Файл: Общие положения о субъектах малого предпринимательства.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
Введение
Малое предпринимательство, которое еще именуется малым бизнесом представляет собой важный элемент в условиях рыночной экономики. В экономически развитых европейских странах предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу играют ведущую роль в росте национальной экономики и повышении благосостояния населения.
Большинство стран юго-восточной Азии также осуществляют широкую поддержку малого предпринимательства и по показателям динамики его развития и темпам экономического роста превосходят все европейские страны.
Для Российской Федерации показатели развития малого предпринимательства по сравнению со странами Азии, являются гораздо более низкими (например, по состоянию на 3 квартал 2016 года вклад малого предпринимательства в общем объеме промышленного производства составил только 10%).
Основными препятствиями на пути развития малого предпринимательства являются следующие:
-административные и экономические барьеры,
-коррупция в аппарате чиновников,
-высокие ставки арендной платы,
-дороговизна при обслуживании банковских кредитов,
-необоснованные проверки,
-несовершенство действующего законодательства.
Все вышеперечисленные факторы подчеркивают актуальность темы настоящей курсовой работы.
Целью исследования курсовой работы является изучение правового положения субъектов малого предпринимательства.
Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи исследования:
-определить понятие субъекта малого предпринимательства и особенности его правового положения,
-изучить основные разновидности субъектов малого предпринимательства, установленных действующим гражданско-правовым законодательством.
Основными методами, которые были использованы при подготовке и написании настоящей курсовой работы, выступили следующие методы:
-метод сравнения,
-системный метод,
-структурный метод,
-метод анализа,
-исторический метод.
Глава 1. Общие положения о субъектах малого предпринимательства
Понятие субъектов малого предпринимательства
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07. 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты, в число которых входят как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с критериями, указанными в данном федеральном законе могут быть отнесены к таковым.
Субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные общества и партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют критериям, установленным в части 1.1статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[1].
Субъектами малого предпринимательства также являются физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Данными критериями для отнесения физического лица или организации к субъектам малого предпринимательства могут служить:
1. Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств доля участия в уставном капитале Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна быть более 25%, а совокупная доля участия иностранных предприятий не превышает 49%.
2. Акции акционерного общества относятся к инновационному сектору экономики,
3. Деятельность хозяйственных обществ и партнерств состоит в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
Для признания субъекта, относящимся к малому предпринимательству среднесписочная численность работников за истекший календарный период (год) не должна превышать ста человек для малых предприятий, пятнадцать человек – для микропредприятий.
При этом, средняя численность работников за отчетный период не должна быть более следующих показателей по отраслям:
- для промышленных предприятий, строительной и транспортной сфер деятельности - 100 человек;
- для сельского хозяйства и научно-технической областей – 60 человек;
- для предприятий оптовой торговли и иных отраслях и видах деятельности - 50 человек;
- для предприятий розничной торговли и бытового обслуживания - 30 человек.
Доход юридических лиц, который подлежат отнесению к числу субъектов малого предпринимательства, а также аналогичных индивидуальных предпринимателей подлежит суммированию по всем осуществляемым видам деятельности и всем налоговым режимам, но не должен быть более предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для всех категорий субъектов малого предпринимательства.
Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению вышеприведенным критерием. А для отнесения индивидуального предпринимателя к категории малого бизнеса, учитывается величина полученного дохода за прошедший календарный год.
Таким образом, в заключение рассмотрения данного параграфа курсовой работы, можно сделать следующий вывод, для того чтобы организация могла быть отнесена к субъектам малого предпринимательства, должны быть соблюдены следующие условия:
- коммерческий характер деятельности;
- доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна быть более, чем 25 %;
- доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;
- средняя численность работников за истекший календарный год не должна быть более допустимой средней численности по соответствующему виду деятельности.
В том случае, если предприятие на соответствует хотя бы одному из вышеприведенных условий, то она не может быть отнесена к числу субъектов малого предпринимательства.
В свою очередь, налоговые органы указывали на то, что некоммерческие организации не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства ни при каких условиях[2].
История развития малого бизнеса в России
Малое предпринимательство в нашей стране ведет свое начало с 80-х годов прошлого века, когда в качестве субъектов малого предпринимательства в гражданском обороте принимали участие:
-партийные и комсомольские,
-производственно-хозяйственные объединения,
-научно-технические центры.
