Файл: Влияние сексуальной информации на сознание, поведение школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Половая принадлежность учащихся - один из важнейших факторов индивидуальности и ее необходимо учитывать. Развитие в личности ребенка качеств социально обусловленных и соответствующих его полу, необходимых для дальнейшей семейной жизни - очень важная и актуальная задача в воспитании. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, как педагогам удается осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Проблема обостряется тем, что ребенок из окружающей жизни, СМИ получает массу информации сексуального характера. Без родителей, воспитателей он не может воспринять ее правильно. Перед ним стают вопросы: Что значит - быть мужчиной или женщиной? Как я сравниваю себя с людьми своего пола? Что отличает меня от людей противоположного пола? Умею ли я строить с ними отношения? Что мне приятно и что неприятно в людях противоположного пола? Признаю ли я существование связанных с полом проблем? Какое место в моей жизни и переживаниях занимает сексуальность? У каждого человека есть свои ответы на эти вопросы, свои взгляды и убеждения. Изменить их - обычно достаточно сложная задача.

Половое воспитание – важный аспект в развитии ребенка, который должен быть реализован в полной мере, чтобы его не понимали как «противоположность нравственности».

Объектом исследования является процесс восприятия ребенком информации сексуального характера.

Предметом исследования будут особенности процесса полового воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ влияния информации сексуального характера на школьника, разработке и экспериментальной проверке социально-педагогической программы, способствующей половому воспитанию.

Гипотеза исследования состоит в предположении, о том, что процесс восприятия школьником информации сексуального характера будет успешным, если на основании полученных диагностических данных разработать и реализовать социально-педагогическую программу по половому воспитанию школьников, которая учитывает их индивидуальные особенности, включает совокупность групповых и индивидуальных форм работы, ориентированных на расширение знаний школьников о половых отношениях.

Проблема, объект, предмет, гипотеза и цель исследования предопределили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме влияния сексуальной информации на сознание, поведение школьников.


2. Раскрыть теоретические основы полового воспитания школьников.

3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня знаний подростков о навыках общения с противоположным полом.

4. Теоретически обосновать, разработать и реализовать социально-педагогическую программу, содействующую половому воспитанию школьников.

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в ходе экспериментальной работы был использован комплекс методов исследования:

1) теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных, изучение педагогического опыта);

2) эмпирические (педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы количественной и качественной обработки результатов исследования).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава.1 Теоретические основы влияния информации сексуального характера на сознание, поведение школьников

1.1.Влияние информации сексуального характера на детей.

У современных детей есть доступ к самой разнообразной информации в самых разнообразных средствах массовой информации: от телевидения, музыкальных видеоклипов и объявлений до Интернета и других современных технологий. Сейчас, как никогда раньше, родители, учителя и другие специалисты, вовлеченные в воспитание ребенка, обеспокоены тем, что ребенок может получить доступ к материалам сексуального характера, а также тем, какое влияние увиденные материалы могут оказать на психическое и сексуальное развитие ребенка. Большая часть сведений, которые мы получаем из средств массовой информации, стремится нормализовать оскорбительное сексуальное поведение.


Ребенок может столкнуться в материалами сексуального характера по разным причинам.

Во-первых, дети могут случайно столкнуться с материалами сексуального характера, как при просмотре телевизора, так и в Интернете или других местах. При этом увиденное может оказать отрицательное воздействие на ребенка, даже если он этого не понимает.

Прежде чем ребенок сам успеет отвернуться от того, что ему неприятно (выключив телевизор или компьютер), увиденное останется в памяти и окажет влияние. На некоторых детей может быть оказано большее влияние, чем на других, некоторые могут переживать стресс и неприятные эмоции, а другие больше никогда не вспомнят увиденное. Есть дети, для которых увиденное может стать причиной повышенного интереса к материалам сексуального характера и побудить их искать аналогичные материалы[1].

Во-вторых, намеренно. У подростков проявляется естественный интерес к сексу, и часто именно Интернет является средством, с помощью которого разыскивается интересующая (может быть, увлекательная или актуальная) информация. Так как содержание Интернета обычно не подвергается цензуре, дети могут очень легко столкнуться с неподходящими материалами. Материалы сексуального характера могут создать у ребенка неправильное представление о здоровых сексуальных отношениях, а также неправильное понимание ценностей при построении отношений[2].

Информация сексуального характера, которую можно найти в Интернете, часто является неадекватной и вредной для ребенка. В ней могут быть отображены сексуальные сцены с насилием и жестоким отношением к людям. Эксперты считают, что материалы такого рода могут создать сильное, однако неправильное представление о здоровых сексуальных отношениях. В таких материалах не хватает информации об установлении отношений и личном контакте, поскольку они побуждают устанавливать отношения сексуального характера без эмоциональной связи между людьми.

