Файл: Право собственности на землю.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Земля является особым объектом правоотношений, обладая высокой материальной и социальной ценностью. Существование многообразия земельных правоотношений во многом обуславливается особым статусом земельных участков, закрепленным законодательством специальным порядком распоряжения земельными участками, недостаточной нормативной урегулированностью вопроса, связанного с разграничение государственной собственности на землю. Право собственности на землю признается особым видом вещного права.

Земельное законодательство не является статичным, поскольку оно требует своего совершенствования. Очередные инициативы законодателя в Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ[1] (далее – ЗК РФ), вступившие в силу с 01.03.2015 года, имеют существенное значение для правового регулирования земельных правоотношений. В частности, ст. 6 ЗК РФ была добавлена положением, дающим определение земельного участка, чего не было ранее.

Собственник земли правомочен самостоятельно распоряжаться объектами собственности и вправе их продать, сдать в аренду, отдать в собственность другому субъекту гражданских правоотношений на безвозмездной основе и т.д. Действующее законодательство допускает возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц за плату. При этом, по общему правилу, такое предоставление осуществляется на платной основе, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Вопросу изучения правовой природы и содержания права собственности на землю в отечественной науке уделено довольно пристальное внимание, однако можно отметить неоднозначное понимание правовой природы данного правового института, чему во многом способствует несовершенство норм гражданского и земельного законодательства, а также противоречивость судебной практики.

Объектом настоящей работы выступает изучение общественных отношений, которые возникают в сфере права собственности на землю.

Предметом работы являются нормы российского законодательства, которые регламентируют правовой режим права собственности на землю

Целью работы является изучение нормативно-правовых актов и научных исследований, различных аспектов теоретического и практического характера в сфере права собственности на землю.

Поставленная цель работы обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:


1) определить понятие и сущность права собственности на землю;

2) рассмотреть субъекты и объекты права собственности на землю;

3) исследовать основания возникновения права собственности на землю;

4) выявить основания возникновения права собственности на землю.

Теоретическую основу данного исследования составили труды таких ученых и исследователей рассматриваемого вопроса, как А.П. Анисимова, И.А. Емелькиной, П.С. Петровской, О.С. Петровской, Е.А. Суханова и других.

Методологической основой исследования послужили общенаучный метод познания, исторический, формально-логический, методы сравнения и анализа.

Структурно работа включает введение, 4 раздела, заключение и список использованных источников и литературы.

1. Понятие и сущность права собственности на землю

Новый этап развития отечественного законодательства в сфере гражданско-правового регулирования права собственности на землю связан со становлением новой российской государственности и принятием Конституции РФ[2], части первой[3] и второй[4] Гражданского кодекса РФ.

Как пишет П.В. Крашенинников, «Конституция Российской Федерации 1993 г. отнесла признание и защиту частной собственности, равно как и других ее форм, к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами»[5]. Право частной собственности на землю, установленное Конституцией РФ, закрепляется за всеми гражданами РФ, однако объем правомочий собственника устанавливается государством.

Закрепление права частной собственности на землю повлекло за собой необходимость внедрения элементов регулирования частноправового характера. В тоже время, как отмечает Н.А. Колоскова, «понятие права частной собственности на землю сформулировано не так давно»[6]. Советская власть допускала существование исключительно государственной собственности. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки впервые было закреплено ст. 6 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР»[7], которая устанавливала возможность нахождения земельных участков помимо государственной собственности в частной собственности и собственности общественных объединений (организаций).


Собственность и право собственности следует рассматривать как содержание и форма одного и того же явления. По данному вопросу С.С. Алексеев отмечает, что «собственность по самой сути складывающихся отношений - это и право собственности. Собственность «без права на нее» теряет какой-либо смысл, основы своего существования»[8]. Собственник обладает правом полного господства над вещью. Как отмечает Ю.Н. Андреев, категория собственность – «это экономическая и политическая основа цивилизованного общества и государства, институтов политической власти и демократии, гарантия достойного существования человека»[9].

