Файл: Права и свободы человека и граждан: история и современность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не отказываясь от классового принципа, Конституция 1925 г. существенно смягчает формулировки норм о насилии, подавле­нии, уничтожении «паразитических» слоев общества, а положе­ния о мировой революции и интересах всего человечества во­обще исключаются из ее текста. Конституция стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Основному закону 1918 г.

Права человека, провозглашенные в Конституции 1925 г., во многом похожи на те права, которые уже были закреплены в Конституции 1918 г., но юридически они лучше сформулиро­ваны. Тем не менее все эти права по-прежнему предоставлялись только трудящимся, основная цель закона оставалась неизмен­ной – искоренение нетрудовых элементов. Так, в ст. 4 закреплялась свобода совести в точно такой же формулировке, как и в ст. 13 Конституции 1918 г.1 В ст. 52 закреплялась свобода выражения мнений только для рабочего класса и крестьянства, уничтожалась зависимость печати от капитала, т. е. и эта статья новой Консти­туции в точности копировала ст. 14 Конституции 1918 г. Статьи 6 и 7 Конституции 1925 г. предоставляли всем рабочим и крестья­нам свободу собраний и союзов.

Российская Конституция 1993 г. гарантирует несколько кате­горий прав человека. К числу личных прав (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью че­ловека к государству) относятся право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ч. 1 ст. 21), право на безопасность (ч. 2 ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека (ч. 2 ст. 24), право на неприкосновен­ность жилища (ст. 25), право на определение и указание своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26), право на пользова­ние родным языком (ч. 2 ст. 26), право свободно передвигать­ся, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27) право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвра­щаться (ч. 2 ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на информацию (ч. 4 ст. 29).


Глава 2. Понятие, содержание и классификация прав и свобод человека.

2.1. Понятия прав и свобод человека.

Право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница только в том, что права предполагают регламентацию порядка их существования, а свободы предполагают, что человек сам выбирает пути, способы и средства ее реализации. Порядок и объем реализации прав в большинстве случаев регламентируются. Свобода же чаще всего рассматривается как область человеческого поведения, в которую государство не вмешивается. Попытки дать определение термину "свобода", начиная от французских просветителей XVIII века, сводились в основном к защите общества (и соответственно индивидов) от покушений на нее со стороны

государства.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижения данного общества, показателем его цивилизованности. Этот показатель служит средством доступа индивида к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления и в то же

время — это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, независимости.

Права человека являются неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества. Среди духовных ценностей современного мира они занимают одно из наиболее значимых мест.

Права человека с точки зрения международного права - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Естественно, различные общества имеют различные социально-экономические возможности для обеспечения прав человека. Но взгляды государств на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальном законодательстве, как правило, совпадают. Реальное же обеспечение этих прав может быть различным и зависит от уровня развития данного общества, от его национальных, религиозных и других особенностей. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

Права человека являются высшей ценностью человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия. Права человека по своей природе - это:


- неотъемлемые свойства и возможности, устанавливающие сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию, закрепленные в правовых нормах;

- установленные правом пределы осуществления государственной власти с целью предотвращения неоправданного вмешательства государства в сферу прав и свобод человека;

- правовая защита жизненных интересов человека, осуществления его наиболее существенных благ;

- стабилизатор отношений в обществе на основе выработанных международным сообществом общепризнанных международных стандартов в области прав человека;

Таким образом, права человека - это система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами) и, во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права).

2.2 Содержание прав и свобод человека.

Перечисленные выше различные составляющие понятия "права человека" свидетельствуют о том, что эти права являются комплексным социальным явлением, в котором концентрируются разнообразные формы социальной действительности и общественного сознания. Соответственно можно выделить

несколько основных аспектов прав человека, составляющих содержание прав человека.

1. Международный аспект содержания прав человека заключается в неразрывной связи с обеспечением мира и безопасности народов.

2. Нравственный аспект содержания прав человека связан с идеей неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, в основе которой лежит естественно-правовая доктрина, ориентированная на нравственные ценности, на уважение достоинства человека. Центральным понятием современной концепции прав человека является понятие "человеческое достоинство". Достоинство человека - это главный мотив и оправдание существования прав и свобод. Именно для защиты человеческого достоинства формулируются те или иные права и свободы.

