Файл: Ведомственные и межведомственные нормативно правовые акты и документы, их виды и значение..pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
Представляется логичным деление этих законов на следующие группы:
– устанавливающие базисные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности;
– регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности;
– регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности.
Дополнительно к законам оперативно-розыскная деятельность регламентируется и подзаконными актами, к которым относятся:
– указы Президента Российской Федерации (например, «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 12 июля 1995 г.[29]; «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г.[30]; «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г.[31] и т.д.);
– постановления Правительства Российской Федерации (например, «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 4 сентября 1995 г.[32] и др.);
– акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснение и толкование норм оперативно-розыскного законодательства (например, Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 июня 2005 г. № 267-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Дячука И.А. на нарушение его конституционных прав положениями ч. 4 ст. 354 УПК РФ»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[33]; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел»[34]).
Представляется, что такая множественность источников регламентации создает определенные трудности для оперативного состава и иных участников рассматриваемой деятельности. Возможно, при доработке закона «Об оперативно-розыскной деятельности» целесообразно включить в него принципиальные положения названных нормативных актов. Важно подчеркнуть, что организационно-тактические элементы оперативно-розыскной деятельности не могут регламентироваться законами и перечисленными подзаконными актами, поскольку содержат положения, включающие сведения, отнесенные законодателем к государственной тайне. Часть 2 ст. 4 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскных мероприятий.
Думается, что законодатель ограничил компетенцию субъектов оперативно-розыскной деятельности, разрешив им издавать лишь такие документы.
В оперативно-розыскной деятельности помимо оперативно-розыскных мероприятий присутствуют и иные организационно-тактические элементы, которые в законе лишь обозначены, но не раскрыты. В частности, к последним относятся дела оперативного учета; институт конфиденциального сотрудничества; техника финансирования оперативно-розыскной деятельности; учетная работа. Правовая регламентация соответствующих вопросов относится к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности, поскольку здесь преобладают сведения, отнесенные к государственной тайне. В связи с этим относительно нормотворческих полномочий субъектов оперативно-розыскной деятельности уместнее говорить, что в их компетенции находится издание нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику указанной деятельности в целом.
Анализ нормативных актов ведомств-субъектов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что в своей основе они структурно повторяют закон «Об оперативно-розыскной деятельности», что вполне понятно, хотя и не является обязательным.
1.3.Недостатки ведомственных и межведомственных нормативных актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность.
Сравнительный анализ нормативных актов различных ведомств дает основания утверждать, что большинству из них присущ ряд однотипных недостатков:
1. Излишнее дублирование закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Особенно это касается общих положений, а также оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7, 8 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые излагаются дословно, хотя достаточно сделать ссылку на соответствующие статьи закона.
2. Терминологические различия. Например, по-разному обозначаются дела оперативного учета, а также категории лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Излишняя детализация функций отдельных категорий сотрудников. Например, весьма подробно излагаются обязанности сотрудников учетных аппаратов, хотя более уместно отражать их в должностных инструкциях.
4. Изложение некоторых положений в стилистической форме, позволяющей толковать их неоднозначно. Например, в описании оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» указывается, что оперативный работник или гражданин, действующий по его поручению, может сделать лицу, представляющему оперативный интерес, ненавязчивое предложение выполнить какие-то действия[35]. Но кто может однозначно определить, было предложение ненавязчивым или нет?
Выводы
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
ОРД имеет четко определенные цели. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве таких целей указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.
Оперативно-розыскная деятельность помимо закона «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется и другими федеральными законами, а также ведомственными и межведомственными подзаконными актами. Анализ нормативных актов ведомств-субъектов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что в своей основе они структурно повторяют закон «Об оперативно-розыскной деятельности», что вполне понятно, хотя и не является обязательным.
Сравнительный анализ нормативных актов различных ведомств дает основания утверждать, что большинству из них присущ ряд однотипных недостатков:
- излишнее дублирование закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- терминологические различия;
- излишняя детализация функций отдельных категорий сотрудников;
- изложение некоторых положений в стилистической форме, позволяющей толковать их неоднозначно.
Глава.2 Пути совершенствования ведомственных и межведомственных нормативных актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность
Представляется, что указанных и иных недостатков можно в значительной мере избежать, если разработать и издать единый для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности нормативный акт по основам ее организации и тактики[36].
Естественно, в нем не могут быть в полной мере учтены интересы всех ведомств, но будет заложена база для издания внутренних нормативных актов с единой, насколько это возможно, структурой, терминологией, а также созданы предпосылки для взаимодействия.
В этой связи хотелось бы уделить внимание межведомственному нормотворчеству. Появлявшиеся ранее межведомственные нормативные акты в основном касались форм и методов взаимодействия между субъектами, их издающими. Безусловно, они сыграли положительную роль в решении задач оперативно-розыскной деятельности, так как была сформирована правовая основа для совместных действий. Вместе с тем они не были свободны от недостатков.
Например, в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд указано, что соответствующий процесс осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Однако в приложении дается бланк постановления, которое указанный руководитель должен утверждать.
Возникает вопрос: кто же должен выносить и подписывать данное постановление? Проведенный анализ отнюдь не преследует цели дискредитировать ведомственное и межведомственное нормотворчество, а призван привлечь внимание исследователей к необходимости его совершенствования.
Исходя из этого хотелось бы обозначить свое видение ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.
Как уже отмечалось, базой для них мог бы служить межведомственный нормативный акт всех субъектов оперативно-розыскной деятельности, содержащий общие и обязательные для всех основы организации и тактики указанной деятельности. Ведомственные базовые нормативные акты, как правило, издаются в виде наставлений или положений. Они должны учитывать положения не только закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и других федеральных законов. Эти нормативные акты отражают основы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, поэтому нет необходимости излагать в них детально функции или действия оперативных работников и иных лиц, а также технику выполнения каких-либо действий. В них следует максимально уменьшить количество декларативных отсылок типа «регламентируется законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами» [37].
Если отсылочной нормы избежать не удается, следует указывать конкретно нормативный акт, статью. Детально же деятельность оперативных служб должна регламентироваться ведомственными приказами, указаниями и инструкциями.
Представляется, что такой подход к нормотворчеству позволит «разгрузить» ведомственные нормативные акты, устанавливающие основы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, уменьшит их объем, сделает более приемлемыми для пользователей.
Выводы
В целях совершенствования регулирования оперативно-розыскной деятельности целесообразно разработать и издать единый для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности нормативный акт по основам ее организации и тактики. В таком акте не могут быть в полной мере учтены интересы всех ведомств, но будет заложена база для издания внутренних нормативных актов с единой, насколько это возможно, структурой, терминологией, а также созданы предпосылки для взаимодействия.
Ведомственные базовые нормативные акты должны учитывать положения не только закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и других федеральных законов. В них следует максимально уменьшить количество декларативных отсылок. Если отсылочной нормы избежать не удается, следует указывать конкретно нормативный акт, статью. Детально же деятельность оперативных служб должна регламентироваться ведомственными приказами, указаниями и инструкциями.
Представляется, что такой подход к нормотворчеству позволит «разгрузить» ведомственные нормативные акты, устанавливающие основы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, уменьшит их объем, сделает более приемлемыми для пользователей.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
ОРД имеет четко определенные цели. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве таких целей указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.