Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА «ВОСТОК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное развитие общества характеризуется сменой управленческих моделей в различных сферах жизни человека. Строгая администрация и управление заменяется новой моделью управленческого лидерства. Лидерство как феномен социальных отношений всегда вызывало много споров относительно его природы и было центром научных исследований.

Проблема лидерства стала развиваться в России еще в 20-30-х годах. Над ней работали такие ученые, как Г. Андреева, И. Кон, Б. Парыгин, А. Петровский, Л. Уманский и многие другие.

Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в изучение проблемы авторитета и лидерства, можно назвать работы К. Берда, Э. Богардуса, М. Вебера, Л. Картера, Р. Лорда, Р. Стогдилла, Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Фидлер, Д. Филлипс, Г. Хомэнс, Р. Танненбаум, И. Веслер и Ф. Масарик, П. Друкер, Ф. Фидлер, В. Врум, Ф. Йеттон, М. Мескон П. Херси, С. Бланшар и другие. Они создали модели и передовые теории, получили мировое признание и зарекомендовали себя как настоящие и научно обоснованные идеи.

Концепция власти и лидерства широко распространена в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Обширные теоретические исследования были посвящены этому явлению. Изучение власти и лидерства имеет прямую прагматическую направленность. Прежде всего, он служит для разработки методов эффективного руководства, а также для отбора лидеров. В западных странах было создано множество методов, которые успешно применяются на практике.

Очевидно, что лидерство как явление основано на определенных объективных потребностях сложных систем. К ним относится, прежде всего, необходимость самоорганизации, упорядочения поведения отдельных элементов системы с целью обеспечения ее жизненно важных и функциональных возможностей. Такое упорядочение осуществляется, прежде всего, путем выделения управленческой функции и структур, которые ее выполняют, что требует иерархической, пирамидальной организации для их эффективной работы. Вершина такой управленческой пирамиды - не кто иной, как лидер.

Эффективное лидерство необходимо для любой организации; для этого у лидера должен быть набор определенных навыков и способностей. Лидер должен направить усилия группы и отдельного человека на общие задачи и найти решения для различных ситуаций.

В современной России лидерство является неотъемлемым качеством успешного менеджера, хотя нельзя стать лидером, назначив вышестоящую организацию. Часто лидерами становятся личные качества.


Таким образом, очевидно, что проблемы, с которыми сталкивается руководитель организации с точки зрения соотношения полномочий и лидерства, действительно сложны и неоднозначны, поэтому тема курсовой работы «Авторитет и лидерство в системе менеджмента» является актуальной и значимой в настоящее время

Целью данной курсовой работы является изучение авторитета и лидерства в системе менеджмента.

Объектом исследования является российский менеджмент.

Предмет исследования – авторитет и лидерство в системе менеджмента.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть значение и сущность авторитета в системе менеджмента;

- рассмотреть виды авторитетов менеджера;

- дать общую характеристику лидерства в системе менеджмента: место и роль;

- проанализировать кадровую политику в мебельной фабрике «Восток»;

- разработать рекомендации по улучшению кадровой политики и мотивационной концепции в мебельной фабрике «Восток»;

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения

ГЛАВА 1. АВТОРИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Власть как основа управления

Власть - это способность некоторых людей подчинять других своей воле, влияя на них. Последнее относится к эмоциональному или рациональному воздействию, которое меняет поведение в направлении, необходимом для организации, стимулирует более эффективную работу и предотвращает возникновение конфликтов. Иметь власть - значит иметь возможность влиять на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У некоторых людей много власти, а у других ее вообще нет. Многим кажется, что обладание властью является прерогативой только лидера и подразумевает способность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако теперь признано, что влияние и власть в равной степени зависят от человека, на которого оказывают влияние, а также от ситуации и способностей лидера. Существует связь между властью власти и властью лидера, то есть чем больше зависимость от другого человека, тем больше власть этого человека [3, с.78].

Власть реализуется в управлении как сочетание полномочий, компетентности и лидерства. С помощью власти ресурсы распределяются и перераспределяются, а действия членов организации направлены на достижение общей цели. Он выступает мощным средством интеграции и координации их деятельности, экономя затраты, связанные с их реализацией.


С точки зрения ориентации, власть может быть позитивной, творческой и негативной, что позволяет манипулировать людьми, что-то разрушать, что-то мешать. Таким образом, лидер, который придерживается старых взглядов и боится инноваций, которые могут поколебать его положение, часто использует всю свою силу для предотвращения инноваций, даже если они приносят пользу организации. Чем выше концентрация власти в руках отдельного субъекта, тем выше цена злоупотребления ею [4, с.90].

На практике правильное использование власти может заключаться в том, что лидер применяет свои самые разнообразные формы. Например, в одном случае он категорически требует, чтобы подчиненные выполняли задачи; в другом он пытается убедить их, что желательно выполнить задачу; в-третьих, он может обещать сотрудникам награду за качественную и быструю работу. Отношения между работниками и начальниками должны быть гибкими и разнообразными. Хороший лидер является авторитарным, демократическим и либеральным одновременно; мы можем назвать лидера авторитарным, демократическим или либеральным, только если он предпочитает использовать свою власть только одним конкретным способом.

