ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 1163
Скачиваний: 3
11
приемное отделение;
~
изучить порядок оказания помощи и особенности обследования больных с
сочетанной травмой;
~
изучить тактику врача приемного покоя при острой хирургической
патологии;
~
выполнять небольшие операции и перевязки в приемном отделении;
~
участвовать в обходе дежурного врача в хирургическом отделении;
~
ознакомиться
с
правилами
наблюдения
за
больными
в
раннем
послеоперационном периоде и за больными с подозрением на экстренную
хирургическую патологию;
~
ознакомиться с обязанностями ответственного дежурного врача по хирургии
и по больнице;
~
участвовать в операциях, выполняемых по экстренным показаниям.
При наличии на базе практики патологоанатомической службы студент
обязан присутствовать на 2-3-х патологоанатомических вскрытиях. Также
каждый студент должен уметь заполнить справку о смерти, подготовить
выступление в качестве оппонента на клинико-анатомической конференции.
Во время прохождения практики каждый студент должен соблюдать
деонтологию: сохранение медицинской тайны, правила медицинского
поведения в отношении медперсонала, больного и его родственника.
ПО РАЗДЕЛУ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»:
Студенты проходят практику в родовом отделении, отделении патологии
беременных, гинекологическом отделении и женской консультации. Каждый
студент несет одно ночное дежурство в неделю по оказанию экстренной
помощи. График работы студентов в отделениях составляют руководитель
практики и староста группы.
В
отделении патологии беременных
студенты знакомятся со структурой
отделения, санитарно-эпидемиологическим режимом, принципами оказания
экстренной помощи беременным. Студент участвует в ведении беременных,
совместно с врачом принимает беременных и заполняет истории родов.
Самостоятельно производит измерение ОЖ, ВДМ, ДОП, ЛЗР, индекса
Соловьева, размеров таза, наружное акушерское исследование (приемы
Леопольда - Левицкого), выслушивает и подсчитывает сердцебиение плода.
Совместно с врачом проводит влагалищное исследование, с оценкой зрелости
шейки матки, определением предлежащей части плода и забором мазков.
Подсчитывает срок беременности и родов (по последней менструации, по
первому шевелению, по ранней явке в женскую консультацию и УЗИ,
объективным данным, по дате выдачи дородового отпуска).
У курируемой беременной студент проводит подсчет предполагаемой
массы плода по известным формулам, участвует в проведении функциональных
проб.
С учетом выявленной акушерской и экстрагенитальной патологии
студент составляет план ведения беременной и родов, подсчитывает
допустимую физиологическую кровопотерю. Принимает участие в назначении
и обосновании назначения лекарственных веществ. Участвует в проведении
12
плановых операций кесарево сечение. Проводит санитарно-просветительную
работу с курируемыми пациентками, участвует в производственных
совещаниях, научных и клинико-анатомических конференциях.
В
приемном покое
студенты изучают его структуру, организацию
работы фильтра приемного покоя, санитарно-эпидемиологический режим,
порядок госпитализации, прием, обследование и санитарную обработку
беременных и рожениц.
В
родильном отделении
студент знакомится с правилами асептики и
антисептики, с работой предродовой палаты и родильного зала.
Совместно с врачом осматривает рожениц в предродовой палате,
оценивает течение I периода родов, проводит наружное акушерское
исследование, оценивает внутриутробное состояние плода (сердцебиение,
данные фетомониторного контроля, функциональных проб).
Совместно с врачом по показаниям проводит внутреннее акушерское
исследование, оценивает состояние родовых путей, определяет предлежащую
часть. Участвует в проведении амниотомии.
Во II периоде родов студент оценивает родовую деятельность, следит за
состоянием роженицы и плода. Совместно с акушеркой принимает роды у
повторнородящих, знакомится с ведением родов в тазовом предлежании
(оказание пособий по Цовьянову), с ведением патологических родов.
Совместно с врачом участвует в проведении хирургической защиты
промежности
(эпизиотомия
и
перинеотомия)
и
ушивании
разрывов
промежности первой степени. Совместно с акушеркой проводит ручную
защиту промежности.
В родах подсчитывает предполагаемую физиологическую кровопотерю
для каждой роженицы, проводит профилактику кровотечения.
