Файл: Международный валютный фонд:цели, функции, особенности (СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение сущности Международного валютного фонда, методов его работы и значения в мировой экономике очень важно для понимания полной картины функционирования международных экономических отношений. Эта важность обусловлена значимым местом Международного валютного фонда в развитии экономик стран-участников и всей мировой экономики.

За 74 года существования Международный валютный фонд из второстепенного кредитора превратился в ведущую организацию, определяющую экономическую политику многих развитых стран и стран с переходной экономикой. Мощным рывком МВФ за короткий срок существования стал сильным субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют на нее. В состав Фонда входят 189 стран мира, а работают в этой организации 2500 человек из 133 стран. МВФ является структурным подразделением Организации объединенных наций с главным офисом в Вашингтоне, но по факту практически не зависит от него.

Анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности предоставлять своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере. В этом состоит актуальность рассмотрения данной темы.

В России происходит рост экономики и увеличение собственных золотовалютных резервов, поэтому ее сотрудничество с МВФ вызывает большой интерес, и возникает необходимость разработки нового подхода к взаимоотношениям между нашим государством и Фондом.

Цель курсовой работы – изучить Международный валютный фонд, его основные функции и направления деятельности.

Задачи курсовой работы:

-изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;

-рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;

-определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.

Объектом исследования является МВФ.

ГЛАВА.1 МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ


1.1.История создания МВФ. Основные цели МВФ.

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Международный валютный фонд был создан 27 декабря 1945 года. В этот день представители первых 29 стран-участниц официально подписали соответствующее соглашение, которое действительно до сих пор. Но день начала фактической деятельности Фонда – 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодняшний день в организации состоят 188 государств, а штаб-квартира расположена в столице США Вашингтоне.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ цели организации следующие:

-содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

-содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

-поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации национальных валют;

-помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

-путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

-сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов, одновременно уменьшая масштабы данных нарушений.

К слову, так называемую финансовую помощь фонд оказывает только в виде кредитов, но на воплощение в жизнь конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним всего 0.5% годовых, однако по большей части кредитование не развивает реальный сектор экономики и производство конкурентоспособной продукции.


1.2.Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе.

Функции МВФ:

- Денежная поддержка для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо показать МВФ планы правительства по преодолению возникших сложностей.

- Надзорная функция. МВФ имеет право следить за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики, чтобы вовремя заметить опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут нарушить стабильность курса валют.

- Сотрудничество и консультирование, техпомощь. В центральные банки, министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.

Принципы деятельности МВФ:

-  запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

-       проведение интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

-      все страны должны учитывать в своей политике интересы своих партнеров.

Условия получения кредита в МВФ:

-  лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

-  фонд предъявляет определенные обоснования, иногда жесткие, к стране-заемщике, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.

Регулируя эти условия МВФ иногда вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.

1.3.Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда.

Высшим директивным органом МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-участниками МВФ.

Согласно Статьям соглашения Фонда, Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда, используя полномочия, переданные ему Советом управляющих.

Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров и их заместителей, которых избирают страны-участницы, и отвечает за текущий надзор, за работой МВФ в штаб-квартире Фонда. Председателем Исполнительного совета является Директор-распорядитель МВФ.


В Совет управляющих входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждого из 188 государств-членов МВФ. Управляющим обычно является министр финансов государства-члена или глава его центрального банка. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Имеется два комитета управляющих, которые представляют все страны-участницы. Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) занимается консультированием и состоит из 24 управляющих МВФ.

МВФК дает рекомендации Совету управляющих, отчитывается перед ним по надзору за управлением международной валютной и финансовой системой; рассматривает предложения Исполнительного совета по изменениям в Статье соглашения; а также преодолевает сбои, которые могут нанести вред системе. Но на принятие решений у МВФК нет полномочий. Заседания комиссии проходят весной и осенью во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) - это совместный орган Всемирного банка и МВФ, состоит из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ. Он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по всем значимым вопросам развития и денежных ресурсов, требующихся для содействия экономическому развитию в передовых странах. Комитет по развитию собирается два раза в год.

Директора-распорядителя Фонда выбирает Исполнительный совет. Он назначается на 5 лет, по истечению которых он может быть назначен повторно. Сейчас эту должность занимает Доминик Стросс-Кан. С одобрения Исполнительного совета директор назначает своего первого зама и двух заместителей для оказания поддержки в управлении. Один из этих двух замов выполняет функцию председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя.

Директор-распорядитель руководит работниками МВФ, организует работу под руководством Исполнительного совета, отвечает за внешние отношения и информационные связи организации. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала.

Основной источник средств МВФ - это взносы в капитал стран-участниц, которые они делают, входя в состав МВФ и получая членство. Государства платят 25 процентов своей квоты в специальных правах заимствования или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ. Квоты отражают долю страны-участницы в мировой экономике: чем выше экономика страны по объему производимой продукции и больше и разнообразнее продукты ее внешней торговли, тем выше и размер ее квоты. В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе: генеральные соглашения о займах, учрежденные в 1962 году, в которые входят правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария (в общей сумме 11 участников), и Новые соглашения о займах, введенные в 1997 году, участниками которых стали 25 государств и учреждений.


1.4.Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования.

Страна-участник МВФ может обратиться за финансовой помощью, если у нее есть реальная или потенциальная потребность в финансировании платежного баланса, то есть оно не имеет или может не получить достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей при сохранении достаточных резервов на будущее. Ресурсы МВФ обеспечивают резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить, чтобы исправить проблему платежного баланса и способствовать восстановлению условий для активного экономического роста.

По получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договоренности о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может определять конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платежным балансом. Программа экономической политики, лежащая в основе договоренности, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях» и более подробно излагается в прилагаемом «Меморандуме о договоренности». Как только Совет утверждает договоренность, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договоренности обеспечивают странам с очень высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, не требуют конкретного согласования требований в отношении мер экономической политики.

Инструменты МВФ для нельготного кредитования: договоренности о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия, линия превентивной поддержки и ликвидности; для среднесрочных нужд — механизм расширенного кредитования; для экстренной помощи государствам-членам, имеющим острые потребности в урегулировании своих платежных балансов, ― инструмент для ускоренного финансирования. В случае всех нельготных механизмов действует процентная ставка МВФ («ставка сборов»), связанная с рыночной. По займам свыше лимитов взимается дополнительный сбор. Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР, которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Лимит доступа (сумма кредита для страны) меняется в зависимости от вида кредита и обычно кратна квоте страны. Договоренность о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют лимита.