ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 2033

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАНЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО 

ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА 

ЛЕЧЕБНОГО И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ И 

ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ  

 
 
 

(Методические рекомендации) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


background image

 

Методические  рекомендации  составлены  сотрудниками  кафедры  пропе-

девтики  внутренних  болезней  Гродненского  государственного  медицинского 
университета: заведующим кафедрой, профессором Лис М.А., доцентами Доб-
родей М.А., Соколовым К.Н., Пронько Т.П. и ассистентом, к.м.н. Пырочкиным 
А.В. в соответствии с типовой программой по пропедевтике внутренних болез-
ней  для  студентов  лечебных  факультетов  медицинских  ВУЗов,  утвержденной 
Министерством  Здравоохранения  республики  Беларусь  от  13  июля  2010  года 
(регистрационный номер ТД-L164/тип.). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методические  рекомендации  утверждены  на  заседании  Центрально-методического 

совета УО «Гродненский государственный медицинский университет», протокол № 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: доцент кафедры факультетской терапии Дедуль В.И. 

 

 

 

 

 

 

Ответственный за выпуск председатель ЦНМС, первый проректор, доцент В. В. Воробьев 

 

 


background image

 

ЗАНЯТИЕ №1 

Тема: 

Введение в дисциплину. Общий план обследования больного. Анамнез. 

Цель: 

ознакомиться  с  клиникой  пропедевтики  внутренних  болезней,  планом 

практических  занятий;  с  вопросами  медицинской  деонтологии  и  врачебной 
этики, сущностью ятрогенных заболеваний; ознакомиться с общим планом об-
следования  больного,  схемой  истории  болезни;  научиться  проводить  расспрос 
больного: паспортные данные, методика собирания жалоб, анамнеза заболева-
ния и анамнеза жизни. 

План занятия: 

1.

 

Знакомство студентов с клиникой пропедевтики внутренних болезней, с ос-

новными  задачами  дисциплины  пропедевтики  внутренних  болезней,  планом 
практических занятий, с вопросами медицинской деонтологии и врачебной эти-
ки, сущностью ятрогенных заболеваний. 
2.

 

Изучение  общего  плана  обследования  больного  и  схемы  истории  болезни.  

Значение истории болезни как научно-медицинского и юридического докумен-
та. 
3.

 

Разбор методики субъективного исследования больного с учетом особенно-

сти индивидуального подхода к больному: расспрос паспортных данных, жалоб 
(основные и дополнительные), анамнеза заболевания и анамнеза жизни. 
4.

 

Демонстрация  преподавателем  методики  субъективного  исследования 

больного. 
5.

 

Самостоятельный расспрос отдельными студентами разделов субъективно-

го  исследования  больного  (под  контролем  преподавателя  в  присутствии  всей 
группы). 
6.

 

Подведение итогов и задание на дом. 

Контрольные вопросы 

по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки: 

1.

 

Что такое медицинская деонтология и врачебная этика? 

2.

 

Что такое ятрогенные заболевания? 

3.

 

Общий план обследования больного. 

4.

 

Схема  истории  болезни.

 

Значение  истории  болезни  как  научно-

медицинского и юридического документа. 
5.

 

Виды диагноза. 

6.

 

Какие вопросы включает паспортная часть истории болезни и их значение? 

7.

 

Методика собирания жалоб больного с учетом особенности индивидуально-

го подхода к больному. Основные и второстепенные жалобы. Детализация жа-
лоб. 
8.

 

Методика собирания анамнеза заболевания. 

9.

 

Методика собирания анамнеза жизни. Какие вопросы включаются в анамнез 

жизни и их последовательность?  

Практические навыки: 

1.

 

Методика расспроса больного. 

Основная литература: 

1.

 

Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-

дицина, 2001. - 592с. - С.6-29. 


background image

 

2.

 

Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-

ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ, 
2010 - 589с. - С.7-31. 
3.

 

Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С. 

Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С.7-9; 33-59. 
4.

 

Лис, М.А. История болезни (клиническое обследование больного в терапии и 

правила оформления учебной истории болезни): учебное пособие для студентов 
лечебного,  педиатрического,  медико-психологического  факультетов  медицин-
ских  ВУЗов  /  М.А.  Лис,  К.Н.  Соколов,  Ю.Т.  Солоненко.  -  Гродно:  ГрГМУ, 
2008.-С.4-15. 

