Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации (Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающегося развития предпринимательской деятельности, торговля является одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности. Неотъемлемой частью деятельности каждого торгового предприятия являются товарные запасы, от использования которых напрямую зависят результаты коммерческой деятельности всего предприятия. При этом, на основании анализ такого показателя, как товарооборот предприятия, можно судить об эффективности его хозяйствования в целом.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятиям торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатка товаров.

Целью курсовой работы является изучение понятия товарных запасов и сущности товарооборота предприятия, теоретических и практических аспектов анализа товарооборота и товарных запасов предприятия.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность понятий «товарооборот» и «товарные запасы», их роль в деятельности торгового предприятия;
  • рассмотреть виды, функции, классификацию товарных запасов;
  • исследовать методы анализа товарооборота и эффективности использования товарных ресурсов предприятия;
  • провести анализ товарооборота и товарных запасов
    ООО «СПК Дизайн»;
  • дать рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами и увеличению товарооборота ООО «СПК Дизайн».

Предметом исследования в данной работе являются особенности товарооборота и управления товарными запасами предприятия, а также поиск путей их совершенствования.

Объектом исследования в курсовой работе является торговое предприятие ООО «СПК Дизайн».

Для реализации поставленных в работе целей и задач были использованы как общетеоретические, так и практические методы исследования, а именно: экономико-статистический, аналитический методы, методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнительного анализа.

Данная тема имеет обширный теоретический и методологический материал, представленный большим списком научной литературы, информацией из справочников, периодических изданий и ресурсов Интернета по избранной теме.

Структура курсовой работы представляет собой: введение; три главы; список использованной литературы; заключение.


1. Теоретические аспекты управления товарными запасами на предприятии

1.1 Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия

Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения его эффективности является бесперебойная поставка товаров, которая напрямую зависит от системы управления запасами, используемой на предприятии. То есть понятие материально-производственных запасов неразрывно связано с понятием товаров.

Товар - это материальный и интеллектуальный продукт или услуга с полезными потребительскими свойствами, предназначенный для продажи. Пока товар не продан и находится в каналах сферы товарооборота, а также в ожидании момента доставки, это товарный запас. Их наличие обусловлено тем, что постоянно происходящие процессы производства, обращения и потребления не совпадают во времени и пространстве, что обусловливает необходимость обеспечения их непрерывности [12, с.78].

Товарные запасы формируются на всех этапах движения товара: на складах промышленных предприятий, на складах, в перевозке, на складах предприятий оптовой и розничной торговли, при этом их объем постоянно меняется в связи с их вовлеченностью в торговлю, когда они перестают быть запасами становятся товарами для продажи. Таким образом, под товарными запасами следует понимать потребительские товары, находящиеся в сфере товарооборота, то есть товары, ожидающие времени их продажи.

Товарные запасы выполняют определенные функции на предприятии [2, с.123]:

- характеризуют взаимосвязь между объемом и структурой спроса и предложения продукции;

- удовлетворяют платежеспособный спрос населения;

- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения.

Существуют различные классификации видов товарных запасов предприятия [5, с.98]. Основные признаки, по которым они подразделяются, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация товарных запасов предприятия

Классификационный признак

Виды товарных запасов

Назначение

1 Текущего хранения

2 Сезонного хранения

3 Досрочного завоза

4 Целевого назначения

Местонахождение

1 На предприятиях розничной торговли (в магазинах)

2 На предприятиях оптовой торговли (на базах и складах)

3 На производственных предприятиях

4 На предприятиях общественного питания

Время формирования

1 Входные (на начало периода)

2 Выходные (на конец периода)

3 На определенную дату

Единицы измерения

1 Абсолютные (натуральные и стоимостные)

2 Относительные (дни оборота)

Соответствие нормативу

1 Нормативные

2 Сверхнормативные

3 Ниже норматива

Потребительское назначение
(товарный состав)

1 Продовольственные

2 Непродовольственные


Текущие товарные запасы служат для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий, сезонные – для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения. Товарные запасы досрочного завоза необходимы для поддержания бесперебойной тор­говли в отдаленных местностях в период между срока­ми завоза товаров. Под целевыми товарными запасами понимаются запасы, предназначенные для осуществления определен­ных целевых мероприятий.

Таким образом, наиболее полно можно охарактеризовать понятие товарных запасов как количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, на витринах магазина.

Существует ряд факторов, которые вызывают необходимость образования товарных запасов на предприятиях, основными из которых являются следующие [6, с.38].:

  • территориальные факторы, предполагающие некоторую удаленность мест производства и потребления определенного товара;
  • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров;
  • сезонность в производстве и потреблении отдельных категорий товаров;
  • время, необходимое для транспортировки товаров от мес­та производства до места продажи, включая время на погруз­ку-разгрузку;
  • отсутствие возможности для хранения товара.

Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку при этом возрастают издержки производства и обращения, так как именно в товарных запасах аккумулирована большая часть финансовых средств торговой организации. Таким образом, эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей предприятий оптовой и розничной торговли [16, с.56].