Какое влияние может оказать чересчур длительное воздействие материалов сексуального характера:

– создание ценностей и отношения к сексу, а также формирование сексуального поведения;

– возникновение раннего или преждевременного сексуализированного поведения у ребенка;

– возникновение экспериментирования с вызывающим сексуальным поведением;

– формирование мнения, что вызывающее поведение приемлемо;

– формирование неправильного представления об отношениях, внешнем виде и поведении;


– создание условий для возникновения риска стать жертвой насильника, поскольку границы отношений могут быть размыты;

– увеличение риска для здоровья (инфекции, передающиеся половым путем, сексуальное использование);

– увеличение риска проблематичного сексуального поведения ребенка по отношению к другим детям;

– создание препятствия для здорового сексуального развития.

Через средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, музыка) и Интернет у детей имеется свободный доступ к различным материалам сексуального характера. Очень важно помочь ребенку в создании критического, соответствующего возрасту, способа мышления.

Поскольку дети получают знания о сексуальности постепенно, следует позаботиться, чтобы они получали информацию согласно своему возрасту. Эта информация периодически повторяется, расширяется, усиливается примерно так, как организован педагогический процесс в школе. Не может быть одинакового плана сексуального образования, но можно представить примерный порядок ознакомления своих детей с информацией на эти темы.

Психосексуальному развитию свойственна определенная стадийность и фазность.

1. Этап формирования полового самосознания – с первых месяцев жизни до 2-4 лет (максимум 5 лет).

2. Этап формирования стереотипа полоролевого поведения от 2-5 до 7- 10 лет.

3. Формирование психосексуальных ориентаций – от 7-10 до 18-20 лет (максимум 26 лет).

1-я стадия – формирование платонического либидо 12-15 лет.

1-я фаза – платонические фантазии.

2-я фаза – реализация платонического общения.

2-я стадия – формирование эротического либидо 12-15 лет.

1-я фаза – эротические фантазии.

2-я фаза – эротические ласки и игры.

3-я стадия – формирование сексуального либидо 12-15 лет.

1-я фаза – сексуальные фантазии.

2-я фаза – начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами абстиненции и мастурбации 16-24 года.

Разделение психосексуального развития на этапы носит несколько условный характер, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой подвижные структуры, которые могут меняться не только в процессе их формирования, но и в течение всей жизни человека.

На первом этапе – с первых месяцев жизни до 2-4 лет (максимум 5 лет) происходит формирование полового самосознания под влиянием микросоциальной среды, но в значительной мере оно определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. Первоначально у ребенка вырабатывается осознание собственной половой принадлежности и пола других людей, затем идет научение и закрепление установки: любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов. Понятно, что на этом этапе обсуждаются телесные различия между полами, утверждается положительное отношение к своему полу и его телесным атрибутам, отношение к телесности, при этом многие аспекты информации лучше усваиваются невербально. Уже с первых месяцев жизни ребенок постоянно получает подтверждения от родителей, кто он – мальчик или девочка, при этом где-то после года выявляются половые различия в игровом поведении детей.


Девочки чаще просятся на руки к матери, прикасаются к ней, склонны к пассивным играм на одном месте. Мальчики обычно более активны, непоседливы, избегают длительных родительских ласк. Если развитие ребенка происходит нормально, то в конце этого периода к нему приходит осознание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет мужчиной или женщиной, то есть возникает половая идентичность: чувство собственного постоянства, тождественности самому себе душевно и телесно[3].

На втором этапе (от 2-5 до 7-10 лет) происходит формирование стереотипа полоролевого поведения. На этом этапе происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам принадлежности определенному полу, принятым в той социальной среде, в которой он воспитывается. Поскольку в этот период начинается активное общение со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Психологи отмечают, что этому возрасту свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность, одновременно развиваются элементы абстрактно-логического мышления.

Следует помнить, что, несмотря на развитие чувства личной независимости, важно усиление контакта с родителями. И это понятно, ибо родители и их взаимоотношения становятся объектом повышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Правильное поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка. С началом школьного периода появляются новые образцы для подражания и возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива школьников по половому признаку. Во многом благодаря этому возрастают требования к проявлениям мужественности или женственности, окончательно фиксируя выбранную половую роль.

Третий этап самый длительный – от 7-10 до 18-20 лет (максимум 26 лет). Он связан с формированием психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения с его индивидуальными 39 особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение) и форм его реализации, и завершается вступлением в период зрелой сексуальности, для которого характерна регулярная половая жизнь. Практически речь идет о различных аспектах особенностей реализации уже проявляющейся сексуальности, поэтому этот этап проходит в несколько стадий и фаз.