Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.

- Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.

- Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.

- Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.

- Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.

- Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.

- Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

- Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами [9].

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

- радость,

- гнев,

- удивление,

- отвращение,

- ужас,

- печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика - это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на рисунке 2.

Рис.2. Значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица

Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.

Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.

Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.

Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.

Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.

Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.

Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.

Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие [7].


Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.

Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.

Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.

О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.

Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.

Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.

Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.

Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.

Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.

Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.

Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично [12].

Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Далее рассмотрим жесты и позы, которые говорят о проявлении эмоциональных состояний.

- Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.

- Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.


- Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.

- Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов:

- Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.

- Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.

- Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции [2].

- Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.

- Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

- Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.

- Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

- Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

- Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.


2.2. Просодические и такесические виды невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Голос.

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса:

- Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

- Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.

- Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

- Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение [7].

Оценивая то, как человек перемещается в пространстве, необходимо обращать внимание на:

- ритм движений;

- скорость ходьбы;

- длину шага;

- «крепкость» поступи – силу надавливания при ходьбе;

- координацию рук и ног;

- положение головы и плеч.

Характеристика походки:

- Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

- Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

- Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

- Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

- Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.


Осанка, как и походка, должна оцениваться, в первую очередь, на основании наблюдения за человеком на протяжении определенного времени, чтобы не ошибиться в интерпретации.

- Ровная спина, расправленные плечи, отсутствие видимого напряжения в теле свидетельствует о том, что собеседник уверен в себе, спокоен и открыт для общения.

- Человек, о котором часто говорят: «Как кол проглотил», скорее всего напряжен, старается держатся слишком прямо, мало жестикулирует. Все это может свидетельствовать о его желании закрыться, поскольку сейчас он не очень уверенно себя чувствует, у него нет желания активно общаться с окружающими.

- Вялая осанка может стать следствием усталости, воздействия на человека длительного стресса. Как правило, его плечи опущены, движения замедленны.

- Спина «горбылем», сутулые плечи и опущенная голова может говорить о неуверенности человека в своих силах и возможностях [13].

Поза собеседника – это положение его тела в пространстве. Ее невозможно оценить лишь по одному элементу, например, по тому, как расположены руки, ноги или голова человека во время общения. Оценивая позу, необходимо рассматривать ее в общем, принимая во внимание и то, как он сидит или стоит, как расположены его руки или ноги, повернулся ли он к нам или наоборот стремится отвернуться.

Все позы можно условно разделить на открытые и закрытые.

Открытые позы свидетельствуют о том, что собеседник готов к приему информации, он способен услышать партнера по общению. Как правило, в этом случае он:

- поворачивается лицом к собеседнику;

- демонстрирует открытые ладони, которые свидетельствуют об отсутствии желания скрыть информацию и готовность ее выслушивать;

- не скрещивает руки и ноги, показывая, что у него нет необходимости защищаться от партнера по общению;

- смотрит в глаза;

- улыбается или, как минимум, не насупливает брови и не морщит лоб;

- наклоняется вперед, сокращая дистанцию между собой и собеседником.

Но если вдруг в процессе общения человек начинает изменять положение тела, принимая закрытые позы, то это значит, что его отношение и к услышанной информации, и к самой беседе и собеседнику изменилось. Закрытость проявляется, если партнер по общению:

- скрестил руки на груди;

- повернулся в пол-оборота, если только это не вызвано необходимостью ответить на вопрос подошедшего третьего собеседника;

- отвернул голову;

- перестал смотреть в глаза собеседнику;

- скрестил ноги;

- начал отклоняться назад, как бы пытаясь отдалиться от участника общения.