Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Налоговая система: понятие, роль, основные элементы
1.1.Понятие налоговой системы.
1.2.Элементы налоговой системы.
2.Достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов
2.1.Особенности прямых налогов.
2.2.Достоинства и недостатки косвенных налогов.
3.1.Оценка эффективности налоговой системы в России.
3.2.Проблемы эффективности налоговой системы и пути их решения.
-возникает высокий уровень недоверия к закону и власти;
-не обеспечен максимально благоприятный налоговый режим для вложения инвестиций в экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;
-из-за низких доходов большинства населения (30% населения проживает за чертой бедности и 40% - на уровне прожиточного минимума) не происходит формирование среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию.
-бессистемность и поспешность внесения изменений, поправок, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризует налоговую систему как самую нестабильную и непредсказуемую;
-высокая ставка налогов часто не способствует законопослушному, правомерному поведению налогоплательщиков, они уклоняются от их уплаты (в случае, к примеру, с единым социальным налогом, который тяжек для отраслей с высокой добавленной стоимостью) т.е. немаловажный характер имеет прогрессивный характер налогообложения;
-единая ставка налога на доходы физических лиц. Люди с более высокими доходами во всем мире платят более весомые налоги, малообеспеченные слои населения от них освобождаются.
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей. Возникают несвоевременности выплат заработной платы, расширяются сете теневой экономики.
Пока кардинально не изменится экономическая и социально-политическая ситуация в стране, острые проблемы в системе налогообложения будут иметь место. Необходимы реальные собственники, которые способны благодаря своему имущественному положению не только обеспечить личные потребности, но и пополнить казну государства без ущемления собственных интересов. Необходимо четкое определение параметров налогооблагаемой базы, ее реальное обоснование с учетом интересов собственников.
Еще одним направлением совершенствования налоговой системы РФ является создание эффективной системы налогового администрирования. В рамках экономического кризиса в этом направлении уже проводятся некоторые изменения. Они касаются усиления налогового администрирования путем ужесточения налогового законодательства. По мнению ряда экспертов данная мера принесет отрицательные результаты. Ведь ужесточение контроля может в первую очередь начаться с торгового бизнеса и особенно среднего и малого бизнеса. Ужесточение контроля в условиях кризиса и в особенности административного произвола ни к чему хорошему не приведет. Главным, что необходимо сделать сейчас, является создание адаптивной и гибкой системы налогового администрирования, которая будет способствовать выведению бизнеса из тени. Также необходимо создать более ясную и понятную систему исчисления и уплаты налога. Сегодня надо составлять многостраничные отчеты, делать сложные расчеты всевозможных нормативов, ориентироваться на запутанные и оторванные от реальной жизни правила отнесения различных статей расходов на затраты. Основные проблемы связаны с большим количеством платежей и непрозрачностью их расчетов. Одним из решений было бы распространение упрощенный системы налогообложения на все предприятия, так как это простая и ясная схема - процент с оборота или процент от дохода. При таком подходе бизнес скорее станет более прозрачным и стабильным[11]1.
Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. В соответствии с этим документом Правительству предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы:
-осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
-упростить процедуру рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам;
-создать эффективную систему налогообложения недвижимости;
-уменьшить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов и другие меры.
Таким образом, в целях создания эффективной системы налогообложения и выхода страны из мирового финансового кризиса необходимо провести следующие мероприятия: совершенствовать систему исчисления налога на прибыль, тем самым стимулировать производительность и экономический рост; создать эффективную систему налоговых льгот; упростить налоговое законодательство и систему налогового администрирования.
Заключение
На основании всего сказанного можно сделать следующие выводы:
Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, местные налоги, налоги субъектов Российской Федерации. Трехуровневая система налогообложения наиболее жестко и рационально закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги для того, чтобы средства обеспечивающие его деятельностью непосредственно поступали в соответствующую казну.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе основная форма доходов государства-налоги. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующие, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономический необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В настоящее время абсолютное большинство населения страны является налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Центрального банка РФ.
Основные направления налоговой реформы в России должны быть направлены на:
1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости";
3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц.
Список использованной литературы
1. Земляков, Д.Н. Микроэкономика: учебник / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: "Дело и сервис", 2012. 302 с.
2. Козлова, Е.И. Экономическая теория: микроэкономический аспект. Липецк, 2007. 135 с.
3. Любимов, Л.Л. Основы экономических знаний: учебник. М.: Вита-Пресс, 2008. 496 с.
4. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник. М., 2011. 131 с.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы / http://www.nalog.ru/rn48/about_fts/docs_fts/34.html: Основные положения и документы.
6. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2013. 321 с.
7. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Юрайт - М, 2012. 369 с.
8. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-Норма, 2013. 248 с.
9. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009, 159 с.
10. Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Учебное пособие для руководителя и бухгалтера. М.: Налоги и налоговое планирование, 2010. 147 с.
11. Сутырин С.Ф., Погорляцкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / под ред. С.Ф. Сутырина. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, Полиус, 2012. 258 с.
12. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. М.: Приориздат, 2011. 213 с.
13. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2012. 131 с.
14. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. 120 с.
15. Худяков А.И., Бродский Н.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения: учебное пособие (серия "Право и экономика"). СПб.: Европейский Дом, 2012. 244 с.
16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 231 с.
-
Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов. М., 2009. С. 101. ↑
-
1 Сутырин С.Ф., Погорляцкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / под ред. С.Ф. Сутырина. СПб., 2012. С. 77. ↑
-
1 Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. М., 2014. С. 36. ↑
-
1 Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. М., 2011. С. 36. ↑
-
1 Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. М., 2011. С. 36. ↑
-
1 Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. М., 2011. С. 36. ↑
-
1 Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. М., 2011. С. 36. ↑
-
1 Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА - М, 2014. С. 46. ↑
-
1 Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА - М, 2014. С. 43. ↑
-
1 Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-Норма, 2013. С. 120. ↑
-
1 Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-Норма, 2013. 248 с. ↑