Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации (Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый из перечисленных методов имеет определенные недостатки: инвентаризация является достаточно трудоемкой, в связи с чем невыгодна для предприятия, метод снятия остатков является менее трудоемким, но при этом характеризуется меньшей точностью, чем первый метод.

  1. Расчетный (балансовый) метод, предполагающий проведение анализа величины товарных запасов, товарооборота и их изменения.

Данный метод предполагает использование следующей формулы в целях анализа товарных запасов предприятия:

ТЗн + Тп = ТО + Тв + ТЗк, где (3)

ТЗн – товарные запасы на начало анализируемого периода (руб.);

Тп – поступление товаров за анализируемый период (руб.);

ТО – розничный товарооборот предприятия (руб.);

Тв – прочее выбытие това­ров (руб.);

ТЗк – товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).

Данный метод является менее трудоемким, чем предыдущие, но также имеет недостаток, который заключается в возможности ис­кажения суммы запасов, связанной с исключением из расчета некоторых потерь.

Устранение указанного недостатка предполагает сопостав­ление результатов использования данного метода с данными инвентаризации и снятия остатков.

На эффективность использования товарных запасов могут оказывать влияние некоторые факторы, которые подразделяются на внешние и внутренние [9, с.238]. Внешние факторы включают в себя:

  • налоговое законодательство;
  • финансово-кредитная политика;
  • величина процентов к уплате по заемным средствам;
  • экономическая ситуация в стране.

К группе внутренних факторов относят пути и резервы минимизации влияния указанных факторов на товарные запасы предприятия:

  • ликвидация сверх нормативных запасов;
  • совершенствование нормирования запасов;
  • уровень запасов;
  • рациональная организация сбыта товаров;
  • применение рациональных форм расчетов;
  • ускорение документооборота.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления запасами. Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при наличии и управленческий учет.

Управление товарными запасами означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговым предприятием задачам. Управление запасами предполагает [25, с.67]:


  1. Нормирование, т.е. разработку и установление их необходимых размеров для каждого вида товарных запасов;
  2. Оперативный учет и контроль ведется на основании действующих форм учета и отчетности (карточки учета, статистические отчеты), в которых отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные о поступлении и продаже;
  3. Регулирование – поддержание их на определенном уровне, маневрирование ими.

Анализ товарных запасов проводится при помощи относительных показателей. Основными из них являются:

  1. Величина запасов в сумме и днях к объему продаж на определенную дату по товарным группам и в целом по ассортименту и оценку характера из изменения в динамике.
  2. Оборачиваемость в днях по товарным группам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет.
  3. Доля запасов отдельных товаров в целом по предприятию и тенденция ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону.
  4. Размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп и оценку их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом.
  5. Влияние объема и структуры продаж, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров на изменение товарных запасов и товарооборачиваемость основных факторов.

Оптимизация управление товарными запасами предполагает снижение влияния перечисленных факторов, что положительно сказывается на деятельности предприятия и на увеличении его финансовых показателей.

Одним из важнейших элементов анализа товарных запасов предприятия является анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на предприятии. Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса, в который включаются те­кущие, сезонные и товары досрочного завоза, отражающиеся по розничной стоимости [4, с.54].

В целях анализа использования товарных запасов определяют также обратный показатель – объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота. Кроме того, определяют ряд частных показателей эффективности использования товарных ресурсов, к которым относят долю прочего выбытия товаров в товарных ресурсах, вычисляемому по всему его объему и отдельным видам, или в общем объеме товарооборота. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным груп­пам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) – получателей то­варов.


Особое внимание уделяют изучению источников поступле­ния товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей (госу­дарственных и частных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, других производителей товаров) и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Проводя анализ, необходимо установить, от каких поставщиков и. в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анали­за изучают степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки, выявляют случаи наруше­ния договорных обязательств, если они имели место, и устанавли­вают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения.

Нарушения выполнения договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков или по вине розничных торговых предприятий [2, с.342]. В первом случае необходимо проверить, приняло ли торговое предприятие все необходимые меры воздействия, на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению не­достатков в поставке товаров. Во втором случае следует устано­вить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению товароснабжения.

Размер товарных запасов в значительной мере определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации или предприятия. Поэтому одна из важных задач торговых организаций или предприятий поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов.

