Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации (Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления товарными запасами на предприятии
1.1 Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия
1.2 Методы анализа товарооборота на предприятии
1.3 Показатели эффективности использования товарных запасов предприятия
2. Анализ товарооборота и товарных запасов ООО «СПК Дизайн»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ товарооборота ООО «СПК Дизайн»
2.3 Анализ эффективности управления товарными запасами ООО СПК «Дизайн»
3 Пути увеличения товарооборота и оптимизации управления товарными запасами ООО «СПК Дизайн»
Каждый из перечисленных методов имеет определенные недостатки: инвентаризация является достаточно трудоемкой, в связи с чем невыгодна для предприятия, метод снятия остатков является менее трудоемким, но при этом характеризуется меньшей точностью, чем первый метод.
- Расчетный (балансовый) метод, предполагающий проведение анализа величины товарных запасов, товарооборота и их изменения.
Данный метод предполагает использование следующей формулы в целях анализа товарных запасов предприятия:
ТЗн + Тп = ТО + Тв + ТЗк, где (3)
ТЗн – товарные запасы на начало анализируемого периода (руб.);
Тп – поступление товаров за анализируемый период (руб.);
ТО – розничный товарооборот предприятия (руб.);
Тв – прочее выбытие товаров (руб.);
ТЗк – товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).
Данный метод является менее трудоемким, чем предыдущие, но также имеет недостаток, который заключается в возможности искажения суммы запасов, связанной с исключением из расчета некоторых потерь.
Устранение указанного недостатка предполагает сопоставление результатов использования данного метода с данными инвентаризации и снятия остатков.
На эффективность использования товарных запасов могут оказывать влияние некоторые факторы, которые подразделяются на внешние и внутренние [9, с.238]. Внешние факторы включают в себя:
- налоговое законодательство;
- финансово-кредитная политика;
- величина процентов к уплате по заемным средствам;
- экономическая ситуация в стране.
К группе внутренних факторов относят пути и резервы минимизации влияния указанных факторов на товарные запасы предприятия:
- ликвидация сверх нормативных запасов;
- совершенствование нормирования запасов;
- уровень запасов;
- рациональная организация сбыта товаров;
- применение рациональных форм расчетов;
- ускорение документооборота.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления запасами. Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при наличии и управленческий учет.
Управление товарными запасами означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговым предприятием задачам. Управление запасами предполагает [25, с.67]:
- Нормирование, т.е. разработку и установление их необходимых размеров для каждого вида товарных запасов;
- Оперативный учет и контроль ведется на основании действующих форм учета и отчетности (карточки учета, статистические отчеты), в которых отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные о поступлении и продаже;
- Регулирование – поддержание их на определенном уровне, маневрирование ими.
Анализ товарных запасов проводится при помощи относительных показателей. Основными из них являются:
- Величина запасов в сумме и днях к объему продаж на определенную дату по товарным группам и в целом по ассортименту и оценку характера из изменения в динамике.
- Оборачиваемость в днях по товарным группам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет.
- Доля запасов отдельных товаров в целом по предприятию и тенденция ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону.
- Размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп и оценку их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом.
- Влияние объема и структуры продаж, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров на изменение товарных запасов и товарооборачиваемость основных факторов.
Оптимизация управление товарными запасами предполагает снижение влияния перечисленных факторов, что положительно сказывается на деятельности предприятия и на увеличении его финансовых показателей.
Одним из важнейших элементов анализа товарных запасов предприятия является анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на предприятии. Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса, в который включаются текущие, сезонные и товары досрочного завоза, отражающиеся по розничной стоимости [4, с.54].
В целях анализа использования товарных запасов определяют также обратный показатель – объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота. Кроме того, определяют ряд частных показателей эффективности использования товарных ресурсов, к которым относят долю прочего выбытия товаров в товарных ресурсах, вычисляемому по всему его объему и отдельным видам, или в общем объеме товарооборота. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) – получателей товаров.
Особое внимание уделяют изучению источников поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей (государственных и частных промышленных предприятий, колхозов, совхозов, других производителей товаров) и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Проводя анализ, необходимо установить, от каких поставщиков и. в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа изучают степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки, упаковки, выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и устанавливают их причины, а главное принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем, улучшению товароснабжения.
Нарушения выполнения договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков или по вине розничных торговых предприятий [2, с.342]. В первом случае необходимо проверить, приняло ли торговое предприятие все необходимые меры воздействия, на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению товароснабжения.
