Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Таблица 1 – Теории мотивации*

Теория

Теоретики

Основные положения теории

Содержательные теории

Теория иерархии потребностей

А. Маслоу

Человеком движет не сама потребность, а степень ее удовлетворения (то есть актуальность)

Потребности делят на пять основных категорий, которые располагаются по восходящей линии - от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

-физиологические – еда, вода, убежище, отдых;

-в безопасности и уверенности в будущем;

-социальные – привязанность, поддержка, принятие другими;

-в уважении – личные достижения, компетентность, признание;

-в самовыражении – личный рост, реализация потенциала

3. Критерием иерархии потребностей является доминирование неудовлетворенных потребностей

Индивиды пытаются удовлетворить основные потребности. прежде чем приступить к удовлетворению потребностей высшего порядка.

5 В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая дли него является более важной или сильной

Теория ERG

К. Альдерфер

1. Индивидуальные потребности можно расположить в виде иерархии. (exiclense)- потребности, удовлетворяемые такими факторами как еда

2. Потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями; рост (growth) - потребности индивида

3. В дополнение к прогрессивно-последовательному восхождению присутствует и регрессивный процесс, связанный с крушением планов и удалось удовлетворить потребности в росте, испытывают разочарование и вновь сосредоточиваются на потребностях низшего порядка

Теория приобретенных потребностей

Д. Макклелланд

Многие потребности человека приобретаются им благодаря соответствующей культуре общества. Людям присущи три приобретаемые потребности: потребность в достижении: потребность к принадлежности; потребность во власти. Потребность во власти выражается как желание воздействовать на других людей. Потребность в достижении удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Условия, при которых появляется мотив достижения:

1) готовность человека взять на себя ответственность за конечный исход дела;

2) наличие четких представлений о том, чем закончится дело, и каковы будут его результаты:

3) умеренный риск.

Люди с развитой потребностью к принадлежности заинтересованы в наличии компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Индивид с явно выраженной потребностью имеет стимул для се удовлетворения посредством соответствующего поведения.

Двухфакторная модель

Ф. Херцберг

Существует две системы факторов трудовой деятельности:

1) система внутренних условии-содержание работы - достижение, признание, ответственность, продвижение, собственно работа, возможность рост;

2) набор внешних условий работы, т.е. зарплата, политика компании, гарантии рабочего места, межличностные отношения, статус, условия труда.

Отсутствие первых появляется показателем большой степени Неудовлетворенности. Однако если они присутствуют в трудовом процессе, то придают ему сильные мотивационные стимулы, результатом чего становится хорошее исполнение работы.

Эти факторы называются факторами удовлетворенности. или мотивации. Наличие вторых необязательно мотивирует индивида. Однако их отсутствие сказывается на удовлетворенности служащих, так как они нуждаются в поддержании уровня, который можно назвать отсутствием неудовлетворенное™.

Эти условия называются факторами неудовлетворенности, или гигиеническими факторами. Таким образом, удовлетворение от работы является результатом наличии внутренних стимулов, а состояние неудовлетворенности возникает при отсутствии внешних факторов

Процессуальные теории

Теория ожидания

В. Врум

Степень мотивации индивида зависит от его представлений относительно своих способностей к выполнению стоящих перед ними задач и реальности достижения поставленной цели.

Мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения, таким образом, усилия, предпринимаемые индивидом, находятся в непосредственной зависимости от осознания им реальности достижения поставленной цели и желательности ее достижения

Теория цели

Р. Локке

Мотивация и показатели работы улучшаются, если перед людьми будут поставлены трудные, но согласованные цели и будет существовать обратная связь

Модель Портера-Лоулера

Л. Портер

Э. Лоулер

Достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли.

Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Потребности удовлетворяются посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

Теория справедливости

Д. Адамс

Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Баланс может быть установлен либо посредством изменения уровня затрачиваемых усилий, либо посредством изменения получаемого вознаграждения.