Файл: Исследование творческих способностей подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 709

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Отрочество считается «трудным» возрастом, кризисом личностного развития подростка. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и учителей. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.

Анализируя данные опроса, проведенного среди подростков и педагогов, было отмечено:

- школа не предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом;

- педагоги во взаимодействии с подростками руководствуются авторитарным, часто смешенным с либеральным, стилями общения;

- ведущей направленностью школы, по мнению педагогов, является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса;

- опыт межличностного взаимодействия подростки получают в “уличном” неформальном взаимодействии.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор И.Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология».


Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем.[17.150]

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Как утверждает И.Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, как выделяет И.Ю. Кулагина, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом Кулагина И.Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.[17.150 –151.]

    1. Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.
    2. Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [16, 19, 22].
    3. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]:
    4. оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
    5. непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [6, 14]:

      1. появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
      2. зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
      3. созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;
      4. логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;
      5. озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
      6. экспериментальная проверка идеи.

Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника - подростка.

Таким образом: творческие способности выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности школьника – подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Творческие способности, отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

Заключение

Тема данной работы – изучение творческих проявлений подростков – для меня, оказалась очень интересной и значимой.


Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное и единственно верное решение, снимающее проблему как таковую). Подобный вид мышления нужен и важен не только подростку, но и человеку в любом возрасте и в любом деле.

Библиографический список

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 2017. Т 1.
  2. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л., 2017.
  3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 2017. С. 10-21.
  4. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 2017.
  5. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 2017.
  6. Богомолов В.Тестирование детей. Ростов-на –дону «Феникс», 2016.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 2016. – 528 с.
  8. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016, 336 с.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение, 2016.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 2016. (Овладение вниманием: с. 205—239.)
  11. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 2016. (психологическое описание творчества: 64—102.)
  12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 2015.
  13. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание., 2015.
  14. Грановская Р. М. Психологический практикум М., 2015.
  15. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 2015. №2. С. 104-108.
  16. Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 2015. (Виды внимания: 30—37, 69—80.).

Приложение

Сентябрь 2009 г. ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Сентябрь 2009 г. ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Декабрь 2009 г. ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Декабрь 2009 г. ТЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПО ВИЛЬЯМСУ

значение индекса оригинальности

значение индекса уникальности

значение индекса оригинальности

значение индекса уникальности

значение индекса оригинальности

значение индекса уникальности

значение индекса оригинальности

значение индекса уникальности

01

0,63

3

0,51

2

0,86

5

0,69

3

02

0,81

6

0,60

2

0,98

10

0,81

4

03

0,62

2

0,77

3

0,83

7

0,83

4

04

0,75

3

0,59

2

0,89

6

0,76

3

05

0,72

0

0,58

1

0,95

23

0,82

3

06

0,59

2

0,91

3

0,77

7

0,96

4

07

0,87

4

0,65

2

0,94

11

0,76

3

08

0,66

1

0,73

3

0,83

7

0,88

3

09

0,79

5

0,69

2

0,97

7

0,78

3

10

0,82

7

0,72

3

0,96

5

0,85

4

11

0,74

5

0,85

4

0,84

10

0,97

5

12

0,63

3

0,76

3

0,79

6

0,84

3

13

0,71

6

0,61

1

0,89

6

0,80

4

14

0,77

6

0,73

3

0,95

11

0,81

4

15

0,68

4

0,61

1

0,88

10

0,78

3