Дополнительная литература: 

1.

 

Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, 

В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с. 
2.

 

Милькаманович,  В.К.  Методическое  обследование,  симптомы  и  симптомо-

комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С.6-
12. 
3.

 

Мухин,  Н.А.  Основы  клинической диагностики  внутренних  болезней  /  Н.А. 

Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.13-36. 
4.

 

Ивашкин,  В.Т.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов 

мед.  вузов  /  В.Т.  Ивашкин,  А.А.  Шептулин.  -  М.:  МЕДпресс-информ,  2005.  - 
229с. 
5.

 

Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: 

учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384 с. - С.23-26. 
 

ЗАНЯТИЕ №2 

Тема: 

Самостоятельная  курация  больного.  Сбор  анамнеза  и  написание  фраг-

мента истории болезни. 

Цель

: Закрепить усвоение методики субъективного исследования больных. 

План занятия: 

1.

 

Самостоятельный сбор анамнеза студентами у больных. 

2.

 

Контроль  преподавателем  последовательности  и  полноты  субъективного 

исследования пациентов. 
3.

 

Разбор  в  присутствии  всей  группы  полученных  данных  субъективного  ис-

следования студентами. 
4.

 

Подведение итогов и задание на дом. 

Контрольные вопросы 

по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки: 

1.

 

Значение и методика сбора паспортной части истории болезни. 

2.

 

Основные и второстепенные жалобы. Детализация жалоб. 

3.

 

Значение и методика собирания анамнеза заболевания. 

4.

 

Последовательность собирания анамнеза жизни, его значение. 

Практические навыки: 

1.

 

Усвоение методики расспроса больного. 

Основная литература: 


background image

 

1.

 

Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-

дицина, 2001. - 592с. - С.6-29. 
2.

 

Лис,  М.А.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов  фа-

культета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов  - Гродно: ГрГМУ, 2010  - 
589с. - С.7-31. 
3.

 

Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С. 

Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С.7-9; 33-59. 
4.

 

Лис, М.А. История болезни (клиническое обследование больного в терапии и 

правила оформления учебной истории болезни): учебное пособие для студентов 
лечебного,  педиатрического,  медико-психологического  факультетов  медицин-
ских  ВУЗов  /  М.А.  Лис,  К.Н.  Соколов,  Ю.Т.  Солоненко.  -  Гродно:  ГрГМУ, 
2008.- С.4-15. 

Дополнительная литература: 

1.

 

Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, 

В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с. 
2.

 

Милькаманович,  В.К.  Методическое  обследование,  симптомы  и  симптомо-

комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С.6-
12. 
3.

 

Мухин,  Н.А.  Основы  клинической диагностики  внутренних  болезней  /  Н.А. 

Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.13-36. 
4.

 

Ивашкин,  В.Т.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов 

мед.  вузов  /  В.Т.  Ивашкин,  А.А.  Шептулин.  -  М.:  МЕДпресс-информ,  2005.  - 
229с. 
5.

 

Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: 

учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384 с. - С.23-26. 
 

ЗАНЯТИЕ №3 

Тема:

  Общий  осмотр  больного.  Пальпация.  Антропометрические  измерения. 

Термометрия. 

Цель

: Научиться методике и технике проведения общего осмотра больного, ан-

тропометрических  измерений,  технике  поверхностной  пальпации;  закрепить 
усвоение техники термометрии тела и регистрации полученных данных в тем-
пературном листе. 

План занятия: 

1.

 

Проверка  преподавателем  последовательности  и  полноты  субъективного 

исследования студентами каждой подгруппы в присутствии всей группы. 
2.

 

Разбор текущей темы путем опроса отдельных студентов, с оценкой данных 

общего осмотра у обследованных больных. 
3.

 

Демонстрация  преподавателем  антропометрических  измерений  тела  боль-

ного (рост, вес, окружность грудной клетки). 
4.

 

Демонстрация  преподавателем  поверхностной  пальпации  кожи,  подкожно-

жировой клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей, суставов. 
5.

 

Демонстрация  больных  с  выраженными  патологическими  изменениями 

данных общего осмотра.