Файл: Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формирование гражданского общества и правового демократического государства требует создания сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Конституция Российской Федерации предусматривает обязанность государства обеспечить соблюдение прав и свобод граждан посредством судебной защиты.

Судебная защита - одно из необходимейших условий правовой защищенности личности, характеризующейся предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием эффективного механизма их правовой защиты.

Судебная власть занимает особое место среди других властей - законодательной и исполнительной. Институт судебной власти в последние годы был достаточно освещен в юридической литературе.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционногоправа, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».

Важную роль вобеспечении судебной защиты прав и свобод граждан играют и постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Повышению эффективности деятельности судов по разрешению жалоб граждан способствовало постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"; в не разъяснены многие вопросы, которые возникают в правоприменительной практике.

Глава 1. Судебная власть в Российской Федерации

1.1 Понятие судебной власти

Судебная власть, правосудие и судебная деятельность в Российской Федерации: понятие и конституционные принципы Конституция РФ 1993 г. провозгласила и утвердила судебную власть как независимый и самостоятельный государственно-правовой институт. Судебная власть является органической составляющей государственного механизма, осуществляется от имени государства, ее основной целью является разрешение социальных конфликтов правовыми методами и, на основе действующих общеобязательных правил, и правовых принципов.


Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная — правительством, то судебные полномочия, судебная власть реализуется не каким-либо единственным судом, а всей судебной системой. Деятельность судов по рассмотрению споров по применению законов по отношению к виновным лицам именуется правосудием, т.е. реализация законов судом, деятельность суда, правильное, справедливое осуществление судебной деятельности — это и есть правосудие. Оно осуществляется независимым судом, без влияния посторонних факторов, суд должен отправлять свои полномочия по совести, согласно духу и букве закона. Судебная власть — понятие сложное, многозначное, многоэлементное, но его суть составляет только суд, т.е. лица, призванные выполнять эту деятельность государства, прошедшие специальную процедуру назначения и избрания, имеющие специальное образование, опыт, соответствующие моральные качества. В конституциях или специальных законах могут содержаться принципы правосудия, принципы судоустройства и судопроизводства, иногда их можно вывести из всей системы деятельности судов.

Судебная власть — самая молодая из всех ветвей власти современной России. В государственном развитии предыдущего периода (до принятия Конституции РФ 1993 г.), когда не действовал принцип разделения государственной власти, суд не рассматривался как самостоятельная властная деятельность. Суд функционировал лишь как государственный орган, осуществляющий правосудие. При этом последнее не признавалось как самостоятельная, отличная от других ветвей власти, государственно-властная деятельность. В современной России судебная власть приобрела все атрибуты самостоятельной государственной власти: она учреждена Конституцией, имеет всестороннюю нормативную основу, самостоятельные ресурсные источники; располагает собственной системой органов, выполняющих особые государственные функции. Таким образом, судебная власть уже рассматривается не только как способность суда (судебной системы) на выполнение каких-либо действий, но и как качество, присущее развитому обществу, посредством суда разрешать социально-политические и экономические конфликты. Наличие судебной власти — необходимое и обязательное условие функционирования правового демократического государства. Следует отметить, что в настоящее время практически все конституции мира содержат специальные разделы (главы), посвященные судебной власти. Признание вопросов организации и деятельности судебной власти в качестве самостоятельного предмета конституционного регулирования обусловлено тем, что судебная власть к а к самостоятельная разновидность государственной власти непосредственно воздействует на права и свободы человека. Отсюда — требуется установление конституционных основ взаимоотношений судебной власти с другими ветвями власти в государстве, определение гарантий самостоятельности судебной власти и независимости судей, установление границ и пределов ее воздействия на права граждан. Конституционные основы судебной власти в России закреплены, во-первых, в виде общих конституционных установлений об организации и деятельности государственной власти, в том числе судебной ее составляющей. Сюда можно отнести конституционные положения, закрепленные, в частности, ст. 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104 и рядом других. В данных статьях закреплены такие основополагающие начала российской государственности, как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом. Эти понимания относятся в равной мере ко всем ветвям власти, включая судебную. О н и закрепляют положение суда в государственной системе, определяют принципы осуществления судебной власти. Кроме того, Конституция РФ содержит специальные статьи, содержащиеся в отдельной главе 7 (ст. 118—129), направленные на регулирование вопросов организации и функционирования судебной власти, определение ее пределов и принципов деятельности. Определяя принципы осуществления судебной власти, Конституция России формирует тем самым базовые стимулы, импульсы для дальнейшего правового регулирования и для ее правового развития. Каждый и з закрепленных в Конституции принципов имеет свое содержание для организации судебной власти и свое значение в обеспечении ее деятельности. В то же время содержание указанных принципов тесно переплетается между собой, имеет место глубокая зависимость данных принципов друг от друга.


