Файл: Международный валютный фонд:цели, функции, особенности (СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договоренности о кредите «стэнд-бай». Предназначены для помощи странам в решении краткосрочных проблем с платежным балансом на срок от 1 до 2 лет, на погашение кредита дается 3¼-5 лет с момента его выдачи. Кредиты могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утвержденные кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации). Так же предусматривает гибкость в отношении этапов.

Гибкая кредитная линия предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом ее проведения. Договоренности о гибкой кредитной линии утверждаются по просьбе участников Фонда для стран, отвечающих всем критериям доступа. Действует гибкая кредитная линия 12-24 месяца с проверкой после года. Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются лимиты доступа, средства могут предоставляться единовременной выплатой. Фактическое предоставление средств не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики. На погашение кредита дается столько же времени, сколько и при «стенд-бай».

Линия превентивной поддержки и ликвидности предназначена для стран с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом ее проведения. Сочетает квалификационные критерии и целенаправленные условия, которые уменьшают уязвимость. Договоренность оформляется на полгода, или на 1-2 года (при условии обзора через шесть месяцев). Доступ по шестимесячным договоренностям ограничивается 125 процентами квоты в обычный период, но этот лимит может увеличиваться до 250 процентов, когда потребность в финансировании платежного баланса вызвана экзогенными шоками. Для договоренностей сроком от одного до двух лет годовой доступ установлен в 250 процентов квоты, и для всех договоренностей в общей сложности может достигать 500 процентов квоты. На погашение кредита дается столько же времени, сколько при «стенд-бай».

Механизм расширенного кредитования предназначен для помощи странам при более длительных и серьезных проблемах, связанных с платежным балансом и вызванных обширными искажениями, требующими крупных изменений в экономике. Этот механизм стали использовать чаще во время недавнего кризиса из-за структурного характера проблем платежного баланса некоторых государств-участниц. Время договоренностей больше, чем при «Стэнд-бай», обычно не превышает трех лет в момент утверждения. Возможен также максимальный срок до четырех лет в случае необходимости долгого характера корректировки, которая необходима для полной установки макроэкономической стабильности, а также убедительные гарантии проведения государством глубоких и последовательных структурных реформ. На погашение дается от четырех с половиной до десяти лет со дня фактической выдачи кредита.


Инструмент для ускоренного финансирования ввели вместо существовавших механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. Он обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ ограничивается годовым лимитом в 37,5 процентов квоты и общим лимитом доступа в 75 процентов квоты.

Льготное кредитование

Льготные механизмы МВФ для стран с низкими доходами были реформированы в 2010 году и доработаны в 2013 году. Они необходимы для того, чтобы финансовая поддержка Фонда стала более гибкой и соответствовала потребностям стран с низкими доходами. Нормы и лимиты для льготных механизмов были увеличены в 2015 году дл поддержания их уровней относительно возрастающих объемов производства, торговли и потоков капитала. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года (до конца 2016 года она равна нулю). Все механизмы предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на достижение устойчивой макроэкономической позиции в соответствии с задачей обеспечения прочного и долгосрочного сокращения бедности и экономического роста. Страны с более прочными позициями, могут получить «комбинированную» финансовую поддержку МВФ: использование нельготных и льготных ресурсов.

Расширенный кредитный механизм является главным инструментом Фонда для среднесрочной поддержки стран с низкими доходами, испытывающих длительные трудности с урегулированием платежного баланса. В настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в пять с половиной лет и полным сроком погашения в 10 лет.

Кредитный механизм «стэнд-бай» используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, имеющим краткосрочные или потенциальные потребности в урегулировании платежного баланса. Может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Финансирование в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет.

Механизм ускоренного кредитования обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. Введение упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.


ГЛАВА.2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ

2.1.Сущность деятельности МВФ ХХ века.

