Файл: Международный валютный фонд:цели, функции, особенности (СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА.1 МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1.История создания МВФ. Основные цели МВФ.
1.2.Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе.
1.3.Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда.
1.4.Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования.
ГЛАВА.2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
Рост проявился в 1999-2000 годы, то есть когда Россия отказалась от дальнейших кредитов у МВФ. С одной стороны, отношения с международными финансовыми организациями и их ресурсы — лишь субсидиарные источники, которые не имеют значения без реальных действий со стороны правительства. По мнению специалистов Фонда, российская экономика на сегодняшний день могла выглядеть более солидно и уверенно, если бы в свое время Россия полностью реализовала экономические программы, поддержанные МВФ.
С другой стороны, известный специалист по проблемам развития международных финансовых отношений и лауреат Нобелевской премии Р. Манделл полагает, что МВФ абсолютно не справился с ролью гаранта стабильности мировой денежной системы, а проводимая Фондом политика в отношении России полностью провалилась.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, успешными проводимые реформы будут только тогда, когда программа изменений будет разрабатываться в том государстве, где она будет реализована. Но при сотрудничестве России и МВФ это правило не учитывалось.
Россия, будучи членом Фонда, обязана выполнять требования Статьи соглашения МВФ:
- устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемой национальной валюты в области международных текущих операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
- страны-члены не могут прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этим требованиям, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.
- установление их информационной открытости. Страны-члены регулярно предоставляют Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п.
Кредиты МВФ России связаны с выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.
У Международного валютного фонда разработан ряд требований к России.
- Ужесточение денежно-кредитной политики, в первую очередь ограничения кредитования государства. В расширении кредитов Центрально банка МВФ видел основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиления контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.
- Приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы из-за того, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Условия для предоставления кредитов России:
- увеличение роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
- абсолютное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, кроме нескольких естественных монополий;
- полное поощрение частого сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
- земельная и сельскохозяйственная реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
- усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны ЦБ, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;
- Либерализация внешнеэкономической деятельности. Из-за введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственной торговой политики: лицензирование, количественное ограничение (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные тарифы ограничения применялись с целью сдерживания чрезмерного вывоза, а в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы предназначены для создания более благоприятных для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе реализации согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.
Одним из важных факторов участия России в МВФ можно смело считать облегчение ситуации с реструктуризацией внешней задолженности после подписания соглашений с Парижским и Лондонским клубами кредитования. Этот шаг помог снизить сумму платежей по внешнему долгу с собственного бюджета страны, стабилизировать внешнюю кредитоспособность и платежеспособность, и наладить международные кредитные отношения без ущерба внешней экономики и национальной денежно-кредитной системы.
С 2000 года отношения России с МВФ перешли на новый этап, отличающийся двумя особенностями: изменение взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности; стабилизация валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.
Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъектуры.
Кризис вынуждает Россию и другие государства бывшего СССР обращаться к Фонду для получения займов. И пока эти государства зависят от кредитов МВФ, его воздействие будет существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный валютный фонд (МВФ) - международная организация, участники которой обязаны соблюдать правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платёжного баланса. Финансовый год фонда длится с 1 мая по 1 апреля. Соглашение о создании МВФ было принято в июле 1944 года на международной валютно-финансовой конференции 45 государств в Бреттон-Вудсе и вступило в силу 27 декабря 1945 г. С тех пор МВФ играет ведущую роль в мировой экономике.
Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
- на основе Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение «переходного периода», продолжительность которого не определена;
-официальное заявление Фонда о «дефицитности» определенной валюты дает право стране после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
Глобальный экономический кризис еще не достиг своей низшей точки. Крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста. Для многих важных в экономическом отношении стран нельзя исключить опасность попадания в дефляционную ловушку. Первая задача на сегодня - «тушение пожара», однако не менее срочная задача - признать коренные причины кризиса и начать глубокую реформу глобальной системы экономического руководства.
Система международных финансовых отношений формировалась в жутких условиях после Второй мировой войны, когда половина мира была в руина, везде была бедность и разруха, а развитые страны думал только о том, как восстановить мир и порядок в экономике и политике. Но система, сформированная в то время, спустя больше чем 70 лет себя изжила, и все рецепты развития и экономической стабилизации, которые прописывались при создании Всемирного банка и Международного Валютного Фонда, на практике уже давно не приносят никаких результатов и не помогают странам расти, развиваться.
Из-за кризисов сфере валютных отношений капитализма направления деятельности Фонда изменились: МВФ стал финансовой организацией, выполняющей функции фонда, банка, и эмиссионного учреждения одновременно. Причем чисто банковские функции финансового посредника в процессе мобилизации и распределения ресурсов получают в деятельности МВФ все большее значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоглазова Г.Н., Деньги. Кредит. Банки - М., 2009. -620с.
2. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). 2009 -240с
3. Ван дер Bee. История мировой экономики. 1945-1990 . - М.: Наука, 1994. -413 с.
4. Воеводина Н., Дусенбаев А. Экономическая история России. 2010 -190с
5. Гаврилова, Попов, Финансы организаций (предприятий). Учебник. - 3-е изд. 2007. -608с
6. Годин А.М. <http://www.knigafund.ru/authors/6139>,
7. Горегляд В.П. <http://www.knigafund.ru/authors/19680>,
8. Подпорина И.В. <http://www.knigafund.ru/authors/19681>
9.Бюджетная система России: учебник <http://www.knigafund.ru/books/106552>. - М.: Дашков и К, 2010. -628 с.
10. Гребнев Л.С. <http://www.knigafund.ru/authors/23098> Экономика: учебник. - Логос, 2011. - 408 с.
11. Деньги, кредит, банки. / под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2010. -320с
12. История мировой экономики / под ред. Поляка, Марковой. - М., 2011, 668с.
13. Кочергина Т.Е. Мировая экономика. М., 2008 -267с
14. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. 2009 -512с
15. Куликов, Чайникова, Бабенко, Современная бюджетная система России. М.: ТГТУ. 2007. -104с
16. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). 2008 -575с
17. Ломакин В.К. <http://www.knigafund.ru/authors/24725> Мировая экономика: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 671 с.
18. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ под ред. Красавиной Л.Н. 2005 3-е изд. -576с
19. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. Полякова, Щенина. М., 2008 -688с
20. Николаева Т.П. Финансы и кредит. УМК_ЕАОИ, 2008 -371с
21. Попова, Самонова, Добросердова. Финансы предприятий. 2010 -208с
22. Руднева Ю.Р. Деньги, кредит, банки - М., 2008 - 562 с.
23. Страгис Ю.П., История экономики: учебник - М., 2007. -528с.
24. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник. М., 2008 -320с
25. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебник 2009 -424с
26. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник - М.: Эскимо, 2008. - 416 с.
27. Трошин А.Н, Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: учебник. 2009 -408с
28. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник / под ред. Володина А.А. М., 2011 -510с
29. Шевчук Д.А., История экономики: учебник - М., 2009. -305с.
30. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: Основы функционирования и проблемы присоединения России. Учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2010. -146 с.
31. Егоров А.В. Международная финансовая инфраструктура. Учебное пособие. - М.: Линор. 2009. - 136 с.
32. Жарковская Е.П. <http://www.knigafund.ru/authors/7286> Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2011. - 325 с.