Файл: Права и свободы человека и граждан: история и современность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Права человека в Российской империи (ХVIII-ХХ века)

В первой четверти XVIII в. в России установилась абсолют­ная монархия. Создатель Российской империи Петр I получил в управление сильное государство и бесправное население. Од­нако его реформаторская деятельность была направлена на то, чтобы еще более укрепить государственную власть и сделать ее всесильной. Объем прав человека должен был определяться толь­ко исходя из интересов государства.

Ограничиваются свободы дворян, горожан и в других отношениях: государство регламен­тирует даже элементы одежды, в которую должны обряжаться не только сами госслужащие, но и члены их семей строго в соот­ветствии с чином согласно Табели о рангах. За шляпку, надетую «не по чину», даму могли задержать на проспекте и препроводить в полицейский участок. Даже формы и виды свободного время­препровождения определялись государственными предписания­ми: в качестве обязательного вводилось табакокурение. Наиболее одиозным в истории наступлений Петра на гражданские свобо­ды считается запрещение дворянам и горожанам носить бороды, а крестьяне за такую «привилегию» должны были уплачивать особый сбор. Обязательным становилось и образование дворян: неучам запрещалось жениться.

Если император хоть в чем-то видел вы­году для государства, то его ничто не могло остановить. Не указ ему была и церковь, иерархи которой пытались порой выступить заступниками прав человека, так цинично нарушаемых государ­ством.

Повсеместное применение насилия со стороны государства привело к тому, что воля народа к гражданскому сопротивлению и борьбе за свои пра­ва ослабевала в отсутствие малейших успехов на этом пути и вви­ду полной бесперспективности.

После смерти Петра I Россия вступила в эпоху «дворцовых пе­реворотов». Власть преемников основателя империи уже не была настолько сильной и могущественной, как прежде. Дворяне воспользовались моментом и стали добиваться от монарха ослабления того режима, который установил Петр I. Разумеется, они хлопотали о себе, о своих сво­бодах. Пожизненный срок государственной службы был заменен вначале на 30-летний, затем на 25-летний (в 1736 г.), а в начале 60-х гг. Петр III вообще отменил обязательность службы для дво­рян. В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус, выпускники кото­рого – дворяне – получали офицерские звания и теперь не обязаны были, согласно петровской Табели о рангах, начинать службу ря­довыми солдатами. В 1758 г. императрица Елизавета подтвердила исключительное право дворян на владение землей. Таким обра­зом, отмена обязательной военной или другой государственной службы окончательно прекратила зависимость права на владение землей от несения обязанностей в пользу монарха. Дворяне стали не условными землевладельцами (поместье за службу), а полно­правными собственниками земельных угодий.


Помещики сами творили суд и расправу над своими крестья­нами. Формально они не имели права лишать их жизни, но если таковое случалось, то дворян за это, как правило, не наказывали. Именно в период расцвета «вольностей» российского дворянства наибольшего масштаба достигла торговля людьми, т. е. крестья­нами. Дворянские «свободы» и абсолютное бесправие и неза­щищенность крестьян вылились в появление в российских по­местьях настоящих деспотов и даже садистов, которые творили ничем не ограниченный произвол, вмешиваясь в совершенно личные, интимные сферы жизни крестьян. «Право первой ночи», насилия, принудительное заключение брака по выбору барина, глумление и издевательства самодуров-помещиков были неред­ким явлением в жизни российской деревни. Таким образом, если говорить об абсолютном большинстве населения России – кре­стьянах, – ни о каких правах человека в подобных политико-пра­вовых условиях не могло быть и речи.

