дерева целей" с системой управления;
  5. использования целей более низкого уровня как исходной позиции и основы всех последующих управленческих воздействий;
  6. подведения итогов деятельности работников в системе управления по целям.

Каждая организация фиксирует свое состояние в будущем в виде долгосрочных и краткосрочных целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долгосрочными целями. Процесс управления организацией по целям или, как принято говорить, целевое управление осуществляется в несколько этапов.[16]


Разработка долгосрочных целей фирмы.

В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для представления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко.

Перспективное планирование — крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей. Именно на этом этапе необходимо развернутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем ее направлениям. [12]

Алгоритм может быть следующим: подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями; рассмотрение всех замечаний и предложений; использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.

Целевое управление организацией можно представить в виде следующих положений, которые необходимо реализовать:

  • проверка уже выполненных задач, определение будущего результата и детализация плана в виде задач для обеспечения выполнения намеченного;
  • создание матриц результативности, содержание которой отражает как коллективные, так и индивидуальные цели;
  • балансирование самой системы управления с учетом имеющегося «дерева целей»;
  • использование целей в качестве основы для принятия решений на всех уровнях менеджмента;
  • регулярное подведение итогов работы персонала в системе целевого управления.

Определение качественных целей фирмы осуществляется в следующем порядке:

  • Формирование качественных целей.
  • Оценка (ранжирование) качественных целей.
  • Построение дерева целей.
  • Построение количественных целей.
  • Оценка степени прогресса в достижении целей.

Таблица 2.1.1 Определение качественных целей фирмы

Этап

Суть этого этапа

Формирование качественных целей

Формирование качественных целей осуществляется в две стадии. Вначале формируются качественные цели, вытекающие из положения данной организации в общей иерархии и законодательных актов, регламентирующих ее деятельность, а затем выбираются граничные качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и допустима только в повелительном наклонении.

Оценка (ранжирование) качественных целей функционирования организации

Ранжирование осуществляется для обоснования выбора целей функционирования. Ранжирование с помощью экспертных методов требует применения специальной методики и может быть осуществлено в несколько этапов. Для описания экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность, широта и конструктивность мышления, самокритичность, коллективизм.

Построение дерева целей.

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи.

Построение количественных целей

Этот наиболее важный этап для управления, прежде всего потому, что количественные цели определяют выбор методов управления организацией, которые в свою очередь допускают применение математических методов, а следовательно, и компьютерной техники. Количественная цель функционирования ориентирует организацию на достижение определенных показателей и является конкретизацией качественной цели.

Оценка степени прогресса в достижении целей

На этом этапе в каждый момент времени необходимо фиксировать состояние объекта управления, причем как критическое, и каждый раз принимать корректирующее управленческое решение. Необходим регулярный анализ внешней и внутренней среды организации. Степень влияния этих факторов на достижение целей организации, а также на выбор критериев их достижения очень велика и требует внимательного наблюдения за всеми сторонами деятельности объекта управления.


Таблица составлена по Р. Акофф «Планирование будущего корпорации»

Таким образом, главная задача, которая должна быть решена на основе формирования целей фирмы, заключается в создании такой организационной структуры управления, при которой затраты на основную деятельность, в том числе на изготовление новой продукции, внедрение новых процессов, давали бы максимум эффективности при тех ресурсах, которыми она располагает. Отсюда вытекают и направления в стратегии развития фирмы и ее тактические задачи.[1]

Система знаний об управлении организациями и социально-экономическими системами формируется на базе различных наук. В политической экономике, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определённые функции управления: планирование, вопросы учёта и принятия решений, обработку информации, обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Особое значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений.[15]

Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».

Руководство — постановка цели организации и управление.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

  • тенденция развития организации;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

  • объекты и субъекты менеджмента;
  • функции менеджмента;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы менеджмента.

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.


2.2 Менеджмент как организационно-целевое управление

Стратегический менеджмент – обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Содержание стратегического управления заключается, во – первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

1. определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

2. определение средств достижение этих целей;

3. сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

4. разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Стратегический менеджмент – основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.[4]

Стратегическое управление — деятельность, направленная на достижение стратегических целей с помощью стратегических инструментов.

Стратегическими целями могут быть — любые природные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам.

Стратегическими инструментами выступают — капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, любые материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.

Особенностями стратегического управления являются специальные приёмы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. Например, сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек — увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное, но неудобное место, которые обычно вступают в противоречие с целями линейного менеджмента. Также, например, получение заёмных средств в виде кредита или облигационной эмиссии является решением стратегического типа, поскольку представляет собой возмездное и срочное привлечение стратегического инструмента — финансового ресурса.[11]