Совместно
с
врачом-неонатологом
дает
оценку
состояния
новорожденного
по
шкале
Апгар,
участвует
в
первичном
туалете
новорожденного.
В III периоде родов студент наблюдает за признаками отделения последа,
после его выделения оценивает его целостность, особенность строения.
Участвует в мероприятиях при гипо- и атоническом кровотечении.
Изучает течение родов при многоплодной беременности, аномалии
прикрепления
и
отделения
плаценты,
при
наличии
у
беременной
экстрагенитальной патологии. Участвует в обезболивании родов.
Совместно с врачом оформляет истории родов, назначает лечение.
В
послеродовом отделении
студенты изучают его структуру и
организацию работы, приказы по соблюдению санитарно-эпидемического
режима.
Совместно с врачом проводит обследование родильниц – измерение Рs, t
0
,
АД, контроль за сокращением матки, оценка количества и качества лохий,
осмотр промежности, обработка швов на промежности и передней брюшной
стенке, участвует в снятии швов.
Студент обучается уходу за молочными железами, оценивает их
состояние, качество лактации.
13
Студент проводит санитарно-просветительную работу (о гигиене в
послеродовом периоде, о методах контрацепции, диете кормящей матери).
Оформляет выписку родильниц.
В
гинекологическом отделении
студенты изучают его структуру и
организацию работы, санитарно-эпидемиологический режим, курируют
гинекологических больных, знакомятся с особенностями предоперационной
подготовки и ведением послеоперационного периода при различных вариантах
хирургического
доступа,
принимают
участие
в
малых
и
больших
гинекологических
операциях,
осваивают
методы
диагностических
исследований.
В
женской консультации
студенты знакомятся со структурными
подразделениями базовой консультации, организацией диспансеризации
населения, работой отделения дневного пребывания и специализированных
кабинетов. Изучают принципы оказания амбулаторной помощи женскому
населению,
принимают
участие
в
выполнении
малых
оперативных
вмешательств, проведении психопрофилактической подготовки беременных к
родам, санитарно-просветительной работе.
ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»:
В соответствии с образовательным стандартом, типовым учебным планом
и программой студенты 5 курса лечебного факультета проходят врачебную
производственную практику по общественному здоровью и здравоохранению.
Цель практики – углубление, закрепление, совершенствование и проверка
знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении
дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».
Прохождение практики предусматривается в рабочее время врачей, для
чего выделяется 48 рабочих часов (по одному часу ежедневно на каждом цикле
при 6-дневной рабочей неделе) и 9 дополнительных часов. Задание
выполняется на базе основного учреждения здравоохранения, где проходит
практика или какого-либо другого учреждения здравоохранения (диспансер,
поликлиника).
За время практики студенты выполняют индивидуальное задание по
изучению деятельности структурного подразделения или медицинской службы
учреждения
здравоохранения,
представленных
в
учебном
пособии
(Заборовский, Г.И. Порядок выполнения и перечень заданий для прохождения
производственной практики по общественному здоровью и здравоохранению
(для студентов лечебного, педиатрического и медико-психологического
факультетов): учебное пособие / Г.И. Заборовский, Е.М. Тищенко. – Гродно,
2004. – 67с.). Задание на практику каждый студент получает индивидуально на
кафедре общественного здоровья и здравоохранения согласно графика.
При ознакомлении с организацией стационарной терапевтической или
хирургической помощи акцентируется внимание на структуре больницы;
обеспеченности
кадрами
и
больничными
койками;
планировании
и
финансировании больницы; видах и объеме платных медицинских услуг;
основных
приказах,
регламентирующих
деятельность
стационара;
14
функциональных обязанностях заведующего отделением, лечащего врача,
главной, старшей, палатной, операционной медицинской сестры; организации
работы по экспертизе временной нетрудоспособности; соблюдении лечебно-
охранительного режима; организации лечебного питания; санитарном
состоянии отделения; мерах по профилактике внутрибольничных инфекций;
состояние медико-гигиенического обучения населения и формировании
здорового образа жизни; преемственности в деятельности больницы с другими
учреждениями здравоохранения.
