Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций. Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т.к. они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)


Цель исследования – изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – процесс проявлений эмоциональных состояний человека.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Рассмотреть понятия эмоциональных состояний и невербальной коммуникации;

2. Описать особенности и виды невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

3. Сделать выводы по проведенному исследованию.

В ходе исследования планируется использовать следующие методы исследования: теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод синтеза информации;

Структура курсовой работы: введение; основная часть, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Изучение основных понятий

    1. Понятие эмоций и эмоциональных состояний

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают [5].

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. [13]

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.


Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции, так же, как и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Опишем основные функции эмоций:

- Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).

- Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).

- Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили).

- Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).

- Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).

- Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).

- Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы) [1].

Свойства эмоций – это:

Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.

Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям

Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.


Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.

Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.

Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты. [16]

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Эмоциональный тон - это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.

Собственно эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [1].

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.


Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Это интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, сплав эмоций, мотивов и чувств, доминирующий над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Объектом страсти может стать человек. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. [9]

Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта. Определённую роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность — высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

    1. Понятие невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей [3].

Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.