Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 7252
Скачиваний: 11
Одним из первых, кто связал игру с развитием воображения детей, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на развивающую и воспитательную ценность образов воображения в игре: ребенок в них верит, поэтому испытывает в игровой деятельности искренние чувства. Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания игровой деятельности. Она говорила о том, что путем игры можно воспитать зверя, а можно – человека, нужного обществу. В многочисленных исследованиях в рамках педагогики и психологии доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка[15].
Многочисленные исследования показывают, что при педагогически целесообразном и тактическом руководстве игра оказывает положительное влияние на ребенка.[16]
Важная роль в данном аспекте отводится созданию педагогом оптимальной психологической атмосферы. Ведущая роль отводится педагогической технике (голос, мимика, речь и т.д.), определяющей тональность пролога, являющегося первым этапом игровых занятий. Пролог состоит из приветствия, определения цели, мотива предстоящей работы, обмена сообщений о самочувствии и т.д. Пролог психологически открывает каждого для общения. Вовлечение в игру и объявление правил игры осуществляется путем раскрытия ее фабулы и обозначения игровых ролей, а потом приглашения к исполнению определенной роли[17].
Каждый персонаж в игре имеет право на свободное решение игровой проблемы и проявление своего «Я», что обуславливает непредсказуемость игры. Важную роль в данном аспекте играет педагогическая импровизация. Импровизация дает возможность вести ход игры, но не путем навязывания своей воли, а направляя внимание участников на сущность того, что происходит. Педагог должен владеть навыками наблюдения игры, определения уровня ее развития. Кроме того, очень важно уметь выявить те интересы, потребности, привязанности и т.д., которые обязательно необходимо учесть в процессе ее организации.
Средства игры минимальны и только инициируют активное воображение игроков. Большое значение играет игровая мизансцена: расположение детей по отношению друг к другу и расположение вещей и предметов в контексте группового размещения. Мизансцена несет на себе символику отношений, поэтому носители отношений должны размещаться так, чтобы очертить взаимоотношения персонажей игры. Педагогу важно продумать свое расположение относительно играющих детей.
Важным аспектом является также сохранение этики взаимоотношений во время игры. Нельзя допускать грубых и обидных выпадов детей друг против друга. Здесь необходимо уделить внимание тону самого педагога, а также взаимоотношениям детей, которые должны быть открыты, добры по отношению ко всем участникам игры, что приучает их к культуре человеческих взаимоотношений в целом.
Важно создать в процессе игры атмосферу непринужденности и доброжелательности. Создание надлежащей психологической почвы в рамках использования игровых форм обеспечивает использование детьми норм и правил не только под влиянием взрослого человека, а в качестве внутреннего мотива поведения. В ходе игры педагогу необходимо распределять внимание между детьми, а также умело применять в организации занятия отдельных игровых умений.
Игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху других. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: таких как честность, правдивость; а также нередко создают ситуацию нравственного выбора[18].
Как отмечают психологи, игра способствует становлению произвольного поведения ребенка, в игре дети учатся овладевать и контролировать свое поведение, свои эмоции. Сначала дети контролируют друг друга, потом каждый ребенок осваивает навыки самоконтроля[19].
Использование игровых методик в качестве средства воспитания детей определяет их содержание. Содержанием игровых методик является непосредственно то, что составляет содержание воспитательного процесса:
- ценностные отношения детей к миру;
- умения детей взаимодействовать с миром;
- знания о мире[20].
Знания, умения и отношения – это и есть содержание воспитательного процесса. Основой являются ценностные отношения. Знания мира и умения с ним взаимодействовать выступают как средство формирования ценностного отношения к миру. Содержанием игры всегда является определенное отношение к ценности, которое проживается каждым участником игры, осмысливается им и проецируется в сознании в форме адекватного способа жизни.
Игровые методики – это педагогическое средство, поэтому проведение игры имеет определенный педагогический замысел, который сопровождается предвидением воспитательного результата. Существующая программа воспитания школьника, которая производит разбиение воспитательной цели на воспитательные задачи по возрастным ступеням, служит основанием соответствующего разбиения игровых методик по возрастным ступеням. Распределение достаточно условно, т.к. многозначность игры дает возможность использования одной и той же игры в разных возрастных группах. В данном аспекте важно понимать назначение игры, проблему, которая в ней скрыта, и в соответствии с этим проводить сознательный отбор игр, которые будут проводиться с детьми определенного возраста.
Рассмотрим в качестве примера игру «Садовник». Игровая роль садовника предлагается нескольким лицам; все остальные получают роли садовых растений («колокольчик», «роза» и т.д.). Садовники по очереди обращаются к растениям, приглашая их в свой сад, растения могут согласиться или отказать в просьбе, в зависимости от того, удается ли садовнику произнести «любимое» слово растения («спасибо», «пожалуйста» и т.д.). Суть игры в том, что необходимо переселить все растения в свой сад[21].