Анализируя деятельность учреждений здравоохранения (структурного
подразделения), медицинской службы, обращается внимание на:
~
показатели результативности
(среднегодовая занятость, оборот койки,
средняя продолжительность пребывания в круглосуточном стационаре);
~
показатели качества лечения
(уровень качества медицинских услуг,
исходы лечения, хирургическая активность);
~
показатели дефектов
(обоснованные жалобы пациентов; расхождение
клинических и патологоанатомических диагнозов; осложнения в процессе
лечения;
повторные
госпитализации
в
связи
с
осложнениями,
преждевременной выпиской; несвоевременное направление на МРЭК;
послеоперационная летальность).
Оценка деятельности учреждения здравоохранения проводится на
основе модели конечных результатов с определением коэффициента
достижения результата.
Изучая организацию работы акушерско-гинекологического стационара,
необходимо учесть особенности планировки родильного дома, обратить
внимание
на
организацию
работы
приемно-пропускного
блока,
физиологического, обсервационно-изоляционного акушерских отделений;
отделений
(палат)
патологии
беременности,
для
новорожденных;
гинекологического отделения; функциональные обязанности заведующего
отделением, лечащего врача, старшей акушерки; противоэпидемические
мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций; контроль за
соблюдением санитарно-гигиенического, противоэпидемического и лечебно-
охранительного режима в родильном доме; заполнение учетно-отчетной
документации; преемственность в деятельности родильного дома, женской
консультации и детской поликлиники; организацию работы по медицинской
реабилитации и экспертизе трудоспособности.
Сравнительный анализ показателей, характеризующий деятельность
акушерско-гинекологического стационара за два года проводится на основе
расчета показателей результативности (перинатальная, ранняя неонатальная,
младенческая смертность; заболеваемость новорожденных; исходы лечения в
гинекологическом отделении; показатели использования коечного фонда;
уровень качества лечения) и показателей дефектов (материнская смертность;
внутрибольничная
гнойно-септическая
инфекция
у
родильниц
и
новорожденных;
послеоперационные
осложнения;
летальность
новорожденных; досуточная летальность; мертворожденность детей).
Оценка деятельности родильного дома осуществляется на основе модели
15
конечных результатов в сравнении с нормативными показателями по
Республике Беларусь или в динамике за предшествующие годы. На основании
анализа и выводов вносятся предложения по совершенствованию работы
конкретного учреждения здравоохранения.
За время прохождения производственной практики каждый студент
выполняет одно из специальных индивидуальных заданий кафедры по УИРС, в
котором анализируется деятельность конкретного врача, структурного
подразделения,
учреждения
здравоохранения
с
точки
зрения
врача-
организатора здравоохранения, отражается владение приемами вычисления и
оценки
показателей
здоровья
населения,
планирования
амбулаторно-
поликлинической и стационарной медицинской помощи.
Цифровые данные для анализа, а также первичные учетные документы за
прошлые годы хранятся в оргметодотделе (кабинете) больницы, на основании
которых можно рассчитать необходимые показатели. Для полноты анализа
деятельности и качества медицинской помощи в учреждении здравоохранения
следует ознакомиться с показателями работы больницы; сопоставить
полученные данные за анализируемый период с данными предыдущих лет;
охарактеризовать динамику показателей.
Студент должен дать критическую оценку основных показателей работы,
общее
заключение,
выводы
о
работе
учреждения
здравоохранения
(структурного подразделения), высказать свои предложения.
Результаты производственной практики должны явиться основой для
внесения предложений по улучшению организации различных видов
медицинской помощи населению, профилактике заболеваний, формированию
здорового образа жизни.
В соответствии с полученным заданием на кафедре студент составляет
письменный отчет о выполненной работе и сдает его преподавателям кафедры
(при
расчете
качественных
показателей
деятельности
учреждений
здравоохранения представляется методика расчета и исходные цифровые
данные). В «Сводном отчете» заполняется соответствующая данной
дисциплине страничка.
После завершения практики все работы студентов проверяются
преподавателем. Итоговый контроль знаний и приобретенных практических
навыков осуществляется в ходе дифференцированного зачета, где выявляется
теоретическая подготовленность студентов, знание организации работы
учреждения здравоохранения, умение критически мыслить, сопоставлять
полученные
данные
со
средними
республиканскими
уровнями
или
нормативами.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО РАЗДЕЛУ «
ТЕРАПИЯ»:
Студент должен уметь:
1. Самостоятельно обследовать больного:
~
собрать анамнез болезни;
~
провести внешний осмотр больного;