2. Анализ товарооборота и товарных запасов ООО «СПК Дизайн»


2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «СПК Дизайн» – юридическое лицо, созданное в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 г., осуществляющее свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Организационная структура предприятия имеет линейную структуру и представлена на рисунке 2.

Генеральный директор

Финансовый директор

Главный бухгалтер

Коммерческий директор

Бухгалтерия

Отдел продаж

Маркетинговый отдел

Склад

Рисунок 2 – Организационная структура ООО «СПК Дизайн»

ООО «СПК Дизайн» – коммерческое предприятие, преследующее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Компания была основана в 2007 г. и на данный момент имеет свою сеть магазинов строительных материалов, при этом ведет активную работу по расширению ассортимента реализуемой продукции. Организация осуществляет свою деятельность в Северском районе Краснодарского края по следующим направлениям:

  • организация и осуществление оптовой и розничной торговли строительными материалами;
  • оказание консультационных услуг по различным вопросам строительства и ремонта;
  • услуги по ремонту и отделке квартир, домов и офисов;
  • доставка товаров покупателям.

В целях представления наиболее полной характеристики деятельности исследуемого предприятия проведем анализ основных показателей деятельности ООО «СПК Дизайн» в 2016 – 2018 гг. (Таблица 2).

Таблица 2 – Анализ основных показателей хозяйственной деятельности
ООО «СПК Дизайн»

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Прирост

тыс. руб.

%

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

13701,67

22668,84

19765,32

6063,65

44,25

2. Прибыль от продаж, тыс. руб.

3562,43

7254,03

5534,29

1971,86

55,35

3. Себестоимость, тыс. руб.

10271,36

16358,87

14989,14

4717,78

45,93

4. Среднесписочная численность работающих, чел.

27

33

36

9

19,15

5. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

5520,72

6328,91

7009,85

1489,13

26,97

6. Сумма выручки на рубль заработной платы, руб.

2,48

3,58

2,82

0,34

13,71

7. Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. руб.

64,39

73,57

97,47

33,08

51,37


Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что выручка предприятия увеличилась в течение исследуемого периода на 44,25% или на 6063,65 тыс.руб. При этом прибыль от продаж возросла на 55,35% или на 1971,86 тыс.руб. Было выявлено увеличение себестоимости продукции на 45,93%. С 2016 по 2018 гг. штат сотрудников увеличился на 9 человек, соответственно, увеличился и фонд оплаты труда на 26,97% или на 1489,13 тыс.руб. Таким образом, деятельность ООО «СПК Дизайн» является прибыльной и достаточно эффективной, в течение исследуемого периода фирма развивалась и расширяла свою деятельность. Кроме того, увеличился показатель среднегодовой выработки одного работника, что также говорит о положительных тенденциях в рамках использования трудовых ресурсов предприятия и хозяйственной деятельности ООО «СПК Дизайн» в целом.

Предприятие сотрудничает с Северским оконным заводом. Основными конкурентами предприятия являются мелкие и средние организации, осуществляющие свою деятельность в Северском районе: ООО «Еврокомфорт», ООО «Grand Line», ООО «Окна-Гарант», ООО «Мирапласт», а также крупные компании г. Краснодара.

2.2 Анализ товарооборота ООО «СПК Дизайн»

Анализ товарооборота имеет важное значение для предприятий торговли, так как именно достигнутый объем, сложившаяся структура и динамика данного показателя позволяет определить насколько предприятие выполнило план и получило ли необходимую величину прибыли в отчетном периоде. Кроме того, задачи анализа товарооборота включают в себя анализ и оценка ассортиментной структуры, определение и оценку факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота, выявление резервов увеличения объема товарооборота.

Вначале проведем анализ величины и динамики товарооборота на исследуемом предприятии в 2016 - 2018 гг. (Таблица 3)

Таблица 3 – Анализ динамики объема товарооборота ООО «СПК Дизайн»
в 2016 - 2018 гг.

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Прирост

тыс. руб.

%

Товарооборот, тыс.руб.

31367,42

37152,06

49673,22

18305,79

58,35

Динамика товарооборота исследуемого предприятия в 2016 - 2018 гг наглядно представлена на графике (Рисунок 3).