К началу XIX в. крепостничество становится анахронизмом и позором России. Очевидно, что дальнейшая безудержная экс­плуатация крестьян, достигшая к тому времени возможного мак­симума, ведет экономику в тупик и препятствует развитию про­мышленности. С этими моментами было тесно связано и правовое положение крестьян. Правительство начинает предпринимать отдельные шаги по смягчению этого положения и пытается за­щитить крестьян от крайних форм произвола помещиков. В пра­вящих кругах вызревает мысль о том, что государство напрасно отказалось от некоторых своих функций, отдав помещикам-дво­рянам на откуп судьбу большинства населения империи. В 1797г. барщина была сокращена до трех дней в неделю, в 1808 г. по­мещикам запретили торговать людьми на ярмарках как скотом, с 1809 г. помещики уже не могли своим решением отправлять крестьян на каторгу. Самым заметным актом, предоставившим крестьянам возможность получить освобождение от феодального крепостничества, был Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Со­гласно этому документу, крестьяне могли, по соглашению с поме­щиком, выкупать свою свободу и землю. Правда, Указом смогли воспользоваться очень немногие. Возникновение и развитие но­вого капиталистического уклада привело к появлению крестьян, занимающихся предпринимательством и торговлей. И то, что этот класс людей продолжал оставаться в положении крепост­ных, выглядело совершенно ненормальным. В обществе и даже в правительственных кругах заговорили о назревшей необходи­мости отмены крепостного права. Указ 1842 г. об обязанных кре­стьянах позволял помещикам освобождать крепостных с землей на условиях выполнения ими определенных обязанностей перед бывшими владельцами. Этот Указ интересен тем, что в спорных случаях конфликт разрешало государство, т. е. крестьянин полу­чал право обжаловать действия помещика. А Указ 1846 г. пря­мо говорит о возможности для крестьян покупать свою свободу за деньги. Эти акты можно считать даже неким прорывом: после эпохи полного бесправия крестьян чуть ли не впервые говорится об их правах, и эти права берется защищать государство. Однако такие шаги не имели под собой какой-либо правовой концепции: они были ситуативными, т. е. вызванными насущными экономи­ческими потребностями. О правах человека как о самостоятель­ной ценности, о правовом государстве никто в политической эли­те не задумывался.


Впервые в России этот вопрос теоретически и программно обсуждался в тайных обществах декабристов. Считается, что за­граничный поход русской армии в продолжение Отечественной войны 1812 г. серьезным образом повлиял на образ мыслей пере­довой части гвардейского офицерства. Сравнивая ситуации с пра­вами человека в Европе и России, прогрессивно настроенные дворяне ужасались той степени бесправия, в которой находилось население России, и признавали такое состояние «дикостью». В программных документах декабристов предусматривалось полное равенство всех граждан России в правах. Однако выступление членов общества не имело успеха и не вызвало широкой народной поддержки не только из-за организационных ошибок руководителей. Несмотря на отдельные антикрепостнические выступления, российские крестьяне к этому времени были на­столько забиты и придавлены своим бесправным положением, что у подавляющего большинства из них не возникало и мысли о возможности достижения свободы путем борьбы за нее.

Реформы 60-х гг. значительно расширили права населения Российской империи. Особенно заметный прирост объема прав произошел у бывшего крепостного крестьянства. Кроме того, что оно получило право на личную свободу, крестьяне (в соста­ве общины) становились собственниками земли. Превратившись в «свободных сельских обывателей», они отныне могли свободно вступать в брак, заключать договоры, приобретать землю и не­движимость, заниматься торговлей и предпринимательством, вы­ступать в суде, поступать в учебные заведения и даже переходить в другие сословия. Значительным шагом вперед в расширении прав человека явились земская и судебная реформы 1864 г. Судеб­ная власть объявлялась независимой, вводился суд присяжных заседателей. В итоге реформ в России сложились возможности отстаивать права человека не только в форме крестьянских войн и отдельных бунтов, но и в легитимных правовых формах, в суде. Эти реформы явились реальным значительным – пусть и первым осознанным – шагом на пути к построению правового государ­ства в России.

Контрреформы 80-х гг. серьезно затормозили прогрессивные тенденции в сфере права, но полностью остановить начавшийся процесс не смогли. В дело вступили общественно-политические организации, которые существенно отличались по масштабам и влиянию от тайных кружков предыдущих периодов. Уже само название начавшегося движения – «народничество» – говорит о том, что эти организации хотели вовлечь в борьбу за права че­ловека широкие народные массы. Правда, «хождение в народ», предпринятое в 1874–1875 гг., провалилось, показав, что тема прав человека еще не может найти благодатной почвы в крестьян­стве. «Разбудить» сельское население в этом смысле у народни­ков не получилось. Однако общественно-политическое движение 70–90-х гг. подготовило создание в России политических партий, в программах которых отводилось место и вопросам защиты прав человека.