1.2 Судебная система

Понятие «судебная система» означает, что суды образуют определенную единую упорядоченную систему. Единство судебной системы, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[1] обеспечивается путем:

  1. установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ,изданным Федеральным конституционным законом;
  2. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  3. применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  4. признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  5. законодательного закрепления единства статуса судей;
  6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Внутренняя структура судебной системы имеет определенную иерархическую организацию. Иерархическая организация судебной системы обусловлена как делением судов по вертикали, так и их делением по горизонтали (разделение судов в зависимости от их юрисдикции). Деление судов по вертикали связано с наличием судов разного территориального уровня на основе подсудности дел. Такое деление осуществляется в судах одной юрисдикции вызвано необходимостью, с одной стороны, обеспечения доступности правосудия для населения, с другой — распределения дел в зависимости от их сложности. Конституция РФ не устанавливает разграничения полномочий в сфере правового регулирования вопросов организации судебной системы при формировании федеральных судов между федеральными органами государственной власти субъектов Федерации. Организация судебной системы строится по единым правилам, общим для всей страны. Установление системы федеральных судов и порядка их организации и деятельности к ведению Российской Федерации и передача этих полномочий на уровень субъектов Федерации принципиально не осуществляется, поскольку может привести у нарушению прав граждан на судебную защиту. Кроме того, иерархическое построение судебной системы позволяет реализовать конституционное право каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов, к которым относятся и решения судов; служит продвижению дел вверх по судебным инстанциям, обеспечивает возможность осуществлять проверку решений нижестоящих судов в вышестоящих судах. Действующее законодательство предусматривает создание в субъектах Федерации как федеральных судов, так и судов субъектов Федерации — конституционного (уставного) суда субъекта Федерации и мировых судей. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации создаются, как уже было отмечено выше, по усмотрению самого субъекта Федерации на основе его закона. При этом субъект Федерации обладает не только учредительными полномочиями в отношении данного вида суда, но и вправе определять компетенцию этого суда, порядок его деятельности, устанавливать требования к судьям этого суда. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Федерации производится исключительно за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Что касается мировых судей, то их создание осуществляется уже не на основе закона субъекта Федерации, а на основе Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»[2]. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей, порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливаются федеральным законодательством, а к компетенции субъектов Федерации относится учреждение должностей мировых судей и создание и упразднение (в рамках установленного федеральным законодательством общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Федерации) судебных участков. Таким образом, мировые судьи хотя и не относятся к системе федеральных судов, но и не могут быть отнесены в полной мере к системе судов субъектов Федерации.


Судебная власть как одна из ветвей государственной власти реализует себя посредством судопроизводства, т.е. урегулированного процессуальным законом порядка деятельности суда по конкретному делу, состоящей из разрешения дела по существу, а также в решенных правовых вопросов, возникающих в ходе процессуальной деятельности п о конкретному делу.

Конституция РФ (ст. 118)[3] устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

Указанные виды судопроизводства регламентируются в специальных законах: конституционного — в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»; гражданского — в ГП РФ и АПКРФ; административного — в ГПКРФ, АПКРФ и КоАП РФ; уголовного — в УПКРФ. При этом необходимо помнить, что уголовное, гражданское и административное судопроизводства осуществляются в настоящее время судами общей юрисдикции, а не какими-либо специальными видами судов по отдельности для каждого вида судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают дела п о правилам уголовного, гражданского и административного судопроизводства; арбитражные же суды действуют по процедурам либо гражданского, либо административного судопроизводства.

Глава 2. Судебная защита прав и свобод гражданина

2.1 Защита прав человека в Российской Федерации

Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социальнополитических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения. Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся: конституционно-судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм.


На основании ч.4 ст. 125 Конституции РФ и ч. 1 ст.3 п.3 ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[4] гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ и просить проверить, конституционен ли закон. Под законом в данном случае понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный либо закон субъекта РФ. В случае признания закона или отдельных его частей неконституционными они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой. Конституционный Суд РФ «в пределах своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный орган конституционного контроля».

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита егоправ и свобод и каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Конституционное право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.

Значение судебной защиты во Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом», представляется также достаточно высоким.

Конституция устанавливает систему гарантий соблюдения прав человека. Согласно ч.3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина[5]. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом, согласно Конституции, не могут быть ограничены право на жизнь, на уважение достоинства личности и ряд др.