Файл: Теории происхождения государства (Социальная организация первобытного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ирригационная, или гидравлическая, теория происхождения государства в наиболее систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении «Восточный деспотизм». Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор.

Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, распределялась вода, ремонтировались ирригационные устройства и т. д. Это могли делать люди, обладающие специальными навыками, т. е. специальные управленцы-чиновники. [12][16]

По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

В литературе имеют место и другие теории происхождения государства, например патримониальная, спортивная, диффузионная, экономическая. Все они являются модификациями основных теорий, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло различными путями.

1.3. КЛАССОВАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

(классовая) исходит из , что государство прежде в силу причин: разделения , появления продукта и собственности, а раскола на классы с экономическими . Как объективный этих возникает , которое средствами и управления противоборство классов, преимущественно экономически класса.[15][17]


теории в том, что государство на смену организации, а - обычаям. В теории не навязывается из вне, а возникает на естественного самого , связанного с родового , появлением собственности и расслоением по имущественному у(с появлением и бедных) различных групп противоречить другу. В новых условиях организация неспособной обществом. потребность во органе, обеспечивать интересов членов в противовес других. общество, из экономически социальных , порождает организацию, поддерживая имущих, противоборство части . Такой организацией государство.

теория три основные возникновения : афинскую, и германскую.

форма - . Государство непосредственно и из классовых формирующихся общества.[13][18]

форма тем, что родовое превращается в аристократию, от многочисленной и плебейской . Победа взрывает строй, на которого государство.

форма - возникает как завоевания территорий для над которыми строй не ни каких .

Основные материалистической представлены в работах К. и Ф. Энгельса.

и экономическая права важнейшим положением теории. содержанием теории представление о том, что является классового ; выражением и воли господствующего . То есть, и существование объясняется закрепления экономически класса в законов и регулированием отношений в этого . “Право лишь в закон ” .

Впоследствии марксисткой прочно в отечественное . На основе признака делался , что в праве воля дружественных и слоев , руководимых классом.

образом, п полностью тогда, общество правило: “от по способности, по потребностям”, то когда настолько к соблюдением правил , что они добровольно трудиться по .

Заслугой являются о том, что право - это инструмент экономической индивида, “беспристрастным” отношений и потребления. Его основы в мире и реализуют потребности развития в дозволенного и поведения общественных .[14][19]

ГЛАВА 2. ПЛЮРАЛИЗМ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ МИРА

множество происхождения и права. плюрализм взглядов историческими развития , своеобразием тех или регионов , идеологическими авторов, , которые они перед , и другими .

К наиболее относятся теории:

1. (Фома ). Широкое получила при . Однако и в время эта представляет доктрину .


Согласно воззрениям, является проявления воли, воплощением бога на . По мнению , любая власть от власти , власти организаций. А должен повиноваться велениям воли как воли .

2. Патриархальная( , Фильмер, Н.К. ). По утверждению , государство – форма общения в достижения блага. Это разросшаяся . Власть – естественное власти (патриарха), заботится о своей и обеспечивает их .

3. Патримониальная (А. ). Представители теории , что государство от права на землю (). Из права землей автоматически и на проживающих на ней . Подобным обосновывается сюзеренитет.

4. (Б. Спиноза, Т. , Дж. Локк, Ж.Ж. , П. Гольбах, А.Н. ). По мнению мыслителей, возникло в общественного о правилах проживания. Они , что было , когда не ни государства, ни . В догосударственном в условиях « века» (Ж.Ж. ) или «войны против » (Т. Гоббс) жили в со своими правами. Но не власти, защитить , гарантировать его на жизнь, , достоинство и . Для устранения социального «» люди и заключили собой о том, что часть прав, им от рождения, они государству как , представляющему их интересы, а , в свою , обязуется права . Если же договора , то народ право на .

5. Теория (Е. Дюринг, Л. , К Каутский). этой утверждают, что возникло как насилия, завоевания и беззащитных более и организованными. в племенах, в их борьбе, по Л. Гумпловича, «мы признать , основные , действительные камни , – в племенах, мало-помалу в классы и . Из этих создается . Они и только они государству». проповедовала насилия, , эксплуатации, одних другими.[16][20]

По представителей теории, более слабым , нежели . Будучи организации и воздействия , государство мощным защиты от возможных со стороны сильных .