Право собственности является наиболее полным из всех прав на землю. Тем не менее, господство собственника над своей вещью - земельным участком не является абсолютным и ограничивается в публичном интересе. В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. По верному утверждению Н.Ю. Маринчак, «право собственности на земельные участки является особым видом вещного права»[10]. При этом, глава 17 ГК РФ называется «Право собственности и иные вещные права на землю». В этой связи Г.В. Савенко предлагает заменить данную главу наименованием «Право собственности и иные вещные права на земельные участки», поскольку государственная регистрация и право собственности у лица возникает на определенный земельный участок[11].

Статья 36 Конституции РФ провозглашает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правомочия собственника в отношении земельных участков включают в себя следующие три составляющие: правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Согласно ч. 1 ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Под правомочием владения необходимо понимать основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве, фактически и физически обладать им.


Правомочия по пользованию предполагают возможность эксплуатации имущества, а также извлечения полезных свойств вследствие использования имущества.

Распоряжение предполагает возможность определения юридической судьбы имущества посредством изменения его принадлежности, состояния или назначения. Земельный участок как объект гражданских отношений может выступать предметом не только договора купли-продажи как самостоятельный объект, но и различных иных договоров с соблюдением требований действующего законодательства и т.д. В соответствии с положениями действующего законодательства на стороне арендодателя могут выступать только собственники земельного участка. На стороне же арендатора может выступать любое лицо, заинтересованное в пользовании имуществом на основании договора аренды, в том числе и иностранные граждане.

В тоже время К.И. Скловский придерживается мнения, что «содержание права собственности, помимо владения, пользования и распоряжения, входит бесконечное множество других собственнических правомочий, а триадный перечень не имеет универсального значения»[12].

Как замечает М.Г. Геворкян, «несмотря на то, что собственность является материальным фундаментом свободы индивида, право частной собственности не является абсолютным и может в определенной степени быть ограничено в публичных интересах»[13], что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ[14].

В отличие от ранее действовавшего законодательства, которое в сфере правового регулирования земельных отношений было построено на общедозволнительных указаниях, сегодня сфера земельной собственности опирается на разрешительный тип регулирования, который закреплен ст.ст. 129, 209 ГК РФ, и в наибольшей степени затрагивает такое полномочие собственника как распоряжение земельным участком. Так, ч. 3 ст. 209 ГК РФ закрепляет положение о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Касательно такого правомочия как распоряжение земельным участком обратим внимание на то обстоятельство, что граждане и юридические лица наделены им в ограниченном порядке, что проявляется в отношении тех земельных участков, которые ограничены в обороте или изъяты из оборота. Согласно части 6 статьи 95 ЗК РФ земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.


В силу положений ч. 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в собственность граждан и юридических лиц как за плату, так и не безвозмездной основе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Как высказывается А.В. Винницкий, «предоставление государственного и муниципального имущества в собственность частным лицам в целях удовлетворения их экономических потребностей выглядит обоснованным и не подрывает материальную основу для осуществления публичных функций и в тех случаях, когда соответствующие активы, не изъятые из оборота, фактически не ограничены либо возобновляемы»[15].

Поскольку земельные участки как недвижимое имущество является специфическим объектом гражданских прав, необходимо обеспечение устойчивых прав на данное имущество и установления специального порядка распоряжения им. В этой связи ст. 131 ГК РФ предусматривает обязательность государственной регистрации права собственности. В силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[16] государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Право собственности на землю является относительно молодым правовым институтом для России, поскольку на протяжении многих лет он ограничивался правомочиями по владению землей на праве частной собственности. Безусловно, что данное обстоятельство не могло отрицательным образом отразиться на правовом регулировании правоотношений, возникающих в связи с возникновением и прекращением права частной собственности на землю.

2. Субъекты и объекты права собственности на землю

Субъектами права собственности на землю (как личной, так и совместной) могут выступать любые лица вне зависимости от того, физическое либо юридическое это лицо, поскольку действующее законодательство не содержит никаких ограничений по субъектному составу. Поэтому земельные участки могут находиться не только в собственности государства, но и принадлежать государству наряду с другими сособственниками. Так, в соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.