Размер товарных запасов в значительной мере определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации или предприятия. Поэтому одна из важных задач торговых организаций или предприятий поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов.
2. Анализ товарооборота и товарных запасов ООО «СПК Дизайн»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «СПК Дизайн» – юридическое лицо, созданное в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 г., осуществляющее свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Организационная структура предприятия имеет линейную структуру и представлена на рисунке 2.
Генеральный директор
Финансовый директор
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Бухгалтерия
Отдел продаж
Маркетинговый отдел
Склад
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «СПК Дизайн»
ООО «СПК Дизайн» – коммерческое предприятие, преследующее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Компания была основана в 2007 г. и на данный момент имеет свою сеть магазинов строительных материалов, при этом ведет активную работу по расширению ассортимента реализуемой продукции. Организация осуществляет свою деятельность в Северском районе Краснодарского края по следующим направлениям:
- организация и осуществление оптовой и розничной торговли строительными материалами;
- оказание консультационных услуг по различным вопросам строительства и ремонта;
- услуги по ремонту и отделке квартир, домов и офисов;
- доставка товаров покупателям.
В целях представления наиболее полной характеристики деятельности исследуемого предприятия проведем анализ основных показателей деятельности ООО «СПК Дизайн» в 2016 – 2018 гг. (Таблица 2).
Таблица 2 – Анализ основных показателей хозяйственной деятельности
ООО «СПК Дизайн»
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Прирост |
|
тыс. руб. |
% |
||||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
13701,67 |
22668,84 |
19765,32 |
6063,65 |
44,25 |
2. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
3562,43 |
7254,03 |
5534,29 |
1971,86 |
55,35 |
3. Себестоимость, тыс. руб. |
10271,36 |
16358,87 |
14989,14 |
4717,78 |
45,93 |
4. Среднесписочная численность работающих, чел. |
27 |
33 |
36 |
9 |
19,15 |
5. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
5520,72 |
6328,91 |
7009,85 |
1489,13 |
26,97 |
6. Сумма выручки на рубль заработной платы, руб. |
2,48 |
3,58 |
2,82 |
0,34 |
13,71 |
7. Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. руб. |
64,39 |
73,57 |
97,47 |
33,08 |
51,37 |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что выручка предприятия увеличилась в течение исследуемого периода на 44,25% или на 6063,65 тыс.руб. При этом прибыль от продаж возросла на 55,35% или на 1971,86 тыс.руб. Было выявлено увеличение себестоимости продукции на 45,93%. С 2016 по 2018 гг. штат сотрудников увеличился на 9 человек, соответственно, увеличился и фонд оплаты труда на 26,97% или на 1489,13 тыс.руб. Таким образом, деятельность ООО «СПК Дизайн» является прибыльной и достаточно эффективной, в течение исследуемого периода фирма развивалась и расширяла свою деятельность. Кроме того, увеличился показатель среднегодовой выработки одного работника, что также говорит о положительных тенденциях в рамках использования трудовых ресурсов предприятия и хозяйственной деятельности ООО «СПК Дизайн» в целом.
Предприятие сотрудничает с Северским оконным заводом. Основными конкурентами предприятия являются мелкие и средние организации, осуществляющие свою деятельность в Северском районе: ООО «Еврокомфорт», ООО «Grand Line», ООО «Окна-Гарант», ООО «Мирапласт», а также крупные компании г. Краснодара.
2.2 Анализ товарооборота ООО «СПК Дизайн»
Анализ товарооборота имеет важное значение для предприятий торговли, так как именно достигнутый объем, сложившаяся структура и динамика данного показателя позволяет определить насколько предприятие выполнило план и получило ли необходимую величину прибыли в отчетном периоде. Кроме того, задачи анализа товарооборота включают в себя анализ и оценка ассортиментной структуры, определение и оценку факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота, выявление резервов увеличения объема товарооборота.
Вначале проведем анализ величины и динамики товарооборота на исследуемом предприятии в 2016 - 2018 гг. (Таблица 3)
Таблица 3 – Анализ динамики объема товарооборота ООО «СПК Дизайн»
в 2016 - 2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Прирост |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Товарооборот, тыс.руб. |
31367,42 |
37152,06 |
49673,22 |
18305,79 |
58,35 |
Динамика товарооборота исследуемого предприятия в 2016 - 2018 гг наглядно представлена на графике (Рисунок 3).