В том случае, если акцент в этой игре ставится на этических нормах речи (вежливые слова), методика используется в младших классах. Но педагогический акцент можно переместить на «свободу выбора», что обуславливает целесообразность проведения игры в подростковом возрасте, где особые сложности связываются именно с проблемой общения. Переместив смысловой акцент на «ценность автономного мира личности», педагог методику использует в работе со старшеклассниками.
Рассмотрим примерное разбиение игр по возрастным ступеням в зависимости от их идеи, то есть формулирующегося ценностного отношения[22]. Для выпускников школы полезны игры под общим названием «Я – стратег своей жизни». Для старшеклассников интересны игры, которые направлены на жизнь как объект осмысления «Я и природа», «Я и моя социальная роль» и т.д. С подростками полезно проиграть методики из раздела «Я в обществе», «Каким видится мое Я». Дети начальной школы с удовольствием играют в игры, направленные на освоение правил поведения, «Предметы вокруг меня» и т.д.
Отбор игр необходимо проводить с учетом уровня общего социального развития детей, особенностей конкретной группы, а также конкретные обстоятельства и условия, взаимоотношения в группе и т.д. Так, к примеру, если взаимоотношения в группе отличаются низким уровнем культуры, то целесообразно использование игр, упражняющих детей в добром, открытом отношении. Если же формирование добрых и уважительных взаимоотношений имело место в предыдущие годы и дети имеют опыт таких отношений, то можно продвигаться дальше по ступеньке вверх.
Не менее важен и самокритичный анализ проведенной игры, помогающий варьировать игру в дальнейшем, обогащать ее новыми материалами.
Любое событие в детской группе, любые социальные отклонения в отношениях, с легкостью можно корректировать с помощью игровых методик. Необходимо отметить широкие возможности формообразований игровых методик, которые могут осуществляться каждым педагогом.
Анализ, проведенный в рамках первой главы, позволяет сделать следующие выводы:
- игра представляет собой сложный феномен, необходимый для воспитания и развития взрослых и детей. Она объединяет практически все уровни бытия человека и общества и выполняет целый ряд функций;
- существует огромное количество исследований сущности, значения и функций игры в ее различных проявлениях в рамках разных сфер (культурология, философия, психология, педагогика и т.д.);
- особое внимание уделяется рассмотрению игры как основного метода развития и воспитания дошкольников, так как именно данный вид деятельности является ведущим в рассматриваемом возрасте;
- игра представляет собой неоднородное явление, в связи с этим выделяются различные классификации детских игр (по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, используемому игровому материалу и т.д.);
- знание классификации игр и особенностей каждого вида игры является очень важным, так как дает возможность определить то, как можно влиять на детские игры и усиливать их воспитательное воздействие.
2. АНАЛИЗ ИГРЫ КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой в работе всех физиологических систем организма: сердечнососудистой, нервной, эндокринной, опорно-двигательной. Дети в этом возрасте очень быстро прибавляют в весе и росте, характерным является также изменение пропорций тела. Существенные изменения касаются и высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетнего ребенка по своим характеристикам в большей степени приближается к тем показателям, которые имеет мозг у взрослого человека. Организм ребенка старшего дошкольного возраста свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, которая предполагает несколько более интенсивные физические и умственные нагрузки.
В рассматриваемом возрасте осуществляется закладка основ будущей личности ребенка. Происходит формирование устойчивой структуры мотивов, появляются новые социальные потребности, к примеру, потребность в признании и уважении со стороны взрослых, стремление выполнять важную для них деятельность. Наблюдается потребность в признании со стороны сверстников, старшие дошкольники очень активно проявляют интерес к коллективным формам деятельности[23].
Старший дошкольный возраст характеризуется возникновением у ребенка потребности поступать в соответствии с этическими нормами и правилами, формируется новый тип мотивации – основа произвольного поведения. Дети усваивают определенную систему социальных ценностей, правил поведения и норм. В соответствии с этим, в некоторых ситуациях старшие дошкольники уже способны сдерживать собственные желания. Старшие дошкольники перестают быть непосредственными и наивными, так как в их сознании происходит дифференциация (разделение) внешней и внутренней жизни.
Одно из наиболее важных достижений старшего дошкольного возраста – это осознание собственного социального «Я», формирование определенной внутренней социальной позиции. В ранние периоды своего развития дети не отдают себе отчет в том, какое место занимают в жизни. По этой причине у них нет и осознанного стремления измениться. Если новые потребности, которые возникающие у детей раннего возраста, не находят реализации в рамках их образа жизни, то это вызывает своеобразный неосознанный протест и сопротивление. Старший дошкольник впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, а также тем, каковы его реальные желания и возможности. Появляется достаточно ясно выраженное стремление, направленное не то, чтобы занять новое, в большей мере «взрослое» положение в жизни. Ребенок стремится принимать участие в новой важной для других людей деятельности.
Ребенок начинает осознавать собственное место среди окружающих людей, у него формируется внутренняя социальная позиция, а также стремление к новой социальной роли, соответствующей его потребностям. Ребенок начинает осознавать и обобщать переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успехам и неудачам в деятельности (одним детям свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, для других же важнее всего избежать неприятных переживаний и неудач)[24].