Изменения в экономической и политической сферах жизни общества в периода конца 80-х годов, предоставили возможность на законных основаниях осуществлять различные виды предпринимательской деятельности.
В связи с чем, были созданы следующие субъекты малого бизнеса:
-кооперативы,
-союзы и ассоциации предпринимателей (например, Союз менеджеров ССР).
В связи с отсутствием законодательства, которое бы регулировало осуществление предпринимательской деятельности (в том числе и малого бизнеса), предприниматели начали отстаивать свои интересы в средствах массовой информации, а также в открытых выступлениях перед чиновниками, а также участвовать в выборах депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР.
Активная агитация приводила в объединению ряда предпринимателей, в результате чего формировались отраслевые предприятия малого бизнеса в сельском хозяйстве, науке и торговле.
В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, в 1991 году создается Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов произошла приватизация старых государственных предприятий, которые относились, в том числе и к предприятиям сферы малого бизнеса.
Перераспределение государственной собственности привело к последующему укреплению малого бизнеса и предпринимательства в целом, так как государственные предприятия в сложившихся условиях оказались неконкурентоспособными.
Отрицательным моментами данного исторического периода развития малого предпринимательства является то, что именно в 1992-1993 годах начала развиваться теневая экономика в сфере малого бизнеса, в результате повышенных ставок налогов, предпринимателями сферы малого бизнеса начали использоваться следующие схемы ухода от налогов:
-черная касса,
-двойная бухгалтерия.
Последующее развитие малого бизнеса обнаружило проблемы, которые являлись насущными для всей экономики страны. Экономический развал и трудности политической обстановки в стране периода 1991-1993 г.г. привели к тому, что существенная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые была создана законодательная основа для развития сферы малого бизнеса, в которую вошли следующие законы:
- Гражданский кодекс,
-«О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса, которые при первичной регистрации вынуждены были проходить множество бюрократических процедур.
В заключение рассмотрения настоящего параграфа курсовой работы, необходимо отметить, что в настоящее время государство пытается упростить процесс регистрации предприятий малого бизнеса, снизить число бюрократических процедур, ввести принцип одного окна.
Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
Основным выводом по первой главе курсовой работы может быть следующий вывод. Изучение исторического развития малого предпринимательства в нашей стране свидетельствует о том, что малый бизнес существовал при любом политическом строе и занимал существенное место в экономической жизни страны.
В настоящее время в Российской Федерации малый бизнес является многоплановым социально-экономическим явлением, что можно наглядно охарактеризовать на следующих статистических данных. Доля малого бизнеса в общем количестве работ по строительному подряду составляет 28%, в общем объеме розничной торговли – 21 %, в общем объеме оказанных платных услуг населению – 12%.
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике страны, выполняет ряд важнейших финансовых, социальных функций и представляет собой опору для формирования и устойчивого развития субъектов среднего и большого предпринимательства. Специфика малого бизнеса отлична от других субъектов предпринимательства и не является миниатюрой крупных представителей предпринимательского сектора.
Индивидуальные особенности малого бизнеса обусловлены природой возникновения данной формы коммерции в России, и исторической совокупностью социальных, экономических и политических явлений в стране. В развитых государствах, историю развития малого предпринимательства принято делить на два временных этапа: первый период протекал с середины 50-х годов до середины 70-х годов, и был ознаменован научно – технической революцией, которая стимулировала развитие крупносерийных предприятий, прогресс в сфере малого бизнеса было незначительным, второй период длится с конца 70-х и по настоящее время и характеризуется государственной поддержкой и растущей популярностью предпринимательства малых масштабов. На сегодняшний день, сектор малого предпринимательства в странах Евросоюза является основополагающим, и играет значительную роль в социально – экономической жизни государств.
В России малый бизнес занимает иную нишу. Причиной данного положения российских предпринимателей, во многом, являются исторические особенности развития данного сектора. В период распада СССР в октябре 1990 года впервые принят закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и малое предпринимательство как сфера деятельности было впервые узаконено. Это стало первым этапом реального перехода к рыночной экономике и приватизации государственной собственности. Такая политическая ситуация наглядно иллюстрирует значительное отставание от западного развития как малого бизнеса, так и предпринимательства в целом.
В таблице 1 представлена статистика количества субъектов малого предпринимательства за период с 2013 года по 2018 год.
Таблица 1.
Численность субъектов малого предпринимательства 2013-2017 гг [Росстат]