Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА «ВОСТОК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общительность человека характеризуется легкостью общения с другими людьми, отсутствием изоляции. Более того, общительность обязательно должна сопровождаться эмоционально позитивным тоном общения.

Эффективное управление персоналом во многом зависит от способности руководителя влиять на подчиненных, направляя их усилия на достижение стратегических целей организации.

Существует два типа полномочий [4, с.32]:

- формальный, связанный со статусом лидера;

- приобретен или заслужен - связан с его непосредственной деятельностью в качестве менеджера и результатами работы подразделения, организации.

При наличии формальных полномочий степень влияния лидера на подчиненных может быть незначительной из-за действия ряда факторов, а именно [1, с.36]:

  • неспособность влиять на подчиненных, недостаточная способность обеспечивать участие и помощь других или влиять на их решение;
  • отсутствие лидерских навыков, практических способностей для достижения результатов от работы подчиненных;
  • непонимание особенностей управленческой работы, мотивации сотрудников, бесчеловечных и неуместных представлений о роли руководителя.
  • неспособность обучать подчиненных, отсутствие желания помогать другим, развивать и расширять их возможности;
  • низкая способность формировать эффективный персонал, неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп в подразделении;
  • недостаток навыков для решения проблем, отсутствие стратегии, необходимой для принятия решения;
  • недостаток креативности, неспособность генерировать достаточно новые идеи и неспособность использовать их;
  • отсутствие ясности относительно целей их личной и деловой жизни;
  • невозможность в полной мере использовать свое время, энергию, неспособность справиться со стрессом.

Приобретенный или заслуженный авторитет основан на поведении лидера. Особенно [7, с.41]:

  • демонстрация личного примера соблюдения действующих на предприятии правил и инструкций;
  • болеет за свое предприятие и связывает себя с его целями и следит за их реализацией;
  • забота о своих подчиненных и условиях их работы;
  • правильно использует предоставленные ему полномочия;
  • берет на себя ответственность за принятые решения.

Поддерживает и повышает уровень профессиональных знаний дома и среди подчиненных.

Неразрывное единство формальной и обретенной власти - залог успеха лидера.

Усиливая авторитет руководителя, необходимо следить за тем, чтобы он не мешал инициативе подчиненных. Искусственные методы формирования власти не приводят к успеху; в результате появляется мнимая или ложная, авторитетная, псевдо-авторитетная:


А. С. Макаренко выделил следующие разновидности псевдо-авторитета [22, с.34]:

- авторитет на расстоянии - лидер считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от своих подчиненных, и официально поддерживает их;

- авторитет доброты «всегда быть добрым» - таков девиз этого лидера. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, что хороший руководитель предоставляет подчиненному «медвежью услугу»;

- авторитет педантичности - в этом случае менеджер прибегает к мелкой опеке и жестко определяет все этапы задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;

- авторитет чванства - лидер высокомерен, горд и старается везде подчеркивать свои прежние или воображаемые нынешние достоинства. Такому лидеру кажется, что эти «заслуги» наделяют его высоким авторитетом;

- власть подавления - менеджер прибегает к угрозам, распространяет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепляют его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, создает перестрахование и даже нечестность.

Ложная власть не увеличивается, а, наоборот, снижает эффективность лидерства. Под ложной властью подчиненные часто льстят лидеру, суетятся и не уважают его в своей душе; ложный авторитет угроз связан с дурной привычкой другого лидера постоянно угрожать своим подчиненным, запугивать их штрафами и трудностями. Сначала такой лидер боялся, а затем, видя, что не может выполнить свои угрозы, хихикнул позади него; ложная власть обещаний связана с частыми и обычно невыполненными обещаниями выгод, которые лидер, якобы, собирается достичь или даже уже достигает для своих подчиненных; ложный авторитет должности связан с идеей руководителя о том, что его высокий пост делает его умнее, значительнее и лучше, чем все его подчиненные [17, с.91].

Таким образом, авторитет является прямым результатом влияния личности человека. Для того чтобы авторитет позиции лидера сочетался с авторитетом его личности, он должен совмещать лидерские и лидерские функции. Власть - это переменная: завоевать ее никогда не поздно, но ее легко потерять. Поддержание авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля за каждым его действием.