К. Каутский доказать, что при развитии государство в инструмент гармонии, в защиты и всеобщего как сильных, так и . Теория воспринята Германией в официальной .

6. Психологическая (Л.И. ). Возникновение объясняется человеческой , потребностью жить в , его стремлением к авторитета, которого было бы в повседневной , желанием и подчиняться. Для своей сторонники теории на исторические зависимости сознания от вождей, и политических , царей, и других .

7. Марксистская (К. , Ф. Энгельс, В.И. , Г.В. Плеханов). этой , государство результат социально-экономических , способа , итог классов и борьбы ними. Оно средством людей, господства класса над . Однако с классов и государство.

и иные, известные происхождения . Но все они не могут на абсолютную . Каждая является определенной к познанию.истины.


ГЛАВА 3. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

Западный возникновения . Формирование в Афинах: учредил власть и общество на три : геоморов( ), эвпатридов( – замещали ), демиурогов( ). Реформы поделили государства на 4 в зависимости от и доходности . Должности занимать представители 3-х классов, ответственные – представители . Четвертый – на народном . Клисфен территорию на 100 самоуправляемых , во главе стояли – демахри.

с рабством ( не были производительной ) появляется труд. По развития собственности сильные стремятся роль собрания, и передать своим . В последствии собственники занимать должности, родоплеменную от власти.

образом, антагонизмы причиной и развития , как института. господство овладеть публичной для защиты интересов.

государства в . Общинные превосходили по спартанцев. ими руководить и в повиновении, создание органов . Рабы и находились в собственности. Они по числу граждан. существовавшего вызвала существовавших – родоплеменной .

Формирование в Риме. борьба патрициями и (победили) к тому, что Рима обладать демократичностью. свободных и весомое общины, за сохранялась , тормозили неравенства. в 2 в. до н. э. скапливается число , которых семья уже не в была . Это привело к мощной аппарата.[15][21].

(азиатский) возникновения . Возникли 5 тыс. лет назад в поливного . Хорошо труд высокую , и возможность аппарат , ничего не . Земледелие огромных : создание сооружений, в рабочем и их расширения. Эти потребовали общин и их управления, но с сельхоз и, соответственно, общественной на основное производства – .[18][22] Частная не имела значения. собственность в государственную, а трансформировалась в органы.

Рассмотренные , разумеется, не всего взглядов исследователей на государства, в и учебной встречаются и мнения по вопросу, в с чем, безусловно, всего затруднено.

Не в анализ в современной литературе относительно государства, вместе с тем ряд положений, , как представляется, характерными для взглядов на государства и на следовало бы внимание.

, подавляющее современных исходит из , что государство не результатом разума, договора или одних другими. из этих (например, или насилие) сыграть положительную в возникновении конкретного , но им не следует универсального при объяснении возникновения вообще. , по мнению современных , есть результат самого общества, в которого складываются для этого .

Во-вторых, о происхождении , многие исследователи возникновение с неолитической , под которой, как уже , понимается человечества от экономики к производящей. Тот строй, о говорилось , был характерен в для периода экономики, люди еще ничего не , а довольствовались тем, что давала им . Они занимались , охотой, корней и диких и всецело от природы. и был обусловлен образ , основанный на труде, потреблении и равенстве. к производящей произвел революцию в первобытных . Он повлек за разложение строя и государства.


При существующем теорий государства и вопрос о и процессе был и остается для теории и права.

Юридическая наука находится в поисках новой концепции государства и права, современные подходы к исследованию государственно-правовых явлений находятся в центре внимания ученых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977

2. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.

4. Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.

5. Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

7. Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.

8. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.

9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.

11. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.

12. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.

13. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

15. Теория государства и права учебник А.В. Мелехин

16. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

17. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. N 7. С. 12 - 20.

18. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.М., 1906 (переиздана в 2000 г.).

19. Теория государства и права: Сб. статей / Отв. ред. В.Д. Ардашкин; Краснояр. гос. ун-т. 4-е изд., перераб. и доп. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2004 254 с.

20. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. N 8. С. 107-115.

21. Юридическая наука: // Кроткова Н.В. История и методология юридической науки ("круглый стол" кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и журнала "Государство и право"). 2016. N 4. С. 31.