Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий (Описание методов и средств исследования проблемы совершенствования процесса оприходования готовой продукции на склад).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. Предпроектная стадия разработки
1.3 Анализ предметной области, предпроектное обследование
1.4 Общая характеристика проблем предприятия
1.5 Моделирование и анализ бизнес-процессов предметной области управления закупкой ТМЦ.
1.5.1. Организационная структура
1.6 Анализ бизнес-процессов предметной области
1.6.1 Заинтересованные лица проекта
1.6.2 Принципы разработки проекта
1.6.3 Бизнес-цели разработки проекта
2.2 Исследование и разработка модели «как есть» процесса управления снабжением
Глава 3. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИС
3.1 Описание методов решения целевых задач
3.1.1 Описание метода формирования набора альтернативных проектных решений
3.1.2 Описание метода многокритериальной задачи выбора оптимального проектного решения
3.2 Разработка требований к системе
3.2.1 Разработка бизнес-требований
3.2.2 Разработка требований пользователей
3.2.3 Спецификация и формализация требований
3.2.4 Разработка требований к контенту
3.2.5 Разработка требований к модели базы данных
3.2.6 Разработка набора альтернативных архитектурных решений
3.3 Постановка и решение многокритериальной задачи выбора оптимального проектного решения
3.5 Постановка и решение задачи оценочного исполнения бизнес-процесса «как будет» в среде RunaWFE
Введение
Темой курсовой работы является исследование и разработка процессов закупки товарно-материальных ценностей на примере предприятии.
Целью работы является обзор процессов управления закупками предприятия для оптимизации бизнес-процессов, которые повысят эффективность взаимоотношений с поставщиками и позволят оптимизировать процедуры закупок.
Объект исследования представляет собой информационную модель, сущности, объекты базы данных, диаграммы связей, диаграммы потоков данных, диаграммы действий, бизнес-процессы «закупки товарно-материальных ценностей на предприятии.
Предмет исследования составляют методы оптимизации и усовершенствования бизнес-процесса закупки товарно-материальных ценностей на предприятии.
Задачи исследования состоят в следующем:
- Описать и проанализировать предметную область процессов управления закупками.
- Изучить и описать бизнес-процессы управления закупками «как есть».
- Проанализировать недостатки бизнес-процессов в сфере закупок.
- Сформировать требования к эффективной реализации проектных решений в области закупок.
- Решить многокритериальную задачу выбора программной платформы.
- Разработать схемы бизнес-процессов для управления закупками «как будет».
- Оценить экономическую эффективность проекта.
- Разработать программные структуры и сущности для описания конструктивных и технологических параметров мебели, параметров процесса производства мебели, структуру ведения отчетности в процессе изготовления мебели.
- Разработать подсистему формирования промежуточных отчетов для склада за разные периоды времени (день, неделя, месяц).
Актуальность исследования
В результате проведенного в рамках задачи диагностики предприятия исследования выявлено, что на предприятии недостаточно внимания уделяется автоматизации процессов управления процессом снабжения, формирования конструкторских и технологических предметов мебели в структуре единой базы данных организации.
Таким образом, исследование и совершенствование бизнес-процессов по закупке ТМЦ на сегодняшний день являются актуальными.
Методы структуры исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие методологические подходы, методы и технологии:
- архитектурный и процессный методы;
- методология объектно-ориентированного анализа и проектирования.
ЧАСТЬ 1. Предпроектная стадия разработки
1.1 Описание методов и средств исследования проблемы совершенствования процесса оприходования готовой продукции на склад
1) По материалам обследования предприятия проводится разработка комплексной архитектурной модели объекта исследования в нотации Archimate 3.0 в среде ARCHI 4.0, включающей:[1]
- бизнес-архитектурную модель;
- архитектурную модель приложений;
- производственно-технологическую архитектурную модель.
2) На базе построенной комплексной архитектурной модели в нотации EPC в среде проектирования BusinessStudio строится бизнес-процессная модель объекта исследования путем детализации комплексной архитектурной модели, начиная с бизнес-модели.
3) Средствами среды проектирования BusinessStudio производится разработка
- табличного описания бизнес-процесса;
- матрицы ответственности бизнес-процесса;
- табличного описания документооборота бизнес-процесса.
4) Средствами среды проектирования BusinessStudio производится моделирование временных и функциональных характеристик бизнес-процесса
5) на основании полученных результатов производится выявление недостатков и узких мест бизнес-процесса, документируемых аннотированием процессных диаграмм и перечнем узких мест и недостатков с указанием причин и возможных классов решений.
Рисунок 1 - Организационная структура
1.2.1 Миссия предприятия
Миссия заключается в обеспечении потребителей серийной и эксклюзивной мебелью, отвечающей строгому контролю качества и собранной из ЛДСП и фурнитуры от лучших на рынке поставщиков.
1.2.2 Стратегия предприятия
Для выявления, формулировки и ранжирования проблем предприятия можно воспользоваться методом SWOT-анализа, который позволяет комплексно оценить влияние на функционирование и развитие организации факторов внешней и внутренней среды (таблица 1)[14].
