Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи, компетенция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 2024

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц являются, как правило, их заявления (рапорт) или непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Содействие органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в обеспечении безопасности сотрудника или его близких может выразиться в осуществлении (совместно со спецподразделением или самостоятельно) предусмотренных законом мер безопасности.

К ним Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» отнесены: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. Объем мер, необходимых для обеспечения безопасности, определяется в каждом конкретном случае с учетом складывающейся обстановки.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом, ее обеспечивающим, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер, сроков их осуществления, а в необходимых случаях и органов, привлекаемых для содействия обеспечению безопасности. Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-разыскных мероприятий, взаимодействия с другими подразделениями определяется ведомственными нормативными актами.

Подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут эффективно исполнять перечисленные выше обязанности, будучи наделенными для этого соотносимыми с ними правами, определенными в ст.15 ФЗ «Об ОРД».

Права органов, осуществляющих ОРД – это полномочия, которыми наделяются соответствующие службы только в целях решения задач оперативно-разыскной деятельности, определённых ст. 2 ФЗ «Об ОРД».

Нужно заметить, что в ст. 15 ФЗ «Об ОРД» перечислены далеко не все права подразделений ОВД, осуществляющих ОРД, так ст. 11 Закона РФ «О милиции» дополняет перечень полномочий.

В ст. 15 ФЗ «Об ОРД» законодательно закреплены следующие права подразделений ОВД, осуществляющих ОРД, в целях решения задач ОРД:

1. Право проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица.


Под гласным проведением оперативно-разыскных мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих ОРД, без сокрытия, во-первых, самого факта осуществления каких-либо действий, а во-вторых, лиц, имеющих отношение к оперативным подразделениям ОВД, личности оперативных сотрудников, ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых действий.

Негласное проведение ОРМ предполагает сокрытие от заинтересованных объектов (разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых и др.) факта осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих (оперативные работники, лица, оказывающие содействие ОВД и др.)

Некоторые из оперативно-разыскных мероприятий могут осуществляться только негласно (например, оперативное внедрение, контролируемая поставка и др.). Негласность осуществления оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивая принцип конспиративности, позволяет более эффективно решать задачи по борьбе с преступностью. Оптимальное же сочетание гласных и негласных мер обеспечивает использование фактических данных, полученных в ходе оперативно-разыскных мероприятий, для доказывания по уголовным делам.

В ст.15 ФЗ «Об ОРД» оперативным подразделениям органов внутренних дел предоставлено право на изъятие в ходе оперативно-разыскных мероприятий предметов, материалов и сообщений, имеющих значение для решения задач оперативно-разыскной деятельности.

Под предметами следует понимать любое материальные объекты, имеющие значение для решения задач ОРД либо имеющие признаки вещественного доказательства. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления, содержит следы преступника, изъят из гражданского оборота (оружие, наркотические средства) и по другим причинам.

Под материалами здесь подразумеваются, прежде всего, документальные источники (носители) информации, содержащие сведения, представляющие оперативный интерес, либо имеющие значение для целей уголовного судопроизводства.

Сообщения – это источники информации, которые передаются, по средством каналов связи (почтовых, электрических), а также такая информация в электронном виде, извлекаемая из технических средств.

Изъятие указанных объектов может быть гласным либо негласным и осуществляться в целях:

а) обеспечения их сохранности до наступления момента использования в уголовном процессе (в доказывании по уголовным делам);

б) исследования;


в) исключения их использования при совершении преступлений (т.е. возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, а также угроз государственной, военной, экономической или экологической безопасности России).

Изъятие не является самостоятельным оперативно-разыскным мероприятием. Оно осуществляется как бы попутно в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, перечисленных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД».

Об изъятии предметов и материалов в ходе оперативно-разыскных мероприятий в рапорте (справке) о его проведении делается обязательная запись с описанием изъятого (по правилам предметоописания) и указанием на условия их изъятия, упаковки и хранения.

В случае изъятия указанных объектов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (например, на тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища), необходимо соблюдение двух условий: вынесение постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскные мероприятия, получение разрешения судьи.

Право на прерывание предоставления услуг связи и изъятие сообщений возникает у подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в случае передачи по контролируемым каналам связи информации, распространение которой представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Технические вопросы прекращения связи определяются ведомственными нормативными актами.

Действия по изъятию сообщений и прерыванию услуг связи объединяет в одну группу то, что они преследуют единую цель- недопущение получения соответствующей криминальной информации адресатом.

2. Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать

содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность.

Данное право обеспечивает оперативным подразделениям ОВД возможность вступать в гласные и негласные (конфиденциальные) отношения сотрудничества с лицами (гражданами России, иностранцами и лицами без гражданства), основанные на доверительности, а при необходимости и на конспиративности, направленные исключительно на решение задач ОРД.

Установление отношений сотрудничества между оперативными подразделениями ОВД и физическими лицами обусловлено тем, что собственные (личные) возможности оперативных работников в получении необходимой информации ограничены. Законодатель, разрешая наем частных лиц, имеющих возможность содействовать оперативным аппаратам в подготовке либо осуществлении ОРМ, определил, что он может производиться как при условии оплаты либо предоставления иных услуг за оказанное содействие (возмездное содействие), так и на основе других мотивов (лояльность, патриотизм, искреннее желание помочь в защите собственных жизни, здоровья, имущества, а также прав, свобод и интересов своих близких и др.), т.е. в этом случае отношения сотрудничества могут иметь безвозмездный характер. Но в обоих случаях конфидент получает право на конфиденциальность отношений, означающее, что сведения о его личности становятся государственной тайной и огласке не подлежат.


Формы такого сотрудничества могут быть различными и во многом зависят от возможностей конфидента (личных, деловых) и конкретных задач, решаемых тем или иным оперативным аппаратом ОВД в пределах своей компетенции.

Категории конфидентов, порядок их найма и руководства ими определяют ведомственные нормативные акты МВД России, регламентирующие организацию и тактику оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.

3. Использование в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебных помещений, имущества предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилых и нежилых помещений, транспортных средств и иного имущества частных лиц также является законным правом оперативных аппаратов ОВД (п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «Об ОРД»).

Необходимость использовать это право возникает у органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в силу потребности как в доступе, так и пребывании (кратковременном или длительном) в помещениях, принадлежащих физическим или юридическим лицам, с целью подготовки либо осуществления оперативно-разыскных мероприятий (их комплексов и операций). Это могут быть организация засады, наблюдение за объектом, конспиративная встреча и др. В ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности у сотрудников оперативных подразделений возникает необходимость в использовании для этих же целей транспортных средств и вещей.

Законодатель установил форму реализации такого права - заключение договора либо устное соглашение об аренде зданий, сооружений, транспортных средств и имущества.

Договор (соглашение), в соответствии со ст.158 и др. ст. ГК РФ, может быть заключен только на основе согласия лиц, являющихся собственниками имущества либо имеющих законное право владения или распоряжения им, в письменной и устной форме.

4. Соблюдение принципа конспирации в ходе проведения оперативно-разыскной деятельности требует принятия целого ряда мер, направленных на сокрытие факта осуществления, истинной сущности оперативно-разыскных мероприятий, а также лиц, в них участвующих. В связи с этим законодатель наделил подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, правом использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.


Главное назначение этих мер заключается в сокрытии (зашифровке) личности субъектов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Тем самым обеспечивается их перевоплощение в обычных граждан, в т.ч. и тех, личностные особенности которых обеспечивают их проникновение в криминальную среду. Такая зашифровка требует особого качества и может включать в себя: выбор легенды прикрытия, определение соответствующей линии поведения, обеспечение необходимыми документами, проведение мер по убеждению окружающих в истинности легенды.

Наряду с зашифровкой личности субъекта оперативно-разыскной деятельности (сотрудника оперативного подразделения либо граждан, сотрудничающих с ним на конспиративной основе) органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, имеют право зашифровать принадлежность к тому или иному оперативному аппарату создаваемых ими предприятий, иных юридических лиц, под прикрытием которых действуют оперативные сотрудники. Документы прикрытия, являясь одним из условий эффективности оперативно-разыскных мероприятий, а также гарантией безопасности лиц, их осуществляющих, могут быть использованы только в целях решения задач оперативно-разыскной деятельности. Степень зашифрованности объекта периодически проверяется.

5. Для реализации задач оперативно-разыскной деятельности подразделения ОВД наделены правом создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения.

Названные объекты позволяют скрыть принадлежность к оперативным аппаратам сотрудников ОВД и других лиц, использующих разведывательные методы добывания оперативно-значимой информации, создают оптимальные организационные предпосылки для борьбы с опасными преступлениями.

Предприятия, учреждения, организации и подразделения, создаваемые органами, осуществляющими ОРД, могут носить легендированный характер, т.е. функционировать под вымышленным названием и соответствующей правдоподобной легендой. Такие организации создаются для решения частных задач ОРД. Например, для проведения оперативного эксперимента по выявлению лиц, совершающих мошеннические действия в отношении коммерческих структур, может быть создано легендированное предприятие, целью которого будет выявление и изобличение преступников данной категории.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»).