Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 7249
Скачиваний: 11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст представляет собой уникальный и во многих моментах решающий период развития ребенка. Уже на данном этапе осуществляется развитие его личности, происходит закладка таких качеств как воля и произвольное поведение, а также формируется общая инициативность, развиваются творческие способности, воображение. Все эти процессы и качества вырабатываются и воспитываются именно в игре, которая является ведущим типом деятельности дошкольников.
Игре как методу воспитания детей в дошкольном возрасте уделяется существенное внимание в рамках многих современных исследований. К рассмотрению этой проблемы обращались многие ученые, как в рамках дошкольной педагогики, так и в рамках иных наук.
Интерес к указанной проблеме обусловлен тем, что именно через игру ребенок органично развивается, а также познает взаимоотношения людей и т.д. Игра является самой важной деятельностью, в рамках которой решаются наиважнейшие воспитательные задачи в дошкольном возрасте. В рамках детских игр зарождаются все другие виды деятельности, среди которых труд, учение и т.д. В процессе развития игры ребенок обучается планированию, постановке целей, учится добиваться определенного результата. Все это обуславливает актуальность рассмотрения данной проблемы в рамках курсовой работы.
Объектом курсовой работы является игровая деятельность.
В качестве предмета выступает игра как ведущий метод воспитания ребенка дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: изучить игру как метод воспитания.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
- рассмотреть понятие и сущность игры;
- проанализировать основные виды игр;
- изучить использование игры как метода и средства воспитания;
- рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
- изучить особенности игры в дошкольном возрасте;
- определить роль игры для воспитания детей в дошкольном возрасте.
В работе использованы методы теоретического исследования литературы по указанной проблематике (синтез, анализ, индукция, дедукция, а также конкретизация, обобщение и т.д.).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ИГРА И ЕЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие и сущность игры
На самый первый взгляд игра представляется однозначным понятием, но уже попытка его определения приводит к многообразию подходов к рассмотрению этого явления. Именно поэтому игра должна быть проанализирована как социальный феномен с целью дальнейшего определения ее роли в рамках педагогического процесса. В литературе игра определяется как феномен существования и находится в одном ряду с трудовой жизнедеятельностью и обучением. Как специфическое явление человеческого бытия, необходимое для развития детей и взрослых, игра выступает в качестве серьезной проблемы, которая специально исследуется в рамках психологии и педагогики.
Определение сущности игры занимает важное место в литературе. Сложность анализируемого вопроса, а также большое количество мнений связывается с тем, что не существует такого человеческого действия, которое не рассматривается в терминах игры. Игра объединяет практически все уровни бытия общества и человека, кроме того она выступает как форма проведения досуга, институт творчества, служит общению людей, самореализации личности и т.п.
Наиболее подробно игра как феноменальное человеческое явление рассматривается в таких областях научного знания, как педагогика, философия и психология. В педагогике и методике преподавания наибольшее внимание уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина и др.), а также младших школьников (А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева и др.). Это можно связать с тем, что педагогами игра рассматривается как важнейший метод обучения именно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра является основным видом деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, игры проходят довольно значительный путь развития[1].
Специальные исследования по игровой деятельности дошкольников осуществлялись выдающимися педагогами (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и т.д.).
Игра до такой степени многофункциональна, уникальна, ее границы настолько прозрачны и обширны, что не представляется возможным дать ей лаконичное, четкое определение. Многие существующие объяснения игры, которыми располагает наука и практика, недостаточно точные, неполные, а иногда и совсем неправильные. Детская игра – это возникший исторически вид деятельности детей, сущность которого состоит в воспроизведении действий взрослых людей, а также отношений между ними, направленный на ориентировку и познание социокультурной и предметной действительности, одно из важных средств умственного, физического и нравственного воспитания детей. Игра – предмет изучения самых разных наук – этнографии, истории культуры, психологии, педагогики и так далее.
Известной является теория «избытка сил» Ф. Шиллера и Г. Спенсера, дополнившего теорию указаниями на подражание как источник игры, а также на упражнение как функцию игры. Предметом специальных исследований игры животных и людей впервые стали в работах немецкого философа и психолога К. Гросса, развившего предположение об упражняющей функции игр. Его теория называется «теорией предупреждения». Сторонником данной теории является В. Штерн, который назвал игру «зарей серьезного инстинкта». Можно отметить, что в детских играх действительно сохранились отголоски отдаленного прошлого (хороводы, игры с луками и т.д.)[2].
Существенная поправка к теории Гросса была внесена К. Бюлером. Игру он определял как деятельность, которая сопровождается «функциональным удовольствием», а также ради него и совершается. Качественно новая теория была предложена голландским зоопсихологом Бойтендайком, который уделял главное внимание природе игры. Основные особенности игры он связывал с характерными чертами поведения, которые свойственны детскому организму. Таких особенностей им было выделено четыре: отсутствие направленности движений, импульсивность, аффективная связь с окружающими, робость, боязливость, застенчивость. Он сделал вывод, что игра всегда связывается с определенным предметом, который содержит много нового и сам как бы играет с играющими людьми. Выделяется три влечения, которые находятся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим, влечение к повторению. В признании первичности этих влечений Бойтендайк следует за З. Фрейдом, который рассматривает всю жизнь и деятельность как проявление первоначальных биологических влечений. В анализе детских игр З. Фрейд показал, что дети и в играх претворяют часто мучительные переживания.