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота. Поддержание нужных пропорций между величиной товарооборота и товарных запасов необходимо для предприятий торговли. При недостаточной величине запасов возникают трудности в удовлетворении покупательского спроса. Излишние товарные запасы вызывают дополнительные потери, рост потребности в кредитах банка и расходов по оплате процентов за пользование ими, ухудшение финансового состояния торговли.

В экономической литературе встречаются различные определения понятия товарооборот, наиболее общим из которых является следующее: товарооборот – продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи [15, с.8]. На основании данного определения можно сделать вывод, что товарооборот подразделяется на два вида [15, с.11].:


  1. Розничный товарооборот, представляющий собой продажу потребительских товаров за наличный расчет населению, независимо от каналов реализации.
  2. Оптовый товарооборот – это продажа товаров от производителя посредникам, занимающимся последующей перепродажей отдельных партий.

Кроме того, выделяют также третий вид товарооборота – торгово-посреднический товарооборот, под которым понимается объем посреднических операций купли-продажи потребительских товаров, осуществляемых торговым предприятием без какой-либо их технологической обработки (оборот на биржевом и внебиржевом рынке).

1.2 Методы анализа товарооборота на предприятии

Анализ товарооборота выполняется путем расчета ряда показателей, характеризующих объем товарооборота и их динамики за определенный период времени. Показатели товарооборота предназначены для установления основных качественных и количественных характеристик работы предприятия за определенный период, на основании которых проводится расчет других экономических показателей [25, с.166].

К основным показателям, применяемым для анализа товарооборота предприятия относят:

  1. Общий объем товарооборота, характеризует объем продажи товаров в разрезе отдельных видов товарооборота (розничного, оптового, торгово-посреднического). При этом суммарный объем всех видов продаж характеризует валовой объем товарооборота торгового предприятия.
  2. Состав товарооборота характеризует структуру общего объема товарооборота отдельных видов в разрезе различных его форм: продажи с немедленной их оплатой, продажи в кредит и т.д.
  3. Структура товарооборота отражает товарно-групповой состав реализации товаров.

В наиболее общем виде схема анализа товарооборота представлена на рисунке 1:

Анализ товарооборота

Динамика

Структура

Выполнение
плана

Прогнозный анализ

Факторный анализ

Влияние товарного обеспечения

Влияние персонала, его численности и производительности труда

Влияние материально-технического обеспечения

- объема продаж

-оптимальной структуры ТО

Рисунок 1 – Анализ товарооборота предприятия

В рамках представленного анализа указанный показатель рассчитывается в денежном выражении по ценам текущего и планового периодов за определенный период времени (день, месяц, квартал, год) с учетом ассортимента продукции предприятия.


Кроме того, в ходе анализа необходимо изучить динамику товарооборот в текущих ценах, а также скорость товарооборота, представляющую собой период времени, за который уйдут в оборот все складские запасы. На основании указанного показателя рассчитываются сроки хранения, время поставок и окончательные даты реализации товаров.

Скорость товарооборота характеризуется следующими показателями [20, с.34]:

  1. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов, который представляет собой количество оборотов товарных запасов. Данный показатель рассчитывается по формуле 1:

Коб = TО / ТЗ, (1)

где ТО – товарооборот предприятия за определенный период в денежном выражении;

ТЗ – товарные запасы предприятия.

  1. Время обращения товарных запасов, которое рассчитывается по формуле 2:

t = T/ Коб, (2)

где Т – количество календарных дней;

Коб - коэффициент оборачиваемости.

Проведение анализа товарооборота предприятия осуществляется для решения следующих задач:

  • изучение динамики продаж;
  • анализ выполнения планов;
  • определение рентабельных и нерентабельных групп товаров;
  • исследование факторов, оказывающих влияние на товарооборот предприятия;
  • выявление резервов, либо избытков товаров;
  • разработка стратегических планов деятельности организации.

Таким образом, товарооборот – это единственный и наиболее важный показатель работоспособности торгового предприятия, независимо от его размеров и формы организации. Его анализ позволяет судить о результате деятельности и выбирать дальнейшую стратегию фирмы.

1.3 Показатели эффективности использования товарных запасов предприятия

Главный фактор успешного развития товарооборота – обес­печенность товарными запасами и их рациональное использование на предприятии, в связи с чем каждому предприятию необходимо систематически проводить анализ товарных запасов в целях проверки выполнения плана товарооборота, динамики его развития и, соответственно, своевременности удовлетворения спроса покупателей на определенные товары [21, с.20].

На торговых предприятиях применяются три основных метода анализа и учета величины товарных запасов [30, с.70]:

  1. Инвентаризация, которая представляет собой сплошной подсчет всех товаров в натуральном выражении, их оценка в действующих ценах и сведение по товарным группам в общую сумму.
  2. Снятие остатков. Данный метод также называется оперативным и предполагает проверку соответствия фактического наличия товарных мест (ящиков, рулонов, мешков и др.) с данными товарного счета, проведение их пересчета с уче­том соответствующих норм и оценка выявленного количества товаров в действую­щих ценах.