Утверждение достоинства индивида в обществе требует предоставления ему прав и определенной степени свободы.

Основным компонентом нравственной культуры являются объективные нравственные ценности, установки и нормы, ориентации, позволяющие оценить соответствие или несоответствие поступков людей интересам развития общества.


3. Политический аспект содержания прав человека заключается в том, что они неотъемлемы от демократии и составляют необходимое условие, цель и смысл всех демократических институтов власти. Существующий кризис прав человека в значительной степени обусловлен также нарушением демократического принципа формального равенства, связанного с резким размежеванием общества по материальному принципу. Социально уязвимые слои населения практически обладают только правом участия в голосовании при выборах в представительные органы, причем такое голосование бывает нередко автоматическим, неосознанным либо осуществляется под прессом пиаровских акций. Кризису прав человека способствует также открыто провозглашаемое некоторыми государствами стремление насаждать демократию в тех странах, которые по тем или иным причинам отнесены к "оси зла". Такая насильственная демократизация, как показывает опыт, приводит к трагедии целых народов. Признание государства недееспособным в деле обеспечения уважения и соблюдения прав человека дает государствам, определяющим такую недееспособность других государств, право на гуманитарную интервенцию.

4. Социально-экономический аспект содержания прав человека связан с тем, что они определяются социальными и экономическими условиями существования общества. Включение в целый ряд международно-правовых документов, в частности во Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, таких социально-экономических прав человека, как право на справедливые и благоприятные условия труда, право на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, гарантирует свободу труда, всестороннее развитие личности и достойный уровень жизни. Социально-экономический аспект содержания прав человека неразрывно связан с понятием социальной справедливости. Провозглашение равенства граждан перед законом является колоссальным шагом вперед в сфере не только социального равенства, но и социальной справедливости. Однако в некоторых современных государствах это равенство и справедливость соблюдаются далеко не всегда и не полностью. Все возрастающее социальное неравенство в распределении материальных и духовных благ в наше время все еще заставляет говорить о торжестве социальной несправедливости, о нарушении социально-экономических прав человека.


2.3 Классификация прав человека.

Права человека различают по степени важности, по источникам, по сфере жизнедеятельности, по особенностям правового статуса субъектов, по времени возникновения, по возможности ограничения, по способу реализации и т.д. Всем классификациям присуща такая черта, как условность, поскольку отдельные права могут быть отнесены к двум и более группам.

  1. По степени важности (обязательности) выделяют основные (фундаментальные) и дополнительные (остальные, не основные) права.

Фундаментальные права и свободы человека - это те права, которые закреплены в основных международных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), и в основном законе государства (например, право на жизнь, запреты пыток или унижающего человеческое достоинство обращения, рабства, свобода мысли и религиозных убеждений и т.д.). Фундаментальными данная категория прав называется потому, что они являются жизненно важными и наиболее значимыми как для отдельных индивидов, так и в целом для общества и государства.

Основные права в дальнейшем, как правило, развиваются в конкретных нормах. Дополнительные права конкретизируют основные права в той или иной сфере жизни и являются производными от них.

Дополнительные права в отличие от фундаментальных прав и свобод, которые закрепляются за каждым, связаны с приобретением лицом того или иного статуса: работающего, учащегося, пенсионера, покупателя, собственника имущества, изобретателя, наследника, истца или ответчика, арендатора, кредитора и т.п. Часто классификация прав человека на основные и иные права является проблемой. Это связано с тем, что нет строгого критерия деления, формально определенного перечня основных прав; более того, в международном праве не существует определения основных прав.

По субъектам права и свободы классифицируют на: права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает из дуализма гражданского и политического общества. Человек - существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл. Объем прав, входящих в правовой статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве представителя гражданского общества, т.е. человека, или в качестве представителя политического общества, т.е. гражданина. Как член гражданского общества (как биологическое, физическое существо) индивид обладает равными правами со всеми другими людьми не только в своей стране, но и в мире. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством. В последнем случае человек равноправен только с теми, кто также является гражданином данной страны, объем их прав и обязанностей больше, чем у тех, кто к этому государству не принадлежит. Как правило, разграничение прав на права человека и гражданина закрепляется в конституциях.