Власть может существовать, но не использоваться. Если работник работает по правилам, то боссу не нужно использовать его полномочия. Власть - это функция зависимости, точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше силы в обоих. Обладание властью - это возможность влиять на удовлетворение потребностей. Власть используется как начальниками, так и подчиненными для достижения своих целей и укрепления своих полномочий. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации [5, с.16].

Все лидеры пользуются законными полномочиями, поскольку им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации [8, с.67].

Недостаточно обладать властью: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе - желательно вдохновленной, направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться усиления влияния и власти, необходимо выполнить несколько условий [9, с.83]:

- потребность должна быть активной и сильной;

- пострадавшее лицо должно рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворенности, в той или иной степени, какой-либо потребности;


- пострадавшее лицо должно учитывать вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворенность, должно считаться достаточно высоким;

- пострадавший должен полагать, что его или ее усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания лидера.

Наиболее сильное влияние будет, когда исполнитель высоко оценивает потребность, к которой он обращается, считает важным удовлетворение или неудовлетворенность и считает, что его или ее усилия, безусловно, будут соответствовать ожиданиям лидера. И наоборот, если какой-либо из этих компонентов отсутствует, влияние влияния уменьшается или полностью исчезает.

1.2 Значение, сущность авторитета в системе менеджмента и его виды

Авторитет - это значение, которым обладают отдельные лица, социальные группы и организации, которые не нуждаются в постоянном подтверждении этого, его доказательство на практике. Авторитет лидера основан на его личных качествах и деловых качествах. Личные качества лидера должны уважаться, методы - одобрение, обязанности - понимание и компетентность - удовлетворение. Авторитетный лидер органично объединяет обе эти партии. Среди личных качеств наиболее ценится доброта лидера по отношению к подчиненным, готовность помочь и сочувствие. Из деловых качеств наиболее важными являются компетентность лидера, глубокие знания и опыт [11, с.82].

Лидеру очень трудно завоевать авторитет среди своих подчиненных. Чтобы облегчить его получение, помогают некоторые формальные внешние признаки. К ним относятся торжественное открытие, высокие зарплаты, знаки отличия и награды, ограничение доступа посетителей, просторный офис и служебный автомобиль. Эти факторы закладывают предпосылки для формирования авторитета лидера, но ни в коем случае не являются главными. Вышеупомянутые личные и деловые качества гораздо важнее, для оценки которых подчиненным требуется время. В зависимости от того, какие из этих качеств преобладают, они различают авторитет личности и авторитет специалиста [13, с.28].

Авторитет личности основан на харизме лидера. В то же время подчиненные верят в исключительную одаренность своего лидера, хотят быть похожими на него и подражать ему в своем поведении. История знает многих харизматичных личностей, которым удалось контролировать судьбу миллионов людей, которые добровольно сдались власти лидера. Внутри предприятия - это не так глобально, но также позволяет вам управлять подчиненными, подчинять их своей воле. В отличие от принуждения, при использовании инструментов власти, подчиненные добровольно следуют за лидером, выполняя его волю на основе его исключительности. Харизматичные личности характеризуются такими отличительными чертами, как чрезвычайная сила, независимость от характера, способность красиво и правильно выражать свои мысли, уверенная манера удержания, замечательная внешность и восприятие восхищения собой. Как показывает история, харизматичные люди могут не обладать всеми вышеперечисленными качествами [12, с.43].


Авторитет специалиста основан не на неограниченной вере, как в случае с силой харизматичного человека, а на разумной вере. Основой такой веры является компетентность руководителя, его профессиональные качества. Такой авторитет может быть достигнут, если лидер обладает знаниями и навыками, которые превосходят знания и навыки всех его подчиненных. Авторитет специалиста достигается за счет видимых достижений лидера. Обычно такой властью обладают не непосредственные руководители, а специалисты. Ведь лидер - это, прежде всего, человек, который может эффективно руководить работой отдела или предприятия; он может не знать некоторые тонкости и детали. Современные технологии производства довольно сложны, поэтому менеджеры обычно склонны прислушиваться к мнению специалистов, особенно если их правильность была доказана в других ситуациях. В то же время менеджер освобождает часть своего времени от решения производственных задач, которые могут быть делегированы сотруднику с достаточным опытом и знаниями.

Поддержка сотрудников является ключом к эффективному лидерству. Быть хорошим лидером - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. У них есть самое точное представление о вашем стиле руководства. То, как вы смотрите в их глаза, объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно понимают разницу в работе между плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве их работа становится более интересной, а достигнутые результаты усиливают чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные выполняют трудовые обязанности. Эффективность взаимоотношений между подчиненными и менеджерами можно определить по шести важнейшим элементам. В зависимости от стиля, который тот или иной руководитель применяет в конкретной ситуации, выстраиваются его отношения с подчиненными, которые определяют его авторитет [18, с.51].

На авторитет лидера большое влияние оказывает наличие высокой культуры общения, что выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократическое лидерство, общение с подчиненными, коллегами по работе; его доступность, внимательность; умение создать дружескую атмосферу доверия, вежливости и корректности в обращении, аккуратность и ответственное отношение к этому слову. Скупость и аккуратность, ясность и организованность манеры поведения имеют значение. Но внешняя сторона действий должна соответствовать внутренним моральным убеждениям лидера. Только при таком условии нормы официального этикета могут помочь менеджеру более эффективно общаться с людьми. Постоянное общение лидера с подчиненными повышает его авторитет и уровень доверия в коллективе [11, с.29].