Анализ внешних и внутренних факторов деятельности предприятия (SWOT-матрица)
Таблица 1
Высокое качество продукции и услуг |
Наличие высококвалифицированного персонала |
Разнообразие услуг (широкий ассортимент) |
Использование инновационных технологий |
Стабильное положение на рынке |
Отсутствие единой концепции ресурсосбережения |
7. Большая длительность подготовки производства |
||
В О З М О Ж Н О С Т И |
1. Разработка и освоение новых видов продукции |
4 |
2 |
8 |
3 |
17 |
1 |
7 |
2. Появление новых технологий по изготовлению деталей мебели |
3 |
6 |
8 |
3 |
2 |
3 |
6 |
|
3.Рост числа предприятий, заинтересованных в серийных поставках мебели |
2 |
3 |
8 |
2 |
2 |
4 |
1 |
|
4. Совершенствование системы ценообразования на основе принципа «гибкости» |
4 |
2 |
14 |
3 |
14 |
1 |
7 |
|
5. Оптимизация ассортимента для удовлетворения потребностей различных сегментов рынка |
9 |
8 |
2 |
8 |
3 |
8 |
7 |
|
6.Привлечение зарубежных покупателей |
3 |
12 |
8 |
3 |
12 |
1 |
6 |
|
У ГР О З Ы |
1.Конкуренция на внутреннем рынке |
10 |
15 |
8 |
2 |
2 |
1 |
7 |
2.Низкий уровень развития производственной инфраструктуры провинции |
3 |
8 |
14 |
9 |
5 |
5 |
7 |
|
3.Захват рынка сторонними производителями |
5 |
6 |
17 |
3 |
16 |
16 |
15 |
|
4.Снижение доходности продукции |
11 |
6 |
3 |
11 |
3 |
3 |
6 |
|
5.Рост объемов производства конкурентов |
2 |
3 |
8 |
4 |
3 |
17 |
12 |
|
6.Возникновение новых потребностей клиентов в более совершенных мебельных изделиях |
8 |
12 |
8 |
9 |
1 |
1 |
2 |
Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности организации позволяют выделить несколько основных проблем:
Продолжение Таблицы 1
1) совершенствование качества продукции исходя из результатов анализа требований потребителей, как основного конкурентного преимущества на рынке;
2) непрерывное освоение новых технологий, используемых для изготовления мебели;
3) систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия;
4) увеличение объемов реализации продукции;
5) изготовление и реализация новых видов продукции с целью обновления ассортимента и дальнейшей дифференциации продукции и, что соответствует, результатам анализа конкурентов, активизация рекламной деятельности на основе разработки целостной концепции рекламной кампании, определения ее основных целей, мероприятий, средств.
Следовательно, стратегия компании должна быть нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества продукции, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области рекламы, ценообразования. Целесообразно предложить компании придерживаться стратегий концентрированного роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества и ценовой политики. Данная альтернатива характерна для динамично развивающихся отраслей с быстро изменяющимися технологиями. [14]
Проблемы предприятия, выявленные с помощью SWOT-матрицы
Таблица 2[14]
Формулировка проблемы |
Ранг проблемы |
Систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия |
3 |
Дальнейшее совершенствование качества продукции исходя из результатов анализа требований потребителей |
1 |
Непрерывное освоение новых технологий, используемых для изготовления мебели |
2 |
Увеличение объемов реализации услуг |
4 |
Выделение новых целевых групп потребителей и освоение новых сегментов рынка |
9 |
Организация системы повышения квалификации персонала в связи с высокой интенсивностью экономических изменений на рынке |
7 |
Разработка и реализация новых видов продукции с целью обновления ассортимента и дальнейшей дифференциации услуг |
5 |
Привлечение инвестиционного капитала для реализации новых перспективных проектов |
6 |
Активизация рекламной деятельности на основе разработки целостной концепции рекламной кампании, определения ее основных целей, мероприятий, средств |
5 |
1.2.3 IT-стратегия
Под ИТ-стратегией понимается формализованная система принципов, на основе которых будут развиваться все компоненты информационных систем компании. Стратегия обеспечивает интегрированный подход к автоматизации всех контуров управления предприятием и позволяет избежать типичных недостатков "кусочной автоматизации". ИТ-стратегия - это программа развития информационных систем в соответствии со стратегией развития предприятия, текущими и будущими потребностями бизнеса. При разработке IT-стратегии закладываются основные параметры создаваемой информационной платформы, с тем, чтобы она отвечала следующим требованиям: [1]
- масштабируемость, то есть система должна учитывать растущие потребности компании;
- гибкость, то есть система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;
- стандартизация, то есть различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;
- экономическая эффективность, то есть использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;
- независимость, то есть заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.
Главной IT-стратегией предприятия является описание существующей и будущей архитектуры информационных систем и данных. Другими словами, IT-стратегия предприятия или стратегический план развития информационных технологий - это сценарий, по которому предполагается развивать информационно-вычислительные системы предприятия.
1.3 Анализ предметной области, предпроектное обследование
Управление закупками является процессом, который отвечает за приобретение всех материалов и услуг требуемого качества в необходимом количестве в нужное время в нужное место по наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня сервиса и за управление поставщиками, на основе чего организация получает конкурентное преимущество и реализует корпоративную стратегию предприятия.
Основными целями снабжения являются[2]: