ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2019
Просмотров: 2033
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЛАНЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО
ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ И
ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ
(Методические рекомендации)
2
Методические рекомендации составлены сотрудниками кафедры пропе-
девтики внутренних болезней Гродненского государственного медицинского
университета: заведующим кафедрой, профессором Лис М.А., доцентами Доб-
родей М.А., Соколовым К.Н., Пронько Т.П. и ассистентом, к.м.н. Пырочкиным
А.В. в соответствии с типовой программой по пропедевтике внутренних болез-
ней для студентов лечебных факультетов медицинских ВУЗов, утвержденной
Министерством Здравоохранения республики Беларусь от 13 июля 2010 года
(регистрационный номер ТД-L164/тип.).
Методические рекомендации утверждены на заседании Центрально-методического
совета УО «Гродненский государственный медицинский университет», протокол №
Рецензент: доцент кафедры факультетской терапии Дедуль В.И.
Ответственный за выпуск председатель ЦНМС, первый проректор, доцент В. В. Воробьев
3
ЗАНЯТИЕ №1
Тема:
Введение в дисциплину. Общий план обследования больного. Анамнез.
Цель:
ознакомиться с клиникой пропедевтики внутренних болезней, планом
практических занятий; с вопросами медицинской деонтологии и врачебной
этики, сущностью ятрогенных заболеваний; ознакомиться с общим планом об-
следования больного, схемой истории болезни; научиться проводить расспрос
больного: паспортные данные, методика собирания жалоб, анамнеза заболева-
ния и анамнеза жизни.
План занятия:
1.
Знакомство студентов с клиникой пропедевтики внутренних болезней, с ос-
новными задачами дисциплины пропедевтики внутренних болезней, планом
практических занятий, с вопросами медицинской деонтологии и врачебной эти-
ки, сущностью ятрогенных заболеваний.
2.
Изучение общего плана обследования больного и схемы истории болезни.
Значение истории болезни как научно-медицинского и юридического докумен-
та.
3.
Разбор методики субъективного исследования больного с учетом особенно-
сти индивидуального подхода к больному: расспрос паспортных данных, жалоб
(основные и дополнительные), анамнеза заболевания и анамнеза жизни.
4.
Демонстрация преподавателем методики субъективного исследования
больного.
5.
Самостоятельный расспрос отдельными студентами разделов субъективно-
го исследования больного (под контролем преподавателя в присутствии всей
группы).
6.
Подведение итогов и задание на дом.
Контрольные вопросы
по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки:
1.
Что такое медицинская деонтология и врачебная этика?
2.
Что такое ятрогенные заболевания?
3.
Общий план обследования больного.
4.
Схема истории болезни.
Значение истории болезни как научно-
медицинского и юридического документа.
5.
Виды диагноза.
6.
Какие вопросы включает паспортная часть истории болезни и их значение?
7.
Методика собирания жалоб больного с учетом особенности индивидуально-
го подхода к больному. Основные и второстепенные жалобы. Детализация жа-
лоб.
8.
Методика собирания анамнеза заболевания.
9.
Методика собирания анамнеза жизни. Какие вопросы включаются в анамнез
жизни и их последовательность?
Практические навыки:
1.
Методика расспроса больного.
Основная литература:
1.
Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-
дицина, 2001. - 592с. - С.6-29.
4
2.
Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-
ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ,
2010 - 589с. - С.7-31.
3.
Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С.
Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С.7-9; 33-59.
4.
Лис, М.А. История болезни (клиническое обследование больного в терапии и
правила оформления учебной истории болезни): учебное пособие для студентов
лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов медицин-
ских ВУЗов / М.А. Лис, К.Н. Соколов, Ю.Т. Солоненко. - Гродно: ГрГМУ,
2008.-С.4-15.
Дополнительная литература:
1.
Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов,
В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с.
2.
Милькаманович, В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомо-
комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С.6-
12.
3.
Мухин, Н.А. Основы клинической диагностики внутренних болезней / Н.А.
Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.13-36.
4.
Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов
мед. вузов / В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. -
229с.
5.
Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика:
учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384 с. - С.23-26.
ЗАНЯТИЕ №2
Тема:
Самостоятельная курация больного. Сбор анамнеза и написание фраг-
мента истории болезни.
Цель
: Закрепить усвоение методики субъективного исследования больных.
План занятия:
1.
Самостоятельный сбор анамнеза студентами у больных.
2.
Контроль преподавателем последовательности и полноты субъективного
исследования пациентов.
3.
Разбор в присутствии всей группы полученных данных субъективного ис-
следования студентами.
4.
Подведение итогов и задание на дом.
Контрольные вопросы
по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки:
1.
Значение и методика сбора паспортной части истории болезни.
2.
Основные и второстепенные жалобы. Детализация жалоб.
3.
Значение и методика собирания анамнеза заболевания.
4.
Последовательность собирания анамнеза жизни, его значение.
Практические навыки:
1.
Усвоение методики расспроса больного.
Основная литература:
5
1.
Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-
дицина, 2001. - 592с. - С.6-29.
2.
Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов фа-
культета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ, 2010 -
589с. - С.7-31.
3.
Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С.
Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С.7-9; 33-59.
4.
Лис, М.А. История болезни (клиническое обследование больного в терапии и
правила оформления учебной истории болезни): учебное пособие для студентов
лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов медицин-
ских ВУЗов / М.А. Лис, К.Н. Соколов, Ю.Т. Солоненко. - Гродно: ГрГМУ,
2008.- С.4-15.
Дополнительная литература:
1.
Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов,
В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с.
2.
Милькаманович, В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомо-
комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С.6-
12.
3.
Мухин, Н.А. Основы клинической диагностики внутренних болезней / Н.А.
Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.13-36.
4.
Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов
мед. вузов / В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. -
229с.
5.
Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика:
учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384 с. - С.23-26.
ЗАНЯТИЕ №3
Тема:
Общий осмотр больного. Пальпация. Антропометрические измерения.
Термометрия.
Цель
: Научиться методике и технике проведения общего осмотра больного, ан-
тропометрических измерений, технике поверхностной пальпации; закрепить
усвоение техники термометрии тела и регистрации полученных данных в тем-
пературном листе.
План занятия:
1.
Проверка преподавателем последовательности и полноты субъективного
исследования студентами каждой подгруппы в присутствии всей группы.
2.
Разбор текущей темы путем опроса отдельных студентов, с оценкой данных
общего осмотра у обследованных больных.
3.
Демонстрация преподавателем антропометрических измерений тела боль-
ного (рост, вес, окружность грудной клетки).
4.
Демонстрация преподавателем поверхностной пальпации кожи, подкожно-
жировой клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей, суставов.
5.
Демонстрация больных с выраженными патологическими изменениями
данных общего осмотра.