Зарождающиеся и пока еще нелегальные политические пар­тии в большинстве своем выдвигали в своих программах соци­ально-экономические требования. Однако либеральные партии и прежде всего будущая Конституционно-демократическая пар­тия народной свободы значительное место отводили вопросам прав человека: кадеты считали завоевание гражданских и поли­тических свобод главным вопросом предстоящих преобразова­ний. Достижение этих свобод либералы видели на путях реформ сверху. Однако царский режим оказался неспособен поступать согласно вызовам времени и не сделал необходимых и назревших шагов по расширению прав человека и превращению подданных Российской империи в свободных граждан. В стране вспыхнула революция. Первая русская революция была во многом стихийным явле­нием, но различные политические партии пытались придать ей то направление, которое они считали главным. Тем не менее ни со­циал-революционеры, ни социал-демократы, исходившие из ин­тересов низших социальных классов, не смогли добиться своих максималистских целей: радикально решить аграрно-крестьян­ский вопрос или добиться захвата власти. Кадеты же выступали в революции как выразители не классовых, а общенародных ин­тересов. Успех лозунгов этой партии и ее союзников показал, что на повестке дня стояли именно вопросы предоставления широких гражданских прав населению страны. Царизм пошел на уступки, и главным завоеванием революции стали свобода слова, свобода создания союзов и организаций, свобода совести и возможность участвовать в выборах законодательного органа страны – Госу­дарственной Думы.

1.4. Становление прав и свобод человека в СССР и современной России.

Права человека и выборы в Российской империи в начале ХХ в. были признаны под влиянием и давлением масс и в предельно ограниченных размерах. Первая русская революция 1905–1907 гг. привела к созданию Государственной Думы и принятию Основ­ных государственных законов Российской империи 1906 г.

Некоторые либералы начала ХХ в. называли Основные го­сударственные законы 1906 г. конституцией. Однако так дума­ли не все. Уступки, на которые пошел Николай II под напором революционного движения, были минимальными. В Основные законы была включена глава вторая «О правах и обязанностях российских подданных».[5] Следует отметить, что изначально все граждане России назывались подданными, и в первую очередь в этой главе перечислялись их обязанности по отношению к пре­столу: воинская повинность (ст. 28 Основных государственных законов Российской империи 1906 г.), отбывание других повин­ностей, уплата налогов и сборов (ст. 29) Затем в данной главе закреплялись права человека, которые уже были признаны евро­пейским и мировым сообществом и оспаривать которые россий­ское самодержавие не решалось. Признавались следующие пра­ва: неприкосновенность жилища (ст. 33) и частной собственности (ст. 35), свобода передвижения (ст. 34), свобода мирных собраний (ст. 36) и организаций (ст. 38), свобода мысли и печати (ст. 37), свобода веры (ст. 39). Также устанавливалось, что никто не может преследоваться за преступное деяние иначе как по закону (ст. 30), никто не может быть задержан иначе как по закону (ст. 31), за­кон не имеет обратной силы, если только вновь изданные за­коны не исключают совершенных деяний из числа преступных (ст. 32)3. В главе четвертой Основных государственных законов 1906 г. определялась деятельность Государственной Думы и Го­сударственного Совета, которые были существенно ограничены в своей свободе Государем императором.


Октябрьская революция 1917 г. изменила очень многое. Была установлена советская власть. Советская избирательная система сохранила преемственность по отношению к законодательству Временного правительства. Первым конституционным актом Со­ветской республики стала Декларация прав трудящегося и экс­плуатируемого народа. Проект Декларации написал В. И. Ленин, и 3 (16) января 1918 г. ее первоначальный проект был принят ВЦИК.

Нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную часть Конституции 1918 г. Они наряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудяще­гося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной ча­стью Конституции, так и в разделе Основного закона «Общие положения»1. Конституция предоставила гражданам широкий для того времени круг демократических свобод: свободу сове­сти (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16)2. При этом каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся классовых, в законе нет: все свободы предо­ставляются только трудящимся.

Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные сво­боды, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость пе­чати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг» (ст. 14).

Перечислив права граждан, Конституция называет и важ­нейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться – «Не тру­дящийся да не ест!», а ст. 19 – всеобщую воинскую обязан­ность. В Конституции РСФСР 1918 г. избирательному праву посвящен четвертый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.

Более подробно вопрос прав и свобод человека был рассмотрен в Конституции РСФСР 1925 г. Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Консти­туции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».