1.3. Общая характеристика лидерства в системе менеджмента и основные черты лидера и менеджера.

Лидерство (англ. Leader) - управленческие отношения среди руководителей и последователями, базирующиеся на результативном для данной ситуации комбинации разных источников власти и нацеленные на побуждение людей к достижению единых целей [23, с.78].

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае воздействие на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей посредством индивидуальные способности, умения и прочие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что безупречным для лидерства является совокупность двух баз власти: личностной и организационной.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, если он уже аргументировал собственную компетентность и значимость для отдельных сотрудников, групп и компании в целом. Более отличительными чертами успешного лидера считаются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений [24, с.12].

Таким образом, необходимо сделать заключение, что лидер считается доминирующим личностью каждого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд свойств, определяющих этот тип людей. Говоря о лидерстве нереально не упомянуть о манерах руководства слово “стиль” греческого происхождения. Поначалу оно означало стержень для писания на восковой доске, а позже употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно полагать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в поступках менеджера [26, с.94].

Согласно поведенческому подходу к руководству, по методу и способу отношения к подчиненным, любая организация предполагает собой неповторимую комбинацию целей, видов и задач. А любой управляющий – это неповторимая личность, обладающая рядом возможностей. Поэтому стиль управления должен быть соотнесен с какой- то позицией руководителя. Согласно систематизации Курта Левина существует три типа управления: авторитарный, демократический, либеральный. Эти стили представлены на рисунке 1.1.

Авторитарный Демократический Либеральный

Рис.1.1 – Виды руководства по Левину

Руководитель - автократ навязывает свою волю исполнителям, лично принимает и откладывает решения, не предоставляет возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, зачастую резок с людьми. Постоянно приказывает, управляет, наставляет, но никогда не просит. Главное содержание его управленческой деятельности заключается из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осмотрительностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть концентрируется в руках такого руководителя, получившего термин автократа. Это создает тяжелую обстановку, подчиненные в данном случае осознанно или подсознательно стремятся остерегаться близкого контакта с подобным руководителем [10, с.35].


Руководитель, использующий в большей степени демократический образ, старается улаживать вопросы коллективно, оповещать подчиненных о состоянии дел, грамотно отвечать на критику. В общении с подчиненными вежлив и благосклонен, пребывает в постоянном контакте, часть управленческих функций направляет другим специалистам, доверяет подчиненным. Строг, но справедлив. В подготовке к осуществлению управленческих решений принимают содействие члены коллектива. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний располагается, как правило, в середине групп. Это формирует непосредственную обстановку при обсуждении трудностей развития организации.

Руководитель с либеральной манерой руководства практически не вторгается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена абсолютная самостоятельность, возможность индивидуального и группового творчества. Подобный руководитель с подчиненными как правило вежлив, согласен отменить принятое им прежде решение, особенно если это угрожает его репутации. Стили управления продемонстрированы в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Стили управления

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

Личное установление целей и выбор средств их достижения

Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требует много времени на принятие решений

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

Более подробно каждый стиль руководства по Левину представлен в приложении 1.


Следует отметить, что существует множество классификаций стилей руководства, например, теория Макгрегора (теория «Х» и теория «У»), стили руководства по Лайкерту (см. приложение 2)

Позже было определено, что любой из отмеченных стилей “в истинном виде” встречается крайне редко.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассмотрев различные стили руководства, можно лишь выделить, что каждый стиль выбирается под определенную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный» стиль. Можно лишь выбрать более оптимальный для конкретной организации.

Основные черты лидера и менеджера и их различия.

Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и выстраивание отношений с ними, прежде всего, использует и опирается на официальную основу власти и источники, которые ее питают.

Лидерство как особый тип управленческих отношений основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс гораздо более сложный, требующий высокого уровня взаимозависимости между его участниками. В отличие от самого руководства, лидерство требует, чтобы у организации были последователи, а не подчиненные. Собственно, отношения «начальник - подчиненный», характерные для традиционного взгляда на управление, заменяются отношениями «руководитель - последователь» [6, с.15].

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.

Выпишем отличие менеджера от лидера в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 – Отличия менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует как доводы, так и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Очевидно, что на практике нет идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что большая группа менеджеров имеет лидерские качества во многих отношениях. Однако в реальной жизни все наоборот.