В Уставе Фонда для определения его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка - это предоставление валютных средств странам из его ресурсов;

2) операция – это оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

По факту в Фонд за кредитами обращаются только страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор (0,5% от суммы сделки) и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" обеспечивают государству-члену гарантию получения иностранной валюты от МВФ в обмен на национальную по договоренности в любое время, если страна выполняет все условия.

Попросить у Фонда кредит в рамках системы расширенного кредитования можно во время серьезных нарушений равновесия платежного баланса, которое вызвано структурными неполадками в производстве, торговле или механизме цен.

В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ с дефицитом платежного баланса из-за внешних факторов, которые от этих стран не зависят: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах и т.п.


В июне 1969 года создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

С 1989 года работает Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

В апреле 1993 года МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Действие Фонда распространяется на государства, которые переходят к рыночной экономике с помощью радикальных изменений в экономике и политике.

2.2.Проблемы МВФ.

Проблемы в деятельности Фонда связаны с методами и способами, которые международная организация использует для реализации своей стратегии.

Первой и главной проблемой за все время существования Международного валютного фонда был вопрос о его дальнейшей работе. Она возникла в начале 80-х годов из-за проектов изменений структуры мировой валютной системы. Некоторые проекты реформ предлагали взамен МВФ создать более демократичный и конструктивный международный финансовый институт. Спустя много лет необходимость рассмотрения таких предложений уменьшилась, однако угроза ещё остаётся.

Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах. В последнее время мировая общественность особо критикует действия Фонда, особенно много недовольства со стороны передовых государств. Страны не довольны тем, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает одинаковый пакет требований: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. Чаще всего при выполнении этих требований состояние экономики не только не стабилизируется, а, наоборот –происходит спад производства, обостряются социальные конфликты. Это проявилось во время финансового кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.

Исходя из мирового опыта, МВФ финансировал не всегда успешные программы экономического переустройства в разных странах. Например, в 90-е годы Фонд проводил политику внедрения в страны СНГ концепцию монетаризма, где она плоха прижилась, при том что подобный опыт в Великобритании и США прошел успешно.


2.3.МВФ и Россия.

С 1991 по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что только усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Для успешного входа в систему международных денежных, производственных и торговых взаимоотношений стране были необходимы финансы.

В состав МВФ Российская Федерация вступила в июне 1992 года, и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что, можно сказать, говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР.

В июле 1998 года была достигнута концессия о выделении Российской Федерации займа в двадцать миллиардов в рамках механизма чрезвычайного финансирования из специального дополнительного резервного фонда, предназначенного для стран-участниц с большими проблемами с платежным балансом, обусловленных необходимостью одномоментного погашения большого количества краткосрочных обязательств, и из-за тотальной потери доверия со стороны участников рынка.

Сейчас отношения РФ с Фондом политизированы, ведь возможность получения займов Фонда существенно возросла после событий на Балканах, когда угроза возврата Российской Федерации к мобилизационной экономике планового характера заставила Фонд пойти на определенные компромиссы и пересмотреть свои жесткие требования.

Цена привлекаемых Россией у международных валютно-кредитных организаций ресурсов является, как правило, ниже рыночной. По крайней мере, они предоставляются на таких условиях (включая объемы и сроки), которые не возможно согласовать с иными источниками заимствований.

Российская Федерация заимствует намного больше, чем вносит в уставные капиталы соответствующих организаций. Но влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах).

Принятые Россией обязательства по программе на 1993 — 1994 годы, не были выполнены полностью. Реализация программы на 1995 г. считается в целом успешной: произошло существенное снижение инфляции (с 17,8% в январе до 3,2% в декабре), сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета (по расчетам МВФ) с 11% ВВП в 1994 г. до 5% ВВП в 1995 году.

Весьма показательными являются данные, отражающие динамику ВВП России за время ее сотрудничества с МВФ.

Начиная с 1998 г. можно говорить об определенной стабилизации ВВП России на уровне 57 — 60% от ВВП 1989 года. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7%. Но отсюда нельзя сделать вывод, что перелом тренда и начавшийся рост экономики были обусловлены именно кредитами МВФ.