Особый интерес представляют исследования психолога Ж. Пиаже, которые посвящены развитию мышления детей в игре. С точки зрения психологии игрой занимались А.Н. Леонтьев, Е.А. Аркин, Д.Б. Эльконин.
Игра – это практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, а также развивается, потому что играет. А.С. Макаренко подчеркивал важную роль игры в воспитании и формировании подрастающей личности. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания[3].
Коллектив играющих детей выступает в отношении каждого участника как организующее начало, которое санкционирует и поддерживает выполнение роли, взятой на себя ребенком. Интересными с данной точки зрения являются исследования американского психолога Эрика Берна.
Й. Хейзинга отмечает, что игра старше культуры, так как понятие культуры, как бы его ни описывали, в любом случае предполагает человеческое сообщество, в то время как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть... Животные играют – точно так же, как люди. Все основные черты игр воплощаются уже в играх животных. Но Хейзинга не сводит игры, даже в их самых простых формах, только к физиологическим явлениям либо к физиологически обусловленным психическим реакциям организма, видя в ней что-то большее. Он отмечает, что игра – это функция, наполненная смыслом. В ней вместе с тем играет что-то, что выходит за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, что-то, что вносит смысл в то действие, которое происходит. Любая игра что-то означает. Интересным является тот факт, что нидерландский культуролог усматривает возникновение человеческой культуры в игре и вся дальнейшая история ее развития рассматривается им как игра. Игра представляет собой такую же реальность, которая распространена на мир всех живых существ. Именно в этом и кроется, по его мнению, проблема определения игры. Являясь функцией культуры, игра представляет собой один из основных видов деятельности человека. Г.К. Селевко рассматривает игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Игра представляется сложным и многогранным явлением. Ученые рассматривают ее как форму существования всех сторон жизнедеятельности человека. Е.Л. Яковлева говорит о том, что в жизни человека игра встречается всегда и в самых различных проявлениях: «Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно»[4].
Рассматривая сущность игры, можно выделить основные положения. Во-первых, мотивы игры состоят в переживаниях, являющихся значимыми для играющего. В процессе игры осуществляются всегда именно те действия, которые значимы для человека по своему внутреннему содержанию. Еще одна особенность игры возможность замещения предметов, которые функционируют в рамках обычной жизнедеятельности, другими предметами, которые служат для выполнения игровой деятельности. Основным значением игры является способность творческого преобразования реальности.
Целевое содержание, которое располагается в игре, придает каждому ее моменту весомость. Нужно иметь в виду, что по мере развития игры на определенном ее этапе появляется цель. Игровые действия здесь становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного», дети уже знают, что и каким образом они будут делать, а также что именно получится в результате игры. Начав игру в футбол, волейбол, ставится цель – выиграть. При этом и в первом, и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключается в ней самой. Никаких посторонних задач здесь не ставится и не решается. Но если для воспитанника цель содержится в самой игре, то для учителя, который организует игру, выделяется и другая цель – воспитание детей, усвоение ими тех или иных знаний, формирование определенных умений, выработка нужных качеств личности. В этом состоит одно из важнейших противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра – это средство целенаправленного формирования личности.
Игра всегда содержит в себе элементы других видов деятельности, соответственно, обладает возможностью приобщать человека к определенному виду деятельности, который им еще не освоен. Игра характеризуется тем, что в ней минимальное количество правил, которые несложно соблюдать, все остальное – это поле для свободного проявления индивидуального «Я». Еще одной особенностью игры является ее демократичность, в игре все равны[5].
Игра всегда выступает в двух своеобразных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дает личности радость в настоящем времени и используется для того, чтобы удовлетворить актуальные потребности. С другой стороны, игра отличается направленностью в будущее, так как в ней моделируются или прогнозируются определенные жизненные ситуации, закрепляются умения, навыки, качества, которые необходимы личности для выполнения различных жизненных функций.
Важным моментом при рассмотрении сущности игры является то, что в ней важен, прежде всего, не результат, а сам процесс переживаний, связанных с выполнением игровых действий. Именно эта особенность игры несет в себе огромные возможности для обучения, воспитания и развития личности человека. Игра рассматривается в качестве свободного самодеятельного раскрытия всех сил человека, его сущности. Исследователи отмечают, что истоками игры являются внутренние потребности в игровой деятельности, а игра представляет собой своеобразную форму упражнения, развития наследственных форм поведения.
Игра – это сложное и многогранное явление. Она рассматривается учеными как форма существования любой стороны жизнедеятельности человека. Е.Л. Яковлева утверждает что, в нашей жизни игра встречается все время и в самых разнообразных её проявлениях: «Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно»[6].
Говоря о сущности игры можно выделить несколько основных положений. Во-первых, мотивы игры заключаются в тех переживаниях, которые являются значимыми для играющего. В игре осуществляются именно те действия, которые являются значимыми для человека по внутреннему содержанию. Еще одной не менее важной особенностью игры является возможность замещения предметов, которые функционируют в обычной жизнедеятельности, другими предметами, служащими для выполнения игровой деятельности. Основное значение игры состоит в способности творческого